Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

 

 Расположенная в Сочи  резиденция главы государства  и проходящие здесь встречи  на высшем уровне создали городу  имидж третьей столицы России. Центральный район по праву  можно назвать «сердцем» Сочи, т.к. именно здесь протекает  культурная, деловая и развлекательная  жизнь города. Здесь проводят  встречи главы государств, политики, промышленники, банкиры, представители  научной и культурной элиты  нашей страны.

 

 Имидж Сочи как столицы  зимних Олимпийских игр учитывает  и политические, и общечеловеческие  ценности. «Если будет принято  решение о проведении олимпиады  в Сочи - это огромная победа  и преференции в качестве чего? Рабочих мест. Это миллиарды отчислений  в виде налогов, это дороги - 200 километров. Олимпиада приходит  и уходит, а это все останется», - объясняет губернатор Краснодарского  края Александр Ткачев[48].

 

 В 2014 году в Сочи  пройдут Зимние Олимпийские игры. Уже сейчас город преображается  на глазах - благоустраиваются улицы,  прокладываются новые автомагистрали, возводятся звездные отели и  гостиницы, обновляются корпуса  и номера санаториев. Все это  - сегодняшний день и будущее  курорта Сочи. Ради этого стоит  отложить дела и отправиться  на отдых к морю. «Город-мечта», «Город-сказка», «Город-праздник». 

 

 Проведение в Сочи  Олимпийских игр 2014 станет, пожалуй,  самым ярким моментом в многовековой  истории города и будет вдохновлять  еще не одно поколение жителей  Сочи и России в целом. 

 

Позиционирование образов-символов

 

 Позиционирование края  как определенного символа основывается  на «узнаваемости», стереотипности, эмоциональном и психологическом  восприятии образа.

 

 Позиционирование края  на данном уровне, т. е. его  символьная ценность, в значительной  мере формируется за счет атрибутики  региона или атрибутивных знаков, к которым относятся наименование  региона, карта края, флаг, герб, девиз,  гимн. Но наиболее функционально  значимы в управлении имиджем  стереотипы и ассоциации.

 

 Информационный портал  «ЮГА.ru» провел в рамках программы  «Гордость Кубани» онлайн-голосование,  призванное определить настоящие  символы Краснодарского края. Из  предлагаемых вариантов ответов  журналистами были исключены  политические лидеры и представители  бизнеса. Мнения пользователей  сайта распределились следующим  образом[49].

 

  В категории «Житница  России»: поля (86% ответов), хлеб (46% ответов), виноградники (43% ответов), подсолнухи (32% ответов);

 

 «Природа Кубани»: Черное  море (74% ответов), горы (50% ответов); река  Кубань, источники минеральных вод  (по 31% ответов в каждом случае);

 

 «Курорты»: Сочи (80% ответов), поселок Красная Поляна (47% ответов), Анапа, Геленджик (по 45% ответов), Горячий Ключ (27% ответов);

 

 «События»: ежегодный  экономический форум в Сочи (48% ответов); фестиваль Кинотавр в  г. Сочи и фестиваль КВН в  Сочи (по 32% ответов в обоих случаях);

 

 «Искусство»: Кубанский  казачий хор (65% ответов), Юрий  Григорович (32% ответов), Григорий Пономаренко  (30% ответов), Виктор Захарченко (29% ответов);

 

 «Историческое наследие»:  Екатерина Вторая (48% ответов), дольмены (47% ответов), казачьи традиции (35% ответов), Екатерининский собор (33% ответов).

 

 Некоторые посетители  сайта также предложили свои  варианты ответов: 

 

 В категории «Житница  России» - овощи и фрукты, кукуруза, раки, сельское хозяйство в целом,  кукуруза, яблоки; «Природа Кубани»  - Черноморское побережье, Утриш,  Лагонаки, Гуамское ущелье, Азишская  пещера, Кизилташский лиман, Должанская  коса; «Курорты» - Голубицкая; «События»  - ежегодный байк-фестиваль в Тамани, фестиваль вина, праздник труда;  «Искусство» - Анна Нетребко, Миша  Галустьян, художники Паршков,  Блохины, Воржев и др.; «Историческое  наследие» - Свято-Троицкий храм, летчик Вячеслав Ткачев, супруги  Кирлиан, братья Аведовы, Ф.  А. Коваленко, М. Ю. Лермонтов. 

 

 Анализ ответов позволяет  сделать вывод, что Кубань в  представлении населения - это  образ края двух морей, удивительных  по красоте гор, бескрайних  хлебных полей, строптивых горных  рек, уникальных археологических  и природных памятников; края  лучших российских курортов; казачьей  земли-кормилицы. 

 

 Средства массовой  информации данные символы используют, чтобы подчеркнуть превосходство  Краснодарского края перед другими  регионами: Кубань производит  лучшие продукты, выращивает лучшие  овощи и фрукты, имеет лучшие  курорты, места отдыха, проводит  лучшие форумы, лучшие кадры и  т. д. Причем такая оценка  звучит из уст первых руководителей  страны и края: «Рад приветствовать  вас на лучшем туристическом  форуме» (Александр Починок)[50], «Вы  - лучшие» (Александр Ткачев о  журналистах). 

 

 Обобщая вышесказанное,  можно констатировать, что имидж  региона складывается из отдельных  элементов, крепко связанных между  собой. При выпадении/повреждении  одного из них происходит сбой  в системе восприятия имиджа  как целостного образа региона,  и это ведет к появлению  недопонимания со стороны общественности, а, следовательно, появлению негативных  оценок. Чтобы не допустить такого  в данном параграфе был рассмотрен  имидж Краснодарского края как  системы через позиционирование  региона в СМИ на нескольких  уровнях: 

 

1.  Позиционирование имиджа  политического лидера.

4. Позиционирование региона  как товара.

5. Позиционирование образов-символов.

 

 Надо отметить, что  имиджевая политика создателей  облика края нацелена и на  жителей края, и на федеральную  власть, и на инвесторов (отечественных  и иностранных). Имидж края постоянно  дополняется и широко тиражируется  как местными, так и федеральными  СМИ. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

  

 

 Имидж - понятие неоднозначное,  возникшее задолго до появления  самого определения как такового. Постепенно имидж проникает во  все сферы жизни общества: философию,  психологию, социологию, политику и  т.д. Но имидж - это обязательно  целостный, законченный образ,  то есть система, состоящая  из неких элементов/характеристик.  И чем крепче элементы и  чем крепче связи между ними, тем устойчивей имидж. 

 

 В последние годы  Россия столкнулась со многими  угрозами и должна сформировать  адекватный ответ на них. Многое  делается для развития страны, для ускорения экономического  роста, для обеспечения безопасности  жителей от терроризма. Однако  в последнее время становится  все более ясно, что движение  в этом направлении невозможно  без исправления зачастую негативного  отношения к России в мире, без коррекции ее имиджа.

 

 Россию составляют  регионы, весьма отличающиеся  друг от друга по множеству  параметров природно-географического,  ресурсно-экономического, этнического,  культурного характера. Для каждого  из них должен быть разработан  свой мотивационный механизм. Для  каждого - найдены особые социально-коммуникативные  подходы, которые должны укреплять  единство страны, формировать разнообразный,  но одновременно целостный образ. 

 

 Имидж государства  свидетельствует о его экономической  силе, мощи, богатстве, уровне развития  культуры. Имидж является совокупным  показателем авторитета государства  и успешности действий на международной  арене, оценкой мнения зарубежной  общественности о стране.

 

 Процесс формирования  международного имиджа государства  зависит от множества факторов - успешности проведения внешней  политики государства, особенностей  проведения внутренней политики  государства, эффективности экономики,  особенностей ментальности общества, и проч. Как выяснилось, развитие  и образ отдельного региона  оказывает большое влияние на  политический имидж страны.

 

 Краснодарский край  позиционирует себя как динамично  развивающийся регион России; как  край, занимающий ведущее место  в рациональном использовании  собственных капиталовложений, в  привлечении к сотрудничеству  зарубежных партнеров в инвестиционных  программах; край, который достиг  успехов в наращивании мощностей  в аграрном, промышленном, транспортном  секторах, в строительстве. 

 

 В 2014 году в России  впервые пройдут Зимние Олимпийские  игры. А состоятся они не «там, где всегда мороз». Примет Олимпиаду  2014  самый теплый город нашей  страны - субтропический Сочи. Для  курорта с мировым именем 5 июля 2007 года была открыта новая  глава - олимпийская. В большинстве  своем негативное восприятия  России мировым сообществом благодаря  этому событию может способствовать  в какой-то степени разрушению  сложившихся исторически невыгодных  для нашей страны стереотипов  и установок. 

 

 За два года, предшествовавших  моменту исторического для Сочи  и всей нашей страны голосования,  Заявочный комитет «Сочи-2014» организовал  и провел уникальную по масштабам  и охвату задействованных персон  кампанию. Россия доказала, что у  курортного города на берегу  моря  есть все возможности,  чтобы стать местом проведения  крупных спортивных мероприятий  и тренировочным центром международного  уровня.

 

 Проведение в Сочи  Олимпийских игр 2014 оставит после  себя значительное спортивное  наследие на долгие годы в  виде спортивных сооружений на  Красной Поляне, которые позволят  молодым поколениям сочинцев  и россиян в целом тренироваться  и совершенствовать свое мастерство. Но такое спортивное наследие  будет также способствовать дальнейшему  развитию Красной Поляны и  Сочи как круглогодичного курорта,  усовершенствованию и модернизации  развлекательных и выставочных  комплексов. Все это окажет исключительно  положительное воздействие на  состояние сферы туризма, которая  является движущей силой экономики  Сочи.

 

 Выбор Сочи в качестве  столицы зимней Олимпиады-2014 - наглядное  подтверждение авторитета России  на мировой арене. Завоевав  право провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, Россия подтвердила, что  является центром морального  влияния на мировые дела.

 

 Сочи выдержал главный  в своей истории олимпийский  экзамен, потому что сами сочинцы  поверили в свой город. Своим  трудом за период олимпийской  гонки люди доказали прежде  всего себе, что Сочи можно  сделать не только еще лучше,  но и превратить в горноклиматический  курорт мирового уровня.

 

 На примере Краснодарского  края в данном исследовании  было наглядно показано, как должны  развиваться и позиционироваться  все регионы России, чтобы наша  страна вновь смогла вернуть  себе статус великой державы,  стать страной номер один в  мире.

 

 Таким образом, в  международном имидже страны  отдельный регион может сыграть  огромную роль. Продвижение имиджа  региона - перспективный путь  преодоления трудностей в формировании  имиджа страны в целом. И  в то же время отдельный  регион хорошо, но мало. Необходимы  комплексные ПР-усилия по формированию  и коррекции исключительно положительного  имиджа страны.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  

 

Книги и монографии:

 

 

1. Азаренко С.А. Образ  в философии.- М.,2003.

 

2. Ахутин А.В. Открытие  сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. М., 1990.

 

3. Галумов Э. Имидж против  имиджа М., 2005.

 

4. Даль В. Толковый словарь  живого великорусского языка.  В 4 т. АО Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. -С.1582.

 

5. Елистратов В.С. О  таиноречии // Риторика. - 1995. - N 1.

 

6. Журналистика в мире  политики / П./р. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2004.

 

7. Ковальчук А.С. Основы  имиджелогии и делового общения:  Уч. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб и доп. - Ростов  н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003.

 

8. Кондратьев Э.В., Абрамов  Р.Н. Связи с общественностью.  М., 2003.

 

9. Королько В. Г. Основы  паблик рилейшенз. М.: Рефл-бук;  К.: Ваклер, 2000.

 

10. Кравченко А.И. Введение  в социологию. - М.: Изд-во "На Воробьевых", 1995.

 

11. Кравченко Н. П. Приемы  позиционирования первых лиц  региона в местных СМИ // Журналистика  в 2005 году. - М., 2006.

 

12. Лосев А.Ф. История  античной эстетики: Поздний эллинизм. М.,1980; Мантатов В.В. Образ, знак, условность. - М.,1980.

 

13. Лучинский Ю. В. Очерки  истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие / Кубан.гос.ун-т.-Краснодар, 1996.http:// www.media.utmn.ru/libraru.

 

14. Макиавелли Н. Избранные  сочинения. - М.: Худ. литература, 1982.

 

15. Мартынов В.Л. Коммуникационная  среда как объект географических  исследований // География и природные  ресурсы. Иркутск., 2000. - № 2.

 

16. Палиевский П.В. Внутренняя  структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом  освещении. Образ, метод, характер. - М.,1962.

 

17. Панкрухин А.П. Территориальный  маркетинг // Маркетинг в России  и за рубежом.;1999. - № 5-6.

 

18. Перелыгина Е. Исследование  имиджа в русле PR и социальной  психологии // Советник № 7 (91), июль 2003. - С. 50.

 

19. Психологический словарь. - М., 1990. Benton R. E., Woodword G. С. Political Communication in America. - N. Y., 1985. - P. 56; The Randon. House Pictionary of English Languare. - N. Y., 1973.

 

20. Словарь Ушакова, Словарь  Ожегова, Словарь новых иностранных  слов, Современный словарь иностранных  слов.

 

21. СМИ и политика в  России: Социологический анализ  роли СМИ в избирательных кампаниях.  М.: Logos, 2000.

 

22. Современный словарь  иностранных слов. - М., 1997.

 

23. Современный философский  словарь / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В.Е Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.:Панпринт, 1998.

 

24. Социологический энциклопедический  словарь. На рус, англ., нем., франц.  и чешском языках. Ред.-координатор  - академик РАН Г.В.Осипов. - М., 1998.

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края