Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должея
действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в
компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным
условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего
государственного аппарата, в том числе и судов.
По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может
осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти
или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить
вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не
может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к
ведению других правоохранительных органов.

Оглавление

Понятие и виды подведомственности. 3


Подведомственность гражданских дел судам. 4


Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8


Понятие и виды подсудности 13


Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в
другой. 18


Литература: 20

Файлы: 1 файл

Подведомственность и подсудность гражданских дел25.docx

— 109.56 Кб (Скачать)

с применением законодательства о труде, коллективных  трудовых  договоров  и

правил внутреннего трудового  распорядка, а также условий трудового  договора

(контракта), разрешаются   в  комиссиях  по  трудовым  спорам   (КТС),  после

рассмотрения в которых  они могут быть перенесены  на  решение  суда  (ст.ст.

204, 208, 210 КЗоТ).

    Из этого правила  допускаются исключения:

      а)  действующим   трудовым  законодательством   предусматривается   ряд

случаев, когда трудовой спор может рассматриваться  непосредственно  в  суде

без обращения в комиссию по трудовым спорам;

     б) некоторые  категории трудовых дел изъяты  из  компетенции  указанных

органов и разрешаются  в особом порядке (ст. 218 КЗоТ).

    Все трудовые  споры, подведомственные КТС и  суду, могут быть  приняты  к

рассмотрению судом лишь  при  условии  предварительного  рассмотрения  их  в

указанных органах. Поэтому  суды не должны принимать  к  рассмотрению  такого

рода дела, если истцом не был соблюден  указанный  порядок  (п.  2  ст.  129

ГПК).

    В соответствии  со ст. 210 КЗоТ непосредственно  в суде рассматриваются:

     1) трудовые  споры по заявлениям  работников  предприятий,  учреждений,

        организаций,  где  КТС не избираются или  почему-либо не созданы;

     2) иски рабочих  и служащих о восстановлении  на работе  (независимо  от

        причины   увольнения),  об  изменении   формулировки  причин  и  даты

        увольнения, об оплате за время вынужденного  прогула или  выполнения

        нижеоплачиваемой  работы;

    3) иски администрации  предприятия, учреждения, организации  к работникам

о возмещении причиненного ущерба;

    4) тот же порядок  применяется при разрешении споров  об отказе в  приеме

на работу: лиц, приглашенных в порядке перевода с  другого  предприятия,  из

учреждения,  организации;  молодых  специалистов,  окончивших   высшее   или

среднее  специальное  учебное  заведение  и  направленных  в   установленном

порядке на работу на данное предприятие, в учреждение,  организацию;  других

лиц,  с  которыми  администрация  предприятия,  учреждения,  организации   в

соответствии с законодательством  о труде  была  обязана  заключить  трудовой

договор.

    Этот порядок  не распространяется на трудовые  споры некоторых  категорий

работников.  Так,  трудовые  споры   руководящих   работников,   избираемых,

утверждаемых или назначаемых  на должности органами государственной  власти  и

управления  Российской  Федерации,  республик,  входящих  в  ее  состав,  по

вопросам увольнения,  изменения  даты  и  формулировки  причины  увольнения,

перевода  на  другую  работу,  оплаты  за  время  вынужденного  прогула  или

выполнения  нижеопла-чиваемой работы и наложения  дисциплинарных  взысканий,

рассматриваются    в    порядке    подчиненности    вышестоящими    органами

государственной власти и  управления. Однако  решение,  принятое  вышестоящим

органом по  данному  вопросу,  может  быть  оспорено  работником  в  суде  в

порядке,  установленном  для  обжалования  неправомерных  действий   органов

управления, должностных  лиц и  общественных  организаций,  ущемляющих  права

граждан.

    Споры судей,  прокуроров, их  заместителей  и   помощников,  следователей

прокуратуры    рассматриваются    в    особом     порядке,     установленном

законодательством Российской Федерации и республик,  входящих  в  ее  состав

(см. ст. ст. 14, 15, 18 Закона о  статусе судей).

    В  особом   порядке   разрешаются   коллективные   споры   (конфликты),

возникающие между  администрацией  предприятия,  учреждения,  организации  и

трудовым  коллективом  (коллективом   подразделения)   или   профсоюзом   по

вопросам установления новых  или  изменения  существующих  условий  труда  и

быта, заключения и исполнения коллективного договора и  иных  соглашений,  в

части установления новых  или изменения существующих  социально-экономических

условий труда.

    В соответствии  с Законом от 9 октября  1989  г.  о  порядке  разрешения

коллективных трудовых споров  (конфликтов)  такого  рода  споры  разрешаются

специальными комиссиями, которые создаются на паритетных началах из  равного

числа представителей  сторон.  Решение  в  комиссии  принимается  на  основе

переговоров между сторонами, оформляется  протоколом  и  имеет  обязательную

силу для сторон. При  недостижении соглашения в примирительной  комиссии  или

неисполнении ее решения  стороны вправе  обратиться  к  трудовому  арбитражу.

Трудовой   арбитраж   создается   самими   сторонами,   соглашением   сторон

определяется и его  персональный состав. Решение в трудовом арбитраже  должно

быть принято в семидневный  срок и обязательно для исполнения.

    В случаях неурегулирования  конфликта примирительными органами  трудовой

коллектив вправе использовать для удовлетворения своих требований  все  иные

предусмотренные законом  средства, вплоть до объявления  забастовки.  Решение

о  начале  забастовки   принимается   собранием   (конференцией)   трудового

коллектива тайным голосованием. В случае несогласия с решением коллектива  о

проведении  забастовки  администрация,  другие  органы   управления   вправе

обратиться в суд с  заявлением о  признании  забастовки  незаконной.  Решение

суда должно быть незамедлительно  доведено до сведения участников  забастовки

и других членов трудового  коллектива.

    Организация забастовки, признанной судом незаконной, или  участие в  ней

рассматриваются  как  нарушение  трудовой   дисциплины   и   могут   повлечь

применение мер дисциплинарного  взыскания и материальной ответственности.

    5. Подведомственость   земельных  споров  регулируется  главным  образом

Земельным  кодексом,  Законами  «О  земельной  реформе»,   «О   крестьянском

(фермерском) хозяйстве» и  другими нормативными актами.

    Заложенное  в   названных  нормативных  актах   многообразие   земельных

отношений,  их  принципиальная  новизна,  радикальные  перемены  в  правовом

режиме   использования  земель  делают  неизбежным  появление  разнообразных

конфликтов,  связанных  с  выделением  и  изъятием  земель,  нарушением  или

ограничением   права   собственности   на    землю,    землепользования    и

землевладения, невыполнением  участниками  этих  отношений  взаимных  прав  и

обязанностей. Согласно  ст.  115   ЗК,  земельные  споры  могут  разрешаться

органами власти, общими судами или арбитражными судами в соответствии  с  их

компетенцией.

    Для некоторых  земельных споров установлен  особый порядок их разрешения.

Так, споры предприятий, учреждений и организаций  других  субъектов  СНГ  по

вопросам    землепользования    на    территории    Российской     Федерации

рассматриваются в согласительном  порядке  представителями  заинтересованных

государств.

    Споры с участием  республик, входящих  в  состав  Российской  Федерации,

автономной   области,   автономных   округов,   возникающие   в   связи    с

предоставлением  и   использованием   земли,   рассматриваются   комиссиями,

образуемыми  на  паритетных  началах  из   представителей   заинтересованных

республик,  входящих  в  состав  Российской  Федерации,   краев,   областей,

автономной области, автономных округов. В случае если комиссия не  пришла  к

согласованному   решению,   споры    разрешаются    комиссией,    образуемой

законодательным органом  Российской Федерации, решение  которой  окончательно

(ст. 1193К).

    Подавляющая часть  споров из земельных правоотношений  с участием граждан

разрешается общими судами. Это споры по вопросам: предоставления  и  изъятия

земель,  изменения  границ   землевладений   и   землепользований,   условий

осуществления  прав  на  землю,  восстановления  правомочий,  владения   при

неправомерном  занятии  или   удержании   земельных   участков,   устранения

препятствий в осуществлении  пользования  земельными  участками,  прекращения

права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, а также  в

связи с отказом в регистрации  заключения договора аренды земли  и  др.  (ст.

ст. 7, 9, ст. 31, ч. 1 ст. 33, ст. ст. 39, 56, 58, 66, 68 ЗК; ст. ст.  7,  8

Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве »).

    Общим судам,  кроме того,  подведомственны:  споры  между  садоводческим

товариществом и его членами; споры членов товарищества между  собой, а  также

споры между супругами, в  том числе и бывшими, по поводу  раздела  земельного

участка или определения  порядка пользования участком;  споры  между  членами

дачно-строительного кооператива  и кооперативом, а также споры  членов  дачно-

строительного  кооператива  между  собой  по  поводу  пользования  земельным

участком или его раздела; споры между  собственниками  индивидуальных  жилых

строений,  расположенных  на  смежных  (соседних)  земельных  участках,   об

устранении препятствий  в пользовании земельным участком, в  том  числе  и  в

случае, когда оспариваются его границы  и  размеры  (ч.  ст.  120  ЗК);  все

имущественные споры, связанные  с изменением , прекращением или  ограничением

права собственности на землю, права землепользования либо его  нарушением,  в

том числе дела о возмещении убытков,  связанных  с  изъятием  или  временным

занятием земельного участка  или  ухудшением  качества  земель  в  результате

производственной и  иной  деятельности  предприятий,  других  организаций  и

граждан  (ст.ст. 55, 97,98 ЗК); дела по требованиям  о  возмещении  убытков,

причиненных в результате  неправомерного  занятия  земельного  участка,  его

загрязнения,  порчи  и  других  нарушений   прав   собственников   земельных

участков,  землевладельцев  и  землепользователей,  а  также   в   связи   с

проведением изыскательских работ (ст.ст. 45, 46, 53, 55, 126 ЗК).

    Кроме того, к  ведению судов отнесено рассмотрение  споров,  связанных  с

реализацией собственником  земли,  землевладельцами  или  землепользователями

предоставленных им законом  возможностей по  распоряжению  землёй  (например,

споров, связанных с нарушением договоров аренды земли и других договоров  на

временное пользование землей); споры относительно взимания платы  за землю  в

форме земельного налога; требования  о  возмещении  местным  органом  власти

(местной администрацией) стоимости  затрат  на  улучшение   земель  в  случае

добровольного  прекращения  права  пожизненного  наследуемого   владения   и

пользования земельными участками  и их аренды.

    Вместе с тем  надо учитывать, что все перечисленные  выше  споры,  в  том

числе жалобы, связанные с  предоставлением или изъятием  земли,  прекращением

прав на землю, по  вопросам  приобретения,  аренды  и  отчуждения  земельных

участков, когда участниками  являются предприятия, организации  любых  организ

ационно-правовых форм, включая  колхозы,  а  также  граждане,  самостоятельно

осуществляющие  предпринимательскую  деятельность,  в  том   числе   ведущие

крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии со ст. ст. 20,  22   АПК

подлежат рассмотрению в  арбитражном суде.

    Важно также  учитывать,  что  в  соответствии  со   ст.ст.  116—118   ЗК

подавляющая  часть  указанных  земельных  споров   может   стать   предметом

рассмотрения общего  или  арбитражного  суда  при  условии  предварительного

рассмотрения его  соответствующим  органом  власти.  Отказ  местного  органа

власти (местной администрации) в рассмотрении дела, равно как  и принятое  по

нему решение, могут быть обжалованы в суд. В таком случае спор по  заявлению

заинтересованной стороны  переносится на разрешение общего  или  арбитражного

суда в соответствии с  их компетенцией. Этот порядок не распространяет ся  на

имущественные споры, связанные  с земельными правоотношениями, которые  могут

рассматриваться непосредственно  в суде (ст. 123 ЗК).

 

 

                         Понятие и виды подсудности

 

 

    1. Подсудностью  называется распределение всех  подведомственных суду дел

между различными судами данной судебной системы.

    Можно говорить  о  подсудности  определенного   звена  судебной  системы

(подсудности суда) и о  подсудности гражданского дела.

    Определить подсудность  того или иного суда  -  значит  выяснить,  какие

именно гражданские дела могут быть рассмотрены по существу в данном суде.

    Определить  подсудность   дела   -   значит   выяснить,   в   каком   из

многочисленных  судов  первой  инстанции  в  зависимости  от  тех  или  иных

признаков должно быть рассмотрено  конкретное дело.

    В    гражданском    процессе    Российской    Федерации     подсудность

разграничивается в двух направлениях:

    во-первых, закон  разграничивает подсудность различного  рода  судов,  т.

е.  судов  различных  звеньев  судебной  системы   (районного   (городского)

народного, областного,  Верховного  суда  республики  в  составе  Российской

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел