Правовое регулирование института алиментных обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:07, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в исследовании института алиментных обязательств в семейном законодательстве РФ, предусматривающее диспозитивное регулирование алиментных отношений и анализе приемов, направленных на дальнейшее повышение эффективности и качества применения и исполнения алиментных обязательств.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть алиментные обязательства родителей и детей, как алиментные обязательства первой очереди;
- проанализировать алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Общие положения об алиментных обязательствах 5
1.1. Понятие, признаки, субъекты и правовое регулирование алиментных обязательств 5
1.2. Формы и способы уплаты алиментов: правовой аспект 11
Глава 2. Правовое регулирование института алиментных обязательств 29
2.1. Алиментные обязательства родителей и детей: правовой аспект 29
2.2. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов и других членов семьи 36
Глава 3. Проблемы, связанные с исполнением алиментных обязательств 42
3.1. Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей 42
3.2. Принудительное исполнение алиментных обязательств совершеннолетних детей перед родителями 57
Заключение 63
Список используемых источников 68

Файлы: 1 файл

институт алиментных обязательств.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Генеральная прокуратура  РФ в информационном письме от 15.07.2008 №69-21-08 «О практике применения статьи 157 УК РФ» рекомендует под злостным уклонением от уплаты средств по решению суда на содержание несовершеннолетних детей понимать умышленное, систематическое (два и более раза) невыполнение возложенных на виновного в соответствии со статьями 80, 85 СК РФ обязанностей по осуществлению таких выплат после сделанного судебным приставом-исполнителем предупреждения о необходимости исполнения вступившего в законную силу решения суда о взыскании алиментов38.

Вопрос о наличии  злостности в действиях должника решается в каждом конкретном случае с учетом причин неуплаты и других обстоятельств. Например, если задолженность образовалась в связи с несвоевременной выплатой заработной платы или по другим уважительным причинам, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Кроме того, должник, желающий избежать уголовного преследования, может  вносить незначительные платежи, например, по 100 - 200 руб. в месяц. Таким образом, злостность в его действиях будет  отсутствовать, к уголовной ответственности его привлечь нельзя, однако сумма долга будет расти, а права несовершеннолетнего ребенка останутся незащищенными. В связи с этим необходимо на законодательном уровне четко определить понятие «злостность уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка». Исходя из того, что в этимологическом смысле слово «злостный» означает: 1) исполненный зла, злых умыслов; 2) сознательно недобросовестный; 3) закоренелый во зле, в чем-нибудь дурном39. Очевидно, что это понятие относится к субъективной сфере, т.е. характеризует психическое отношение субъекта к своим действиям. Исходя из этого определения, и в целях единого подхода к определению понятия «злостность» при привлечении к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты по решению суда средств на содержание детей (родителей), полагаем необходимым добавить к ст. 157 УК РФ примечание следующего содержания:

«Под злостностью в  настоящей статье следует понимать умышленные действия лица, направленные на неисполнение обязанностей, возложенных на него судом по содержанию несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, или нетрудоспособных родителей, в течение трех месяцев с момента письменного предупреждения судебным приставом-исполнителем и выраженные в сокрытии своего материального положения, источников дохода, с которых должно быть произведено удержание, места работы, места жительства, а также в бездействии в виде уклонения от устройства на работу».

Для разрешения возникающих  на практике проблем, касающихся реального взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, необходимо использовать эффективный отечественный опыт. Причем наиболее эффективные меры следует закрепить законодательно, изменив и дополнив нормативные правовые акты, регулирующие принудительное исполнение судебных актов и актов других юрисдикционных органов о взыскании алиментов.

В качестве общего правила  предусмотрено взыскание алиментов  в долевом отношении к заработку (доходам) плательщика, неизменным остался  и размер долей, взыскиваемых на содержание детей: на одного ребенка – 1/4, на двух детей – 1/3, на троих и более детей – 1/2 заработка и (или) иного дохода родителя (п. 1 ст. 81 СК РФ40). Определение алиментов в долях от заработка и иного дохода в наибольшей степени гарантирует интересы детей, и поэтому в судебной практике, как правило, алименты определяют в долях от заработка. В соответствии с п. 2 ст. 81 СК «размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств»41. Представляется, что именно в этом и заключается главное новшество, хотя на первый взгляд кажется, что перемен как бы нет - ведь размер долей остался прежним, однако возможности у суда стали иными. Суд вправе изменять доли, т.е. норма перестала быть императивной, она приобрела все черты диспозитивности. Таким образом, доли определяются менее жестко, что позволяет в каждом случае индивидуализировать размер взыскания на содержание ребенка. Тем самым положен конец дискуссии относительно минимального и максимального размера алиментов. Суд приобрел широкие возможности для определения доли заработка, взыскиваемой на содержание детей, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Считаем это свидетельством расширения границ судебного правоприменения и возможностей судейского усмотрения, что не может не оцениваться положительно с учетом все большего разнообразия жизненных ситуаций.

Поскольку в соответствии со ст. 60 СК РФ42 алименты выплачиваются ребенку, но поступают в распоряжение родителя, на воспитании у которого он находится, и должны расходоваться на его содержание, воспитание и образование43, то их размер надлежит определять исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. Естественно, с учетом того обстоятельства, что оба родителя в равной мере обязаны содержать своего несовершеннолетнего ребенка, хотя и несут эту обязанность самостоятельно, независимо друг от друга. Следовательно, если суд установит, что размер алиментов, взыскиваемых в размере, предусмотренном п. 1 ст. 81 СК РФ44, не обеспечивает ребенка средствами в объеме, необходимом для удовлетворения его самых элементарных потребностей в пределах прожиточного минимума, то он вправе увеличить долю заработка (дохода), взыскиваемого на содержание ребенка. Суд вправе также увеличить размер доли, если придет к убеждению, что плательщик умышленно скрывает свой заработок. Однако, думается, увеличивая взыскание, суду нужно позаботиться и о том, чтобы сам плательщик не остался без средств к существованию45.

Разрешая споры о  снижении или увеличении размера  алиментов, взысканных на несовершеннолетних детей, суд вправе отказать полностью  или частично в удовлетворении соответствующих  требований, поскольку закон предусматривает  возможность, а не обязательность их удовлетворения46. Этот вывод справедлив и для случая, когда иск о снижении размера алиментов заявлен в связи с тем, что с плательщика по суду взысканы алименты на его детей от другой матери или же заключено соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка другой матери, и в результате сумма алиментов в общей сложности превышает размер, установленный п. 1 ст. 81 СК РФ47. Если к ответчику, выплачивающему алименты на детей по соглашению или по решению суда, предъявлен иск о взыскании алиментов на его детей от другой матери, то при удовлетворении этого иска размер платежей по новому решению совсем не обязательно должен строго определяться с учетом числа детей от обеих матерей в пределах, установленных п. 1 ст. 81 СК РФ48.

Анализируя положения  семейного законодательства, регламентирующие алиментные правоотношения супругов и  бывших супругов, автор приходит к  выводу о необходимости внесения изменений в установленный законом  круг потенциальных получателей  алиментов.

В случае раздельного проживания родителей несовершеннолетнего ребенка место его жительства может быть определено по месту жительства каждого из родителей в их соответствующем соглашении. Иногда подобное соглашение вообще отсутствует, ребенок воспитывается отцом, а место нахождения матери неизвестно. Кроме того, как свидетельствуют материалы судебной практики, достаточно часто при расторжении брака суд передает ребенка на воспитание отцу.

При этом действующая  редакция п.2 ст.89 СК РФ49 исключает возможность предъявления отцом иска о взыскании с матери алиментов на свое содержание до достижения воспитываемым им ребенком возраста трех лет.

Также законодатель не предусматривает  наличия дополнительного критерия, предъявляемого к получателю алиментов  в большинстве других алиментных обязательств, а именно признака нуждаемости. Исходя из содержания п.2 ст.89 и п.1 ст.90 СК РФ50 жена (бывшая жена), являясь вполне трудоспособной и совершенно не нуждающейся в материальной поддержке, может предъявить к мужу (бывшему мужу) требование о взыскании алиментов на свое содержание в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка51.

Думается, данное правило  нарушает принцип равенства прав супругов в семье, предусмотренный  п.3 ст.1 СК РФ. В связи с этим в  представляется обоснованной необходимость внесения в п.2 ст.89 СК РФ следующих изменений: во-первых, в абзаце третьем в качестве получателя алиментов указать только жену в период беременности; во-вторых, в абзаце четвертом указать в качестве получателя алиментов нуждающегося супруга, воспитывающего общего ребенка, до достижения последним возраста трех лет; в-третьих, абзац четвертый действующей редакции данного пункта считать абзацем пятым.

Автор работы считает, что  соответствующие изменения должны быть внесены и в п.1 ст.90 СК РФ52, предоставляющей право бывшему супругу требовать выплаты алиментов на свое содержание после расторжения брака.

Исследуя меры семейно-правового, административно-правового, уголовно-правового, гражданско-правового характера, применяемые  к плательщику алиментов в случае нарушения им своих обязательств, следует отметить, что к числу мер семейно-правовой ответственности относится, прежде всего, взыскание неустойки за каждый день просрочки алиментных выплат. Получатель алиментов также может взыскать с виновного лица все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой. В настоящее время неустойка составляет 0,5 % от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Соответствующий федеральный закон был принят 30 июня 2008 г.53 Механизм реализации соответствующей нормы достаточно сложен, предполагает взаимодействие между взыскателем, судебным приставом и судом.

По мнению автора, увеличение размера неустойки не позволит решить вопрос своевременности алиментных платежей. Как следует из материалов судебной практики, значительно число удовлетворенных исков о полном или частичном освобождении обязанного лица от погашения образовавшейся задолженности по алиментам. При этом суд учитывает любые уважительные причины, которые не дают возможности погасить образовавшуюся задолженность. Взыскание неустойки в подобных ситуациях также не представляется возможным.

Автор работы также хочет  отметить, что санкции норм Кодекса  об административных правонарушениях  РФ и Уголовного кодекса РФ предусматривают наказание за неисполнение обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей, за злостное уклонение от уплаты алиментов. Думается, что только исправительные работы, предусмотренные ст.157 Уголовного кодекса РФ, направлены на принудительное исполнение обязанности по уплате алиментов, поскольку из заработка осужденного производится отчисление алиментов в размере, установленном судом.

Анализируя меры ответственности, применяемые в алиментных обязательствах, следует обратить внимание и на другие негативные правовые последствия неисполнения алиментных обязательств. В частности, по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (ст.1117 ГК РФ)54; злостное уклонение от уплаты алиментов является основанием для лишения родителей родительских прав (ст.69 СК РФ)55; суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет (п.2 ст.97 СК РФ)56 и т.п. Названные меры семейно-правовой ответственности имеют цель наказать участников семейных правоотношений за ненадлежащее исполнение соответствующих семейных обязанностей. Они выражаются не в дополнительных имущественных обременениях, а в лишении или ограничении их семейных прав.

Автор поддерживает также  сторонников закрепления компенсации  морального вреда, который может  претерпевать получатель алиментов  с связи с их неуплатой (Е.Ю.Костюченко, С.А.Сидорова, А.М.Эрделевский )57.

В соответствии с законом  условия выплаты алиментов могут  быть включены супругами в заключаемый  ими брачный договор. При этом получателем алиментов может  быть любой из супругов, а не только те, которые названы в ст.89 СК РФ58. Получается, что законодатель допускает возможность расширения предусмотренного законом круга супругов – потенциальных получателей алиментов.

По мнению автора работы, обнаруженное несоответствие в определении  законодателем потенциальных субъектов алиментных обязательств позволяет сделать вывод о нецелесообразности искусственного дублирования в договорном механизме регулирования алиментных правоотношений.

Анализ положений семейного  и гражданского процессуального  законодательства в части регулирования процедуры взыскания алиментов в судебном порядке позволил автору выявить ряд особенностей материального и процессуального характера, сформулировать предложения по совершенствованию соответствующих правовых норм.

По мнению автора, особого внимания заслуживают пределы судебного усмотрения при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей при лишении их родителей родительских прав, а также при отмене усыновления.

Существующая редакция п. 3 ст. 70 и п. 2 ст. 71 СК РФ59 позволяет не рассматривать вопрос о взыскании алиментов при рассмотрении дел о лишении родительских прав, если соответствующее требование не было заявлено. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» подчеркивается, что при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка независимо от того, предъявлен ли такой иск (п. 17)60. Материалы судебной практики свидетельствуют, что в большинстве случаев вопрос о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка судом не рассматривается, если он не был указан в исковом заявлении. Разъяснения Пленума Верховного суда РФ не относятся к числу источников права, в связи с этим представляется необходимым предусмотреть соответствующую обязанность суда непосредственно в законе. По мнению автора, редакция п. 3 ст. 70 СК РФ может быть изложена следующим образом «При рассмотрении дел о лишении родительских прав суд должен решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав».

Информация о работе Правовое регулирование института алиментных обязательств