Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:45, контрольная работа
Ни одна страховая компания не сможет предоставить предприятию страховку от неблагоприятного изменения цен. Защититься от ценового риска дает возможность фьючерсная биржа. Хеджирование подразумевает покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать.
Хеджирование можно определить как использование фьючерсного рынка для снижения ценового риска на наличном рынке. Оно означает совершение фьючерсной сделки, которая является временной заменой соответствующей сделки на наличном рынке. Эта фьючерсная позиция является противоположной нетто-позиции на наличном рынке и служит для уменьшения ее риска. В этом случае позиции на наличном и фьючерсном рынках должны быть равны по количеству и совпадать по сроку.
1. Определение хеджирования 3
2. Техника хеджирования 4
3. Виды хэджирования 8
3.1. Хеджирование продажей 8
3.2. Хеджирование покупкой 11
4. Выгоды хеджирования 12
5. Стратегии хеджирования 14
6. Недостатки хеджирования 17
Библиографичекский список 20
3.1.
Хеджирование продажей
Хеджирование продажей — это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Наконец, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.
Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.
Приведем несколько ситуаций, требующих использования короткого хеджа.
Торговец купил кукурузу у фермера в октябре по определенной цене. Зерно помещается на склад и подвергается риску падения цены. Торговец может продать фьючерсные контракты, скажем, на декабрь и держать свою позицию, пока не найдет покупателя на зерно, после чего он ликвидирует свою позицию. Или же дилер может иметь запас облигаций, половина из которых была продана по благоприятной цене, а другая — еще не продана.
Чтобы не рисковать падением цен в отношении другой половины, он может продать соответствующее число фьючерсных контрактов. Если цены упадут, короткая позиция на фьючерсном рынке станет своеобразным убежищем для оставшихся облигаций. Когда дилер продаст еще какую-либо часть этого запаса, он уменьшит свою фьючерсную позицию.
Рассмотрим ситуацию, в которой показан механизм фиксации цены с помощью хеджирования.
Хеджер хочет застраховаться от возможного падения цены на акции (обычно это осуществляется с помощью фьючерсных контрактов на индекс акций, а не на сами акции). У него есть акция, которая сейчас стоит 100 рублей, а через месяц ему нужны будут деньги для покупки недвижимости. Однако ожидая, что цены на акцию к моменту покупки упадут и он не сможет оплатить покупку, он заранее прибегает к хеджированию:
а) он, допустим, в январе продает фьючерсный контракт на акции с поставкой чрез три месяца по цене 110 рублей за акцию и таким образом, заранее фиксирует себе цену. На биржевом жаргоне это называется «запереть цену» (to lock the price);
б) при продаже акций на реальном рынке в феврале он действительно продает ее по цене ниже желаемой — по 90 рублей;
в)
одновременно ликвидируются (выкупаются)
фьючерсные контракты по текущей цене
фьючерсного рынка - 100 рублей. Результат
выглядит следующим образом (таблица
5):
Таблица 5 – Пример 5
Дата | Наличный рынок | Фьючерсный рынок |
Январь | Целевая цена 100 рублей | Продажа фьючерсного контракта за 110 рублей. |
Февраль | Продажа акций
по 90 рублей. Прибыль 10 рублей. |
Покупка фьючерсного контракта 100 рублей. |
Конечная цена: 90 +10= 100 рублей.
В итоге этой операции потери на наличном рынке компенсировались прибылью от хеджирования, что позволило хеджеру получить намеченный уровень цен.
Зная
примерный объем своих акций,
хеджер может застраховать все
продаваемое количество. Так, если он знает,
что количество его акций составляет 20
тыс. штук, то он приобретет четыре фьючерсных
контракта по 5 тыс. штук каждый.
В то же время если бы в вышеприведенном
примере цены на наличном рынке
вопреки ожиданиям повысились, то полученная
здесь дополнительная прибыль пошла бы
на компенсацию убытков по фьючерсным
операциям (таблица 6).
Таблица 6 – Практический пример 6
Дата | Наличный рынок | Фьючерсный рынок |
|Январь | Целевая цена 100 рублей | Продажа фьючерсного контракта за 110 рублей. |
Февраль | Продажа акций
по 105 рублей. Убыток 5 рублей. |
Покупка фьючерсного контракта 120 рублей. |
Конечная
цена: 105 - 5= 100 рублей.
В
этом примере отчетливо видно, что
хеджирование не только снижает
возможные убытки, но и лишает дополнительной
прибыли. Так, во втором случае владелец
акций мог получить дополнительную прибыль,
продав акции по 105 рублей, если бы не прибегал
к хеджированию. Поэтому хеджеры
обычно страхуют не весь объем продукции,
а какую-то его часть.
3.2.
Хеджирование покупкой
Эта операция представляет собой покупку фьючерсного контракта кем-либо, имеющим короткую позицию на наличном рынке. Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.
Этот вид хеджирования часто применяют посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку товара в будущем, а также компании - переработчики. При этом закупки на фьючерсном рынке совершаются как временная замена закупки реального товара. В итоге длинное хеджирование предохраняет от повышения цен.
Например,
потребитель знает, что ему необходимо
закупить 10 тыс. баррелей. нефти
через два месяца, но опасается повышения
цен по сравнению с текущим уровнем
в 166 долл. за баррель. Немедленная закупка
для него невозможна, так как он не имеет
хранилища. В этом случае он покупает 100
фьючерсных контрактов на нефть на бирже
и продает их, когда будет заключать
контракт на реальную поставку. Общий
результат операции (таблица 7).
Таблица 7 – Практический пример 7
Дата | Наличный рынок | Фьючерсный рынок |
|Январь | Нет сделок. Целевая цена 166 долл. За бар. | Покупка 100 мартовских контрактов по 164 долл. За бар. |
Март | Покупает 10 тыс.
бар. по 194 долл. за бар. Прибыль 28 долл. За бар. |
Продажа 100 мартовских контрактов по 192 долл. За бар. |
Конечная
цена закупки: 194 - 28 = 166 долл.
Расходы
на саму фьючерсную сделку будут незначительны,
хотя платежи по марже и кредиту будут
больше, чем при быстрой ликвидации
сделки, поскольку фьючерсные контракты
держались два месяца.
4.
Выгоды хеджирования
Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов имеет ряд важных достоинств.
Происходит существенное снижение ценового риска торговли товарами или финансовыми инструментами. Хотя полностью устранить риск невозможно, однако хорошо выполненный хедж на рынке с относительно стабильным базисом устраняет большую долю опасности. Он повышает стабильность финансовой стороны бизнеса, минимизирует колебания прибыли, вызванные изменениями цен на сырье, процентные ставки или курсы валют.
Хедж не пересекается с обычными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или вовлекаться в негибкую систему форвардных соглашений.
Хеджирование обеспечивает большую гибкость в планировании. Поскольку фьючерсные контракты существуют для многих месяцев поставки в будущем, предприятие может планировать вперед. Так, переработчик сои может купить бобы только в том случае, если кто-либо хочет и может ему их продать. Он должен хранить эти бобы и готовую продукцию, пока кто-либо не купит ее.
Имея же фьючерсные контракты, он может управлять финансовым риском путем замены сделок с бобами и продуктами их переработки на сделки на фьючерсном рынке. Это делает более эффективным управление избытком запасов или их дефицитом.
Хедж облегчает финансирование операций. В бизнесе принято предоставлять в обеспечение займов запасы товаров, и хедж играет важную роль в определении объемов такого кредита. Для незахеджированных запасов товаров банк предоставляет кредит, примерно равный собственным средствам компании, которые она может выделить на эту закупку (т.е. соотношение собственных и заемных средств, для приобретения запасов будет 50:50). Если эти запасы хеджируются, то доля банковского кредита может доходить до 90%, а остальное финансируется самой компанией (т.е. соотношение становится 10:90).
Предположим, компания имеет 1 млн. долл. для закупки запасов сырья. Она могла бы приобрести на 2 млн. долл. запасов без хеджирования их (1 млн. долл. — банковский кредит, остальное — из средств компании). Если бы компания использовала фьючерсные контракты, то она могла бы купить на 10 млн. долл. этих запасов (1 млн. долл. — средства компании, остальное — банковский кредит). Это дает очевидную выгоду компании, особенно в ситуации расширения бизнеса. Положительный момент заключается в том, что банк сам имеет больше доверия к кредитам, которые выданы против обязательств, покрытых фьючерсными контрактами.
Если хедж начат, совсем не обязательно ликвидировать его только при осуществлении реальной сделки. Вполне возможно вести операции «внутри» хеджа, откупая часть контрактов раньше срока и затем снова их, продавая, если цены пошли вверх. В этом случае возможна дополнительная прибыль.
Однако эти операции приобретают спекулятивный характер, поскольку фьючерсная позиция становится не равной по количеству и не противоположной по направленности реальному рынку.
Анализируя
приведенные примеры
5.
Стратегии хеджирования
Хеджирование используется с разными целями, но оно также весьма разнообразно и по технике осуществления.
В зависимости от целей выделяют хеджирование: обычное, арбитражное, селективное, предвосхищающее.
Обычное (чистое) хеджирование проводится исключительно для избежания ценовых рисков. В этом случае операции на фьючерсном рынке по объемам и по времени находятся в соответствии с обязательствами на рынке реального товара.
Арбитражное хеджирование осуществляется главным образом для финансирования расходов на хранение товара. Оно основано на получении прибыли при благоприятном изменении соотношения цен реального товара и биржевых котировок. При нормальном рынке это хеджирование покрывает указанные расходы. Операция практикуется в основном торговыми фирмами.
Селективное хеджирование предполагает, что сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на эквивалентное количество. Этот вид хеджирования проводится с целью получения прибыли по операциям (обычный хедж ее уничтожает).
Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром.
Селективное
и предвосхищающее
Крупные
фирмы применяют также