Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должея
действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может
осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти
или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить
вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не
может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к
ведению других правоохранительных органов.

Оглавление

Понятие и виды подведомственности. 3


Подведомственность гражданских дел судам. 4


Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8


Понятие и виды подсудности 13


Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в
другой. 18


Литература: 20

Файлы: 1 файл

Подведомственность и подсудность гражданских дел25.docx

— 109.56 Кб (Скачать)

исключить мест ное влияние  при разрешении конкретного дела, а также в

случаях, когда сторона  по состоянию здоровья или в силу других уважительных

причин не может выехать  по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

Вопрос о передаче дела по указанным основаниям из одного районного

(городского) народного суда  в другой в пределах республики, края, области,

города, автономной области  или автономного округа разрешается  председателем

соответствующего вышестоящего суда. Передача дела по указанным основаниям в

суд другой республики, края, области, города, автономной области, автономного

округа разрешается Председателем  Верховного Суда Российской Федерации  или его

заместителем. Решение должностных  лиц, указанных в ст. 123  ГПК, о

направлении дела на рассмотрение другого суда оформляется определением.

Между судами может возникнуть разногласие по поводу того, кто  из них должен

рассматривать данное дело. Чтобы не допустить волокиты при  передаче дел из

одного суда в другой, обеспечить быстрое и своевременное разрешение дела по

существу, закон устанавливает, что всякое дело, направленное из одного суда в

другой в порядке определения  подсудности, подлежат безусловному принятию к

производству тем судом, в который оно направлено (ч. 2 ст. 125 ГПК). Споры о

подсудности между судами Российской Федерации не допускаются.

    

Литература:

 

1.     Гражданский  прцнессуальный кодекс РФ.

2.     Кодекс законов  о труде РФ.

3.     Арбитражный  прцессуальный кодекс.

4.     Кодекс о  браке и семье РФ

5.     Земельный  кодекс

6.     Гражданский  процесс: Учебник / под редакцией  М. С.Шакарян. – М.: Юрид.

лит., 1993 г.

  Оглавление

 

Введение

 

1.1 Подведомственность

 

1.2 Подсудность

 

2. Гражданские процессуальные  отношение и их особенности

 

3. Судебное разбирательство  как основная стадия гражданского  процесса

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Задача № 1

 

Задача № 2

 

Введение

 

Правовой статус гражданина, а также других субъектов российского  права включает в себя множество  разнообразных прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами. Государство  стремится обеспечить всемерную  защиту субъективных прав. В этих целях  им создаются различные органы и  компетенция которых включает деятельность по защите права. Кроме того, законы РФ предусматривают возможность  создания и функционирования, негосударственных  органов, также осуществляющих такую  защиту.

 

Так, в соответствии со ст. 11 ГК защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом  арбитражным или третейским судом. Защита может осуществляться и в  административном порядке, но лишь в  случаях, предусмотренных законом  и принятое при этом решение может  быть обжаловано в суд.

 

В соответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом, а  в случаях, предусмотренных СК, государственными органами или органами опеки и  попечительства.

 

Статья 382 ТК устанавливает, что индивидуальные трудовые споры  рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Особый многоступенчатый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК). Наряду с негосударственными органами, специально создаваемыми в процессе разрешения коллективного трудового  спора (примирительная комиссия посредник  трудовой арбитраж), а также Службой  по урегулированию коллективных трудовых споров, являющейся государственным  органом (ст. 401, 407 ТК), на завершающем  этапе такой спор полномочен рассматривать  суд субъекта Федерации, выноси решение  по заявлению прокурора или работодателя о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК).

 

Статьей 64 ЗК определяется, что  земельные споры рассматриваются  в судебном порядке, кроме того, такие  споры могут быть переданы сторонами  на разрешение в третейский суд.

 

Едва ли не каждый нормативный  акт материального права содержит нормы, указывающие на возможные  формы защиты прав, и в РФ немало различных органов, компетентных решать гражданские дела. Это суды (общей  юрисдикции и арбитражные), нотариат, КТС, третейские суды, Палата по патентным  спорам, органы опеки и попечительства, окружные и Центральная избирательные  комиссии и другие. При этом одни органы, например суды, специально созданы  для защиты прав и интересов путем  разрешения споров, другие осуществляют деятельность по разрешению конфликтов как одну из своих функций, будучи органами исполнительной власти, например, органы опеки и попечительства, избирательные  комиссии. Учитывая наличие различных  органов, к компетенции которых  относится защита прав и охраняемых законом интересов необходимо правильно  и точно разграничивать их полномочия в указанной сфере, чему и служит институт подведомственности.

 

1.1 Подведомственность

 

Традиционно подведомственность определяют как относимость нуждающихся  в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к  ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными  словами, подведомственность имеет  задачей определение круга гражданских  дел, разрешение которых законом  отнесено к компетенции определенного  государственного органа или общественной организации.

 

Несмотря на множество  различных государственных органов  и общественных организаций, полномочных  осуществлять защиту субъективных прав, следует выделять три формы защиты — судебную, административную и общественную. В соответствии с этим различается подведомственность судебная (общему или арбитражному суду), административная, подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду и др.).

 

Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию  суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст. 46 Конституции  РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав и  свобод. Это конституционное положение  является определяющим для закрепления  института подведомственности в  гражданском процессуальном законодательстве. Подведомственность дел суду общей  юрисдикции устанавливает ст. 22 ГПК, арбитражному суду — ст. 27—33 АПК.

 

Компетенция судов общей  юрисдикции установлена таким образом, что эти суды играют определяющую роль в решении задачи защиты прав и охраняемых законом интересов  всех без исключения субъектов права, и в первую очередь граждан, во всех регулируемых правом сферах общественной жизни, исключая предпринимательскую  деятельность.

 

Закрепляя подведомственность гражданских дел общим судам, законодатель учитывал разграничение  исковых (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК) и неисковых (п. 2 — 6 ч. 1 ст. 22 ГПК) дел.

 

Подведомственность исковых  дел определяется по совокупности двух признаков: наличие спора о праве  и отсутствие отнесения такого спора  к компетенции арбитражных судов. При этом характер материальных правоотношений, из которых возник спор, не является определяющим фактором. Это могут  быть гражданские, семейные, трудовые, жилищные, земельные, экологические  и другие правоотношения. Круг лиц, чей спор подведомствен общим  судам, обозначен в ГПК предельно  широко и, следовательно, тоже не может  выступать в качестве критерия подведомственности. Так, ст. 22 перечисляет практически  всех субъектов права, это: граждане, организации органы государственной  власти, органы местного самоуправления, а также иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные  организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации.

 

Подведомственные суду общей  юрисдикции неисковые дела — это  указанные в ст. 245 ГПК дела, возникающие  из публичных правоотношений; дела особого производства, перечисленные  в ст. 262 ГПК, а также впервые  упомянутые в статье о подведомственности, но и ранее рассматривавшиеся  судами дела об оспаривании решений  третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, дела о  признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и  иностранных арбитражных решений.

 

К компетенции судов общей  юрисдикции отнесено также рассмотрение заявлений о выдаче судебного  приказа.

 

В научной и учебной  литературе по гражданскому процессуальному  праву высказаны различные точки  зрения в отношении видов судебной подведомственности. Обычно выделяют исключительную, альтернативную, договорную и императивную подведомственность.

 

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотрено  только судом (общим или арбитражным) и решение дела иным органом исключается.

 

Например, только судом общей  юрисдикции могут быть рассмотрены  дела о расторжении брака супругов имеющих общих несовершеннолетних детей, о восстановлении на работе о  признании недействительным ордера, выданного на жилое помещение, и  множество других споров, возникших  из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений. Только арбитражным  судом могут быть рассмотрены  дела о несостоятельности (банкроте).

 

Альтернативная договорная и императивная подведомственность является множественной, т. е. дело может  быть рассмотрено не только судом, но и другими органами.

 

Альтернативной принято  называть подведомственность, при которой  спор о субъективном праве может  быть рассмотрен по выбору заинтересованного  лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации. Например, если гражданин  считает, что действиями должностного лица нарушены его права и свободы, он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой как в суд, так  и к вышестоящему должностному лицу. При этом использование административного  порядка разрешения спора не лишает лицо права на последующее обращение  в суд.

 

В литературе высказано мнение, что в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение и трансформировалась в смешанную  подведомственность, поскольку альтернатива выступает не в чистом виде из-за сохранения права на последующее  обращение в суд.

 

Эту позицию следует поддержать с той лишь оговоркой, что избран при выборе подведомственности сразу  судебный порядок рассмотрения спора, заинтересованное лицо окончательно реализует  альтернативу и будучи недовольным  решением суда, не вправе обращаться за разрешением тождественного спора  в иной орган.

 

Договорная подведомственность схожа с альтернативной. По ней  также есть возможность выбора органа, разрешающего спор, однако происходит это по взаимному согласию сторон, т. е. путем заключения договора о  передаче спора на разрешение третейского  суда.

 

В отдельных случаях, предусмотренных  федеральным законом или договором, дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного  порядка урегулирования спора. Такое  правило характерно, в частности, для индивидуальных трудовых споров, большее число которых исключая предусмотренные в ч. 2 и З ст.391 ТК и некоторые другие, рассматриваются  в суде лишь при условии их предварительного разрешения в КТС. Такую подведомственность называют условной или императивной. В теории существование императивной подведомственности подвергалось критике  с позиций противоречия ее ст. 46 Конституции. Вместе с тем ГПК 2002 г. фактически вновь подтвердил ее наличие.

 

1.2 Подсудность

 

Обращение за судебной защитой  прав и интересов возможно лишь в  соответствующий по подсудности  суд, т. е. в суд, компетентный рассмотреть  и разрешить то или иное гражданское  дело. При определении подсудности  имеется в виду компетенция судебных органов как судов первой инстанции.

 

В современной судебной системе  РФ компетенцией в области разрешения отнесенных к их ведению гражданских  дел наделены суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Эти суды действуют  самостоятельно и независимо друг от друга (ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской федерации» (далее – ФКЗ о судёбной системе)). К ним относятся:

 

— суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом  РФ;

 

— арбитражные суды, возглавляемые  Высшим Арбитражным Судом РФ.

 

Систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды трехуровневой (трехзвенной) структуры и мировые  судьи, являющиеся судами субъектов  РФ (ст. 1 Ф3 «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — ФЗ о мировых  судьях)).

 

В системе общегражданских  федеральных судов действуют  суды трех уровней: 1) районные суды; 2) Верховные  суды республик, краевые, областные, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов (далее — суды субъектов РФ) и 3) Верховный Суд РФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся также военные суды (ст. 4, 22 ФКЗ о судебной системе) и специализированные суды.

 

Нормы о подсудности гражданских  дел в основном содержатся в ГПК  и АПК. Подсудность гражданских  дел, отнесенных к ведению общих  судов, регулируется правилами подсудности, установленными ГПК (ст. 23 – ЗЗ), которые  разграничивают компетенцию между  судами общей юрисдикции. Общим для  всех судов общей юрисдикции РФ является их право рассматривать гражданские  дела в качестве суда первой инстанции.

 

Подсудность гражданских  дел арбитражным судам определяется нормами АПК (ст. 24 – 31).

 

Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом  отнесены к его компетенции т.е. подсудны ему.

 

Подсудность устанавливает  объем (пределы) компетенции того или  иного суда относительно круга гражданских  дел, которые он правомочен рассмотреть  в качестве суда первой инстанции. Подсудность  как средство разграничения компетенции  внутри каждой судебной системы следует  отличать от подведомственности, которая  позволяет отграничить компетенцию  судов общей юрисдикции в целом  как системы от иных судов, а также  других юрисдикционных органов.

 

Разграничение компетенции  между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции  осуществляется с одной стороны  по роду (характеру) дел подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой – в соответствии с  территориальной юрисдикцией однородных судов (одного и того же уровня).

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел