Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Законодательство РФ непрерывно модифицируется, постоянно протекает процесс его совершенствования. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение обеспечивает нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата.

Оглавление

Введение………………………………………………………стр. 3
А) Понятие и виды подведомственности …………………..стр. 4
Б) Понятие подсудности……………………………………..стр. 10
3. Заключение……………………………………………………стр. 14
4. Решение практических задач………………………………...стр. 16
5. Список использованной литературы………………………..стр. 19

Файлы: 1 файл

чистовик по гражданскому процессу.docx

— 42.45 Кб (Скачать)

При определении же подсудности  подразумевается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Подсудность, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их право разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.

Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые  законом отнесены к его компетенции.

Можно различать подсудность  судебного органа и подсудность  гражданского дела. Определить подсудность  того или иного суда — значит выяснить круг дел, которые компетентен  разрешать по существу данный суд. Определить подсудность дела — значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных судов первой инстанции относится  разрешение данного дела. Первичное  же значение имеет, конечно, установление в законе круга дел, которые отнесены к ведению того или иного суда.

  1. Гражданские дела, подсудные мировому судье
  2. Гражданские дела, подсудные районному суду
  3. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
  4. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
  5. Гражданские дела, подсудные Верховному суду Российской Федерации

Подсудность также может  быть:

  1. По выбору истца
  2. Исключительная подсудность
  3. Договорная подсудность

 

 

Передача дела, принятого  судом к своему производству, в  другой суд

В соответствии с п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может  быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. Данному положению  Конституции РФ соответствует ч. 1 ст. 33. Изменение подсудности в  ходе рассмотрения дела не должно затягивать процесс в связи с передачей дела из одного суда в другой. Исключения из этого правила предусмотрены в ч. 2 статьи 33ГПК. Кроме того, ч. 3 ст. 23 ГПК РФ устанавливает, что если подсудность дела мировому судье изменилась в ходе его рассмотрения, то дело передается на рассмотрение в районный суд.

Здесь имеется в виду передача дела на рассмотрение другого суда без изменения родовой подсудности, за исключением выявления нарушения  правил родовой подсудности при  принятии дела к рассмотрению (п. 3 ч. 2).

В ГПК (ч. 2 ст. 33) защищаются права  ответчика на рассмотрение дела в  месте своего жительства (нахождения). Ответчик должен подтвердить, что он проживает (находится) по определенному  адресу. В соответствии со ст. 28 ГПК  РФ в отношении физических лиц  используется понятие "место жительства" (изменение места нахождения физического  лица не влечет изменение суда, в  котором рассматривается спор), а  в отношении организаций применяется  термин "место нахождения". В  тех случаях, когда ответчик разыскивается  либо когда при направлении судебной повестки (извещения) выяснится, что  ответчик по указанному адресу не проживает, в дальнейшем возможна передача дела в суд по месту жительства ответчика.

Передача дела в другой суд по ходатайству сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства  доказательств (п. 2 ч. 2 статьи 33 ГПК) определяется принципом диспозитивности сторон в гражданском процессе и способствует более правильному и быстрому рассмотрению дела, меньшим затратам, связанным с представлением доказательств  в суд.

В судах, где небольшое  количество судей и по каким-либо причинам им заявлен отвод или  по другим причинам замена становится невозможной, дело передается на рассмотрение другого суда. Это правило относится  также к мировым судьям. Как  исключение из общего правила передача дела в другой суд по данному основанию  осуществляется вышестоящим судом. Во всех остальных случаях передача дела производится судом (судьей), который  рассматривал дело. Суд, принявший дело к своему производству, выносит определение, которое может быть обжаловано.

ГПК указывает на недопустимость споров о подсудности между судами. Суд, в который направлено дело, должен принять его к своему производству. Судья не может обжаловать действия другого судьи или отказать в  принятии дела к рассмотрению и направить  дело в другой суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведомственность в  гражданском  процессе имеет задачей точное определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации. В соответствии с этим различается подведомственность судебная  (общему или арбитражному суду), административная, подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду, биржевым комиссиям и др.).

Следовательно, определить   подведомственность гражданских дел общему суду - значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.

Один из главнейших вопросов стоящих перед судьей, принимающим  решение о возбуждении гражданского дела, — вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

Обращение к нему логически  следует за рассмотрением вопроса  о подведомственности. Необходимо различать  эти два понятия. Оба они, не сливаясь, направлены на определение полномочий данного суда на разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой конкретный из многочисленных однородных судов компетентен разрешить этот вопрос. Нелишне припомнить, что термин "подсудность" в процессуальном законодательстве РФ до принятия действующего ГПК охватывал собою два понятия: подведомственность и собственно подсудность. Согласно ГПК РСФСР 1964 г. институт подведомственности служит разграничению компетенции между судами (судебной системой) и другими юрисдикционными органами, а институт подсудности — разграничению компетенции между самими судами внутри единой судебной системы.

Подсудность является очень  важным институтом в гражданском  процессе, так как, принимая исковое  заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно  судам общей юрисдикции, судья  должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит  отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Современная судебная система  Российской Федерации включает в  себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на Рассмотрение и разрешение гражданских дел  по первой инстанции.

Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»  предусматривает, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и  специализированные суды (ст. 4 Закона).  

 

 

 

Решение практических задач

Задача 1. Правительство России приняло федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты». Николаев обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании не соответствующим закону абз. 2 и 3 разд. 2 программы, ограничивающих право граждан, уволенных с военной службы, на получение сертификатов. Судья Верховного Суда РФ отказал в принятии заявления, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Адвокат посоветовал, что исходя из ч. 2 ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства РФ подведомственны только Конституционному Суду РФ.

Определите  подведомственность дела.

В соответствии со ст. 118, 126, 127 и 128 Конституции РФ в случае, когда проверка соответствия нормативного акта Правительства РФ федеральному закону невозможна без установления соответствия этих актов Конституции РФ, в частности с точки зрения закрепленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, Верховный Суд РФ не вправе разрешить дело об оспаривании нормативного акта Правительства РФ. Иное означало бы оценку нормативного акта судом общей юрисдикции, определение его соответствия Конституции РФ, а не только федеральному закону, что недопустимо. В том случае, если нормативный акт Правительства РФ принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, судебная проверка нормативного акта Правительства РФ невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции РФ с точки зрения установленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности нормативного акта Правительства РФ, а именно о его конституционности, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а потому производство по делу в Верховном Суде РФ не подлежит рассмотрению.

 

Задача  2. Прапорщик Задов (г. Москва), проходивший службу на территории Чеченской республики, решил предъявить иск к воинской части о взыскании компенсационных выплат за участие в боевых действиях. На консультации у адвоката, обосновывая свои требования, Задов представил ксерокопию распоряжения Министерства обороны, имевшего гриф «секретно». В указанном распоряжении были установлены размеры компенсационных выплат.

Перед адвокатом  встал вопрос: в какой суд должно быть подано исковое

заявление?

Изменится ли решение данной задачи, если к  моменту предъявления иска Задов  будет находиться в следственном изоляторе г. Нижнего Тагила?.

Ответ. В соответствии с п.1 ст.115 ГПК РСФСР гражданские дела, связанные с государственной тайной, подсудны Верховному Суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Вместе с тем в ст.7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной  тайне" (в редакции от 6 октября 1997 г.) содержится норма о том, что  сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию.

В данном случае спор касается компенсаций за участие в боевых действиях, а такие сведения на основании приведенной выше нормы не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну, и, следовательно, не подлежат засекречиванию, указанные дела подсудны судам районного звена судебной системы. Ответчиком должен выступать тот орган, в котором истец проходит службу так как возникшие правоотношения по выплате денежных средств за участие в боевых действиях являются отношениями, возникающими в связи с прохождением военной службы,

Если к моменту предъявления иска гр. Задов будет находится  в следственном изоляторе г.Нижнего Тагила, то ему должны дать возможность реализации его прав учитывая специфику сложившейся ситуации. Ему должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей; ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии документов, включая копий судебных постановлений, предоставлено время, достаточное - с учетом его положения - для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.

При необходимости судья (суд) может в соответствии со ст. 62 ГПК РФ поручить суду по месту отбывания  указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам дела, вручить  документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые  для рассмотрения и разрешения дела.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации - М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Гражданский процессуальный  кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 2532.

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел