Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:45, контрольная работа
Ни одна страховая компания не сможет предоставить предприятию страховку от неблагоприятного изменения цен. Защититься от ценового риска дает возможность фьючерсная биржа. Хеджирование подразумевает покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать.
Хеджирование можно определить как использование фьючерсного рынка для снижения ценового риска на наличном рынке. Оно означает совершение фьючерсной сделки, которая является временной заменой соответствующей сделки на наличном рынке. Эта фьючерсная позиция является противоположной нетто-позиции на наличном рынке и служит для уменьшения ее риска. В этом случае позиции на наличном и фьючерсном рынках должны быть равны по количеству и совпадать по сроку.
1. Определение хеджирования 3
2. Техника хеджирования 4
3. Виды хэджирования 8
3.1. Хеджирование продажей 8
3.2. Хеджирование покупкой 11
4. Выгоды хеджирования 12
5. Стратегии хеджирования 14
6. Недостатки хеджирования 17
Библиографичекский список 20
Виды и техника
хеджирования.
Содержание
1. Определение хеджирования
Ни одна страховая компания не сможет предоставить предприятию страховку от неблагоприятного изменения цен. Защититься от ценового риска дает возможность фьючерсная биржа. Хеджирование подразумевает покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать.
Хеджирование можно определить как использование фьючерсного рынка для снижения ценового риска на наличном рынке. Оно означает совершение фьючерсной сделки, которая является временной заменой соответствующей сделки на наличном рынке. Эта фьючерсная позиция является противоположной нетто-позиции на наличном рынке и служит для уменьшения ее риска. В этом случае позиции на наличном и фьючерсном рынках должны быть равны по количеству и совпадать по сроку.
Например, торговец купил судно с нефтепродуктами и ожидает этот товар для его перепродажи. Не имея возможности продать его немедленно по текущим ценам, он продает фьючерсные контракты на него. Затем, когда реальный товар продан, фьючерсы выкупаются. Если на реальном рынке происходит падение цен, то он понесет убыток при продаже наличного товара, однако откуп фьючерсных контрактов даст прибыль, примерно равную убытку в операции с наличным товаром. Если же на реальном рынке цены вырастут, то эта часть операции даст прибыль, в то время как ликвидация фьючерсных контрактов принесет убыток. Как видим, выигрыш на одном рынке перекрывает убыток на другом и таким образом гасится неблагоприятное изменение цен.
Хеджирование используется также для фиксации цен будущих сделок на наличном рынке.
Потребитель сырья, например, знает, что ему необходимо закупить его в октябре, но боится увеличения цен. Поэтому он заранее покупает фьючерсные контракты с октябрьской позицией. Далее, когда он покупает реальный товар, то фьючерсные позиции ликвидируются. Если не произошло изменений базиса, то ему удалось сохранить желаемый уровень цены.
Осуществление операций хеджирования было бы невозможно без тесной взаимосвязи цен реального и фьючерсного рынков. Конечно, на практике цены на реальный товар несколько отличаются от цен фьючерсных контрактов, поэтому идеальное хеджирование почти невозможно. Однако эти отклонения не столь значительны, чтобы не оправдать выгод от хеджа.
Успешное хеджирование зависит от степени корреляции наличных и фьючерсных цен. Чем она выше, тем эффективнее хедж. Однако всегда существует риск, что негативное изменение наличных цен не будет компенсировано полностью изменением фьючерсных цен. Итоговое изменение базиса в момент завершения хеджирования даст хеджеру убыток или выгоду.
Таким
образом, смысл хеджирования заключается
в том, что хеджер заменяет этим
базисным риском обычно гораздо больший
риск наличия незащищенной позиции
на наличном рынке.
2. Техника хеджирования
Техника состоит в следующем.
Продавец наличного товара, стремясь застраховать
себя от предполагаемого снижения цены,
продает на бирже фьючерсный контракт
на данный товар (хеджирование продажей).
В случае снижения цен он выкупает фьючерсный
контракт, цена которого тоже упала, и
получает прибыль на фьючерсном рынке,
которая должна компенсировать недополученную
им выручку на рынке реального товара
(пример 1).
Таблица 1 - Пример 1
|
Согласно примеру 1 продавец в конечном счете получил от продажи товара (80 единиц) и от фьючерсного контракта (20) ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 января (100 единиц).
Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерять от неожиданного повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае, если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара (пример 2).
Таблица 2- Практический пример 2
Цена на 1 января | Цена на 1 апреля | Затраты на рынке реального товара | Выручка от операций на фьючерсном рынке | Затраты покупателя за счет собственных средств | |
Рынок реального товара | 100 | 120 | 120 | - | - |
Фьючерсный рынок | 120 | 140 | - | 20
(140 - 120) |
- |
Выручка - всего | - | - | - | - | 100
(120 - 20) |
Исходя из примера 2, затраты покупателя на рынке реального товара (120 единиц) благодаря полученному доходу от фьючерсного контракта (20) не превысили суммы затрат, планируемых им по состоянию на 1 января (100 единиц). Оба приведенных примера раскрывают суть приведенной страховой функции хеджирования.
Как видно их приведенных примеров, использование механизма фьючерсной торговли позволяет продавцам планировать свою выручку, а значит, и прибыль; а покупателям - затраты.
На практике трудно предугадывать изменение цен на длительный срок. Динамики цен рынков реального товара и фьючерсного не совпадают, поэтому, как правило, хеджирование не охватывает всей массы произведенных биржевых товаров.
Существуют разные формы (способы) хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки товара и выполнение фьючерсного контракта и т.д.
Хеджирование позволяет и получить дополнительную прибыль. Средняя разница между ценой наличного товара и фьючерсного контракта на соответствующий месяц поставки представляет собой “базис” и зависит от расходов на хранение и других труднопрогнозируемых факторов.
В случае хеджирования продавец товара, желающий получить дополнительную прибыль, должен стремиться продать фьючерсный контракт на свой товар по цене, превышающей рыночную на величину базиса. Если в дальнейшем базис будет уменьшаться, то хеджер (т.е. тот, кто осуществляет хеджирование) выигрывает, так как либо рост цен на фьючерсном рынке отстает от роста цен на реальном рынке, либо снижение цен на фьючерсном рынке опережает снижение цен на рынке реального товара. В случае увеличения базиса хеджер-продавец проигрывает. Покупатель товара, желающий получить дополнительную прибыль, основывается в своих прогнозах на ином изменении базиса, т.е. при его возрастании хеджер проигрывает, а при понижении проигрывает.
В указанных вариантах конечная цена для хеджера равна его цена плюс изменение базиса.
Цк = Цц + DБ, (1)
где Цк - конечная цена для хеджера;
Цц - целевая цена для хеджера;
DБ - изменение базиса.
Если хеджер выступает продавцом, то у него будет дополнительная прибыль в случае, когда конечная цена окажется выше целевой. Это возможно при уменьшении базиса (пример 3).
Таблица 3 – Практический пример 3
|
Итак, целевая цена для продавца по условию составила 100 единиц, изменение базиса - 10 (20 - 10), конечная цена 110 единиц (100 + 10), т.е. по сравнению с хеджированием в примере 1, хеджер получил дополнительную прибыль, равную 10 единицам.
Если
хеджер представляет собой покупателя,
то дополнительная прибыль будет
получена, если конечная цена окажется
ниже целевой, т.е. при возрастании базиса.
Таблица 4 – Практический пример 4
|
Целевая
цена для покупателя по условию 100 единиц,
изменение базиса составило минус
10 (20 - 30), конечная цена равна 90 единицам
(100 - 90), т.е. по сравнению с хеджированием
в примере 2, хеджер получил дополнительную
прибыль, равную 10 единицам (100 - 90).
3. Виды хэджирования
По технике осуществления операции различают два вида хеджирования:
- короткий хедж - продажа фьючерсных контрактов,
- длинный хедж - покупка фьючерсных контрактов,
Кроме того, хеджирование может быть осуществлено с помощью операций с опционами.
Любая
сделка хеджирования состоит из двух
этапов. На первом открывается позиция
по фьючерсному контракту, на втором —
она закрывается обратной сделкой.
При этом при классическом
хеджировании контракты по первой
и второй позициям должны быть на один
и тот же товар, в том
же количестве и на тот же месяц поставки.