Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Законодательство РФ непрерывно модифицируется, постоянно протекает процесс его совершенствования. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение обеспечивает нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата.

Оглавление

Введение………………………………………………………стр. 3
А) Понятие и виды подведомственности …………………..стр. 4
Б) Понятие подсудности……………………………………..стр. 10
3. Заключение……………………………………………………стр. 14
4. Решение практических задач………………………………...стр. 16
5. Список использованной литературы………………………..стр. 19

Файлы: 1 файл

чистовик по гражданскому процессу.docx

— 42.45 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  казённое образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно – Сибирский институт МВД России»

 

 

Кафедра  общеюридических дисциплин

 

                                   Специальность 030505.65

                                                       «Правоохранительная деятельность»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Гражданский процесс»

Тема: «Подведомственность  и подсудность гражданских дел»

Вариант  № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

                                        2012/2013 уч.год

План:

  1. Введение………………………………………………………стр. 3
  2. А) Понятие и виды подведомственности …………………..стр. 4

Б) Понятие подсудности……………………………………..стр. 10

      3. Заключение……………………………………………………стр. 14

      4. Решение  практических задач………………………………...стр. 16

      5. Список  использованной литературы………………………..стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законодательство РФ непрерывно модифицируется, постоянно протекает процесс его совершенствования. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение  обеспечивает нормальную,  правомерную деятельность всего государственного аппарата. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики. Подведомственность суду гражданских дел позволяет отграничить круг правовых споров, разрешаемых судом, от круга дел, разрешаемых иными, несудебными органами.

Таким образом, юридические  вопросы разрешают различные  государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право. Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда. Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд.

В данной моей работе рассматриваются  подведомственность и подсудность  как механизмы распределения  и распространения компетенции  между судебными органами. Так  как правильное определение подведомственности и подсудности юридического вопроса  позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

Понятие и виды подведомственности

Подведомственность одна из важнейших основ судопроизводства, сложная система органов контролирующих гражданско – правовые отношения, а также наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально – правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования общих вводов, чтобы определение подведомственности дела не препятствовало передаче дела в суд.*

По ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к ведению других правоохранительных органов.

Отсюда следует, что, принимая дело к производству, суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого - либо другого органа. Другими словами, он должен определить подведомственность дела.

Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для  обозначения института гражданского процессуального права и как  предпосылка права на обращение  в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.

*Гражданский процесс: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. -- М.: Городец, 2010. -- 896 с.

Прежде всего, законом  закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров. Статья 118 Конституции РФ Конституция Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2009. закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд  Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской  Федерации, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  городов федерального значения, суды автономной области и  автономных округов, районные  суды, военные и специализированные  суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов (арбитражные  кассационные суды) арбитражные  апелляционные суды, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации,  составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.*

Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Защита прав граждан в  административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной  власти, возможна только в случаях  предусмотренных законодательством  Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Юристъ, 2010. С. 143..

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.     Исключительная судебная подведомственность означает, что данное

*Данилов Е.П. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Комментарии. Постатейные материалы. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Кнорус, 2011. С. 58..

конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом. Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.  В рамках множественной подведомственности выделяются три категории - альтернативную, договорную, условную (императивную).

Альтернативная  подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, который ищет защиты своих прав. Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду. Н.р. Соглашение о размере алиментов или о разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, чтобы определить размеры материальных притязаний в судебном порядке.

Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности.* Н.р. трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган,

*Гражданское процессуальное право: Учеб. / Под ред. Л.В. Тумановой. -- М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2010. С. 135..

или к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный  порядок урегулирования споров

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Н.р. в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных  критериев выступает характер  спорного правоотношения, то есть  содержание спора. Так ст. 22 ГПК  РФ Гражданский процессуальный  кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // СЗ РФ.  2011. № 26. Ст. 2532. закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является  и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав  приобретает при разграничении  компетенции судов общей юрисдикции  и арбитражных судов.

3. Спорность или бесспорность  спора определяет необходимость  предварительного разрешения спора  или возможность непосредственной  реализации исполнительным органом  прав гражданина.

4. Наличие или отсутствие  соглашения между сторонами спора  о предварительном досудебном  порядке урегулирования спора  или о передаче спора на  рассмотрение определенного органа  характеризует возможность немедленного  обращения в суд за защитой  нарушенного права.

5. Характер оспариваемого  акта (нормативный или ненормативный)  определяет необходимость обращения  в Конституционные суды, арбитражные  либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие подсудности

Один из главнейших вопросов стоящих перед судьей, принимающим  решение о возбуждении гражданского дела, — вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

В настоящее время в РФ самостоятельных судебных систем две: система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, и система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.

Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит  из трех уровней (звеньев): 1) районные (городские) суды; 2) суды субъектов РФ, перечисленных  в ст. 65 Конституции РФ: суды республик, областные, краевые, городские городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3) Верховный Суд РФ. Военные суды гарнизонов, соединений, флотов, военных округов приравниваются соответственно к районным (городским) судам либо судам субъектов РФ.

В компетенцию судебных органов  входят различные по своему характеру функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу — функция суда первой инстанции; б) проверка законности и обоснованности решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, — функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу — функция судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел