Правовое регулирование института алиментных обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:07, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в исследовании института алиментных обязательств в семейном законодательстве РФ, предусматривающее диспозитивное регулирование алиментных отношений и анализе приемов, направленных на дальнейшее повышение эффективности и качества применения и исполнения алиментных обязательств.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть алиментные обязательства родителей и детей, как алиментные обязательства первой очереди;
- проанализировать алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Общие положения об алиментных обязательствах 5
1.1. Понятие, признаки, субъекты и правовое регулирование алиментных обязательств 5
1.2. Формы и способы уплаты алиментов: правовой аспект 11
Глава 2. Правовое регулирование института алиментных обязательств 29
2.1. Алиментные обязательства родителей и детей: правовой аспект 29
2.2. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов и других членов семьи 36
Глава 3. Проблемы, связанные с исполнением алиментных обязательств 42
3.1. Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей 42
3.2. Принудительное исполнение алиментных обязательств совершеннолетних детей перед родителями 57
Заключение 63
Список используемых источников 68

Файлы: 1 файл

институт алиментных обязательств.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  в СК РФ отсутствуют основания  и механизм определения невозможности  взыскания алиментов. По мнению автора, перечень оснований должен быть открытым и может включать в себя любые обстоятельства, подтверждающие отсутствие у плательщика алиментов возможности производить соответствующие выплаты. В частности, отсутствие места работы и иных доходов, отсутствие имущества, на которое могло быть обращено взыскание и т.п. Однако данные обстоятельства должны быть установлены в судебном порядке. В свою очередь, это будет признаваться как невозможность исполнения алиментного обязательства, а соответствующее решение суда – основанием для прекращения алиментного обязательства. При этом следует подчеркнуть, что решение суда о невозможности взыскания алиментов является основанием именно прекращения алиментного обязательства, а не освобождения плательщика от выплаты алиментов, что предусмотрено действующей редакцией п. 1 ст. 119 СК РФ61.

Автор работы считает, что  освобождение лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, возможно только при наличии уважительных причин. В то время как установление факта невозможности взыскания  алиментов имеет своим основанием неуважительные причины. Соответственно, содержащийся в п. 2 ст. 120 СК РФ62 перечень оснований прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, должен быть дополнен указанием на решение суда.

Правовые последствия  решения суда о невозможности взыскания алиментов будут заключаться в следующем: во-первых, получатель алиментов может рассчитывать на «алиментное пособие», установленное законом субъекта РФ; во-вторых, решение суда будет безусловным основанием для отказа в будущем в удовлетворении встречного иска о взыскании алиментов. Автор работы хочет подчеркнуть, что внесение в СК РФ обозначенных изменений позволит решить сразу несколько проблем теоретического и практического значения: будет четко определена правовая природа понятий освобождение от уплаты алиментов и установление факта невозможности взыскания алиментов; будут установлены дополнительные гарантии обеспечения права несовершеннолетних на получение алиментов от своих родителей; будет предусмотрена возможность фактического установления законами субъектов РФ в форме «алиментного пособия» минимального размера алиментов, выплачиваемых несовершеннолетним при невозможности взыскания алиментов в судебном порядке.

Таким образом, положения действующего законодательства, регламентирующие алиментные правоотношения членов семьи, также нуждаются в совершенствовании в части установления публично-правовых гарантий обеспечения выплаты алиментов.

3.2. Принудительное исполнение алиментных  обязательств совершеннолетних  детей перед родителями

 

Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о своих нетрудоспособных родителях - конституционная обязанность детей (ст. 38 Конституции РФ). Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей конкретизируется в ст. 87 СК РФ, в соответствии с которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Представляется, что нуждаемость и нетрудоспособность родителей должны определяться в судебном порядке, если их совершеннолетние дети не исполняют указанную обязанность добровольно.

Совершеннолетними являются дети, достигшие 18-летнего возраста. Таким образом, СК РФ не возлагает  обязанность по содержанию своих  родителей на детей, приобретших  полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия (например, в результате вступления в брак, эмансипации).

В соответствии со ст. 53 СК РФ при установлении отцовства в  порядке, предусмотренном СК РФ, дети имеют такие же права и обязанности  по отношению к родителям и  их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой63. Таким образом, нетрудоспособный нуждающийся в помощи отец, отцовство которого установлено в судебном порядке, имеет право на получение содержания от своего совершеннолетнего трудоспособного ребенка.

Дети и их родители могут заключить соглашение об уплате алиментов. Следует согласиться  с мнением, что заключить соглашение о содержании родителей вправе и  нетрудоспособные совершеннолетние дети, а также несовершеннолетние дети, приобретшие полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия, поскольку в данном случае речь идет не о взыскании алиментов в судебном порядке, а о добровольном принятии на себя обязанности по содержанию родителей. Соглашение о выплате родителям алиментов может быть заключено независимо от того, являются ли родители нетрудоспособными или нуждающимися.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей  взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого  из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

При определении размера  алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному или к нескольким из них.

Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источник дохода каждой из сторон, выяснить наличие  иждивенцев, других лиц, которым обязан платить содержание плательщик алиментов. Предъявление иска об уплате алиментов на нетрудоспособных родителей возможно как к одному, так и ко всем трудоспособным совершеннолетним детям. Если требования об уплате предъявлены не ко всем, суду при определении размера алиментов предоставлено право учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя. Однако если родители были лишены родительских прав, то в этом случае у совершеннолетнего ребенка нет оснований для уплаты им алиментов. Не будут алименты в этом случае присуждены и на основании решения суда. Суду также отдан вопрос о возможности освобождения детей от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей: не заботились о всестороннем развитии своих детей, их воспитании, не принимали участия в их содержании и т.д. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обязательствами.

Совершеннолетние дети при определенных условиях обязаны участвовать в дополнительных расходах на родителей (ст. 88 СК РФ). Порядок несения этих расходов и их размер могут быть определены соглашением сторон.

Дети могут быть освобождены  от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей может выражаться в отсутствии заботы о благосостоянии и развитии детей, отказе в предоставлении им содержания, в устранении от воспитания и в других действиях.

Действующее семейное законодательство предусматривает алиментные обязательства  первой и второй очередей. К последним  относятся алиментные обязательства так называемых других членов семьи – братьев и сестер; бабушек, дедушек и внуков; фактических воспитателей и фактических воспитанников; отчима (мачехи) и пасынка (падчерицы).

Предоставление субъектам  РФ права самостоятельно устанавливать  дополнительные к СК РФ формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, привело к появлению множества самых разнообразных форм: социальный патронат, заменяющие семьи и т.п. В связи с этим возник вопрос об определении статуса фактического воспитателя ребенка. В п.3 ст.96 СК РФ64 указывается, что обязанности по содержанию нетрудоспособных фактических воспитателей не распространяются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), а также на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях. Значит ли это, что дети, принятые в семью на воспитание по другим основаниям, могут быть обязаны в будущем выплачивать алименты на содержание своих фактических воспитателей?

Хотелось бы отметить особую актуальность данного вопроса, апеллируя к новому федеральному закону «Об опеке и попечительстве» 65, который вступил в силу с 1 сентября 2008 г. Изменение характера правового статуса опекуна (попечителя) и иных лиц, принимающих ребенка на воспитание, формы возникающих при этом правоотношений предполагает также установление новых форм и правил исполнения алиментных обязательств по содержанию несовершеннолетних детей.

Анализ семейно-правовых норм, регулирующих алиментные обязательства  между родителями и детьми, позволил автору выявить отдельные несоответствия положений законодательства, дать научное обоснование необходимости внесения изменений и дополнений в ряд статей СК РФ и ГК РФ.

Речь идет об объеме прав и обязанностей несовершеннолетнего, признанно полностью дееспособным до достижения возраста восемнадцати лет. В частности, Н.М.Савельевой, С.Н.Беловой высказывалось мнение о том, что, признавая несовершеннолетнего эмансипированным, было бы разумно возложить на него и бремя обязанностей по содержанию своих нетрудоспособных немощных родителей, которым требуется материальная поддержка66. Соглашаясь в принципе с позицией данных авторов, автор работы хочет обратить внимание на то, что реализация предложенных ими правил позволит разрешить лишь часть проблемы.

В соответствии с законом  трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них (п.1 ст.87 СК РФ)67. При этом согласно п.2 ст.120 СК РФ68 одним из оснований прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, является приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им совершеннолетия. Таким образом, лишая несовершеннолетнего, но полностью дееспособного ребенка права требовать выплаты алиментов от своих родителей, законодатель не признает его обязанным лицом по выплате алиментов на содержание нетрудоспособных нуждающихся родителей, что было бы логично.

Автор работы считает, что  признание несовершеннолетнего  полностью дееспособным предполагает признание его полностью дееспособным практически во всех семейных правоотношениях, за исключением случаев, прямо предусмотренных СК РФ. Поскольку одним из оснований признания несовершеннолетнего полностью дееспособным является установление факта его материальной самостоятельности и возможности содержать себя, следовательно, на него вполне может быть возложена обязанность оказывать материальную помощь своим нетрудоспособным нуждающимся родителям. В связи с этим автор работы считает необходимым изложить п.п.1, 2 ст.87 СК РФ следующим образом:

«1. Трудоспособные и полностью  дееспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения  об уплате алиментов алименты  на нетрудоспособных нуждающихся  в помощи родителей взыскиваются  с трудоспособных и полностью  дееспособных детей в судебном порядке».

Рассуждая об алиментных обязательствах между родителями и  детьми, можно сделать вывод о  необходимости внесения изменений  в п.4 ст.26 ГК РФ. Данная норма допускает  ограничение или лишение права  несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Как свидетельствуют материалы судебной практики, при рассмотрении соответствующих заявлений суд в качестве «достаточных оснований» признает тяжелое материальное положение в семье. Принимая решение об ограничении или о лишении права несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своими доходами, суд фактически признает, что несовершеннолетний должен принимать участие в материальном обеспечении своих потребностей и потребностей других членов семьи. В связи с этим возникает вопрос об исполнении родителями своей обязанности содержать несовершеннолетних детей.

Анализируя неоднозначные  доктринальные толкования данной нормы  закона, автор обосновывает предложение  о том, что суд может принять соответствующее решение, если заявителями будут представлены доказательства, подтверждающие неразумность расходов несовершеннолетнего. В такой ситуации заработная плата, стипендия и иные доходы несовершеннолетнего могут перечисляться на его счет в банке, а не расходоваться на его содержание. В связи с этим предлагается изменить редакцию п.4 ст.26 ГК РФ69, изложив его следующим образом: « По заявлению родителей, усыновителей, попечителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить права несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своей заработной платой, стипендией и иными доходами, если будет установлена неразумность соответствующих расходов».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо подчеркнуть основные положения, а также вытекающие из них, пути и методы для определения законодательной политики в области регулирования алиментных обязательств по содержанию детей и иных членов семьи, нуждающихся в материальном обеспечении.

Анализ современного законодательства указывает на необходимость совершенствования института алиментных обязательств родителей и детей, разработки четкого и действенного механизма взыскания алиментов. В связи с этим были сделаны  следующие выводы:

Информация о работе Правовое регулирование института алиментных обязательств