Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

 

 В том же номере  газеты отмечены такие качества  губернатора Кубани, как организаторский  талант, требовательность к себе  и к другим, высокий профессионализм  и неравнодушие к проблемам  земляков, которые стали «основными  принципами работы Ткачева»: «Сегодня  благодаря стараниям губернатора  общественно-политическая жизнь  Кубани объединяет людей с  разными убеждениями и жизненным  опытом вокруг основной задачи - работать на благо кубанцев. А. Ткачев активно проводит  курс на укрепление экономического  потенциала Краснодарского края, создает необходимые условия  для обеспечения достойной жизни  граждан, упрочения стабильности  и порядка в общественной жизни.  Многое сделано для укрепления  агропромышленного потенциала Кубани, для создания нормальных условий  жизни ветеранов и пенсионеров.  А. Ткачева хорошо знают и  в России и далеко за ее  пределами как яркого и перспективного  регионального руководителя». 

 

 Существуют различные  способы формирования имиджа  политического лидера, укрепляющего  его позиции в массовом сознании.

 

 На уровне Краснодарского  края создается образ лидера, который отвечает представлениям  различный частей населения: 

 

- выходец из народа;

 

- уроженец Кубани;

 

- хранитель казачьих традиций;

 

- хозяйственник, чья деятельность  направлена на улучшение благосостояния  народа и процветание края;

 

-грамотный руководитель, знающий современные формы хозяйствования;

 

- не чиновник, доступный  всем, так как часто бывает  в народе;

 

- обычный человек, переживающий  за социально и физически обездоленных  людей; 

 

- современный политик; 

 

- православный христианин;

 

- патриот. 

 

Позиционирование региона  как товара

 

 Краснодарский край - это,  прежде всего земли, предприятия,  курорты. К ним можно привлечь  инвесторов для дальнейшего развития  края. При этом учитываются ценности, запросы целевой аудитории, чтобы  можно было откорректировать  отдельные стороны имиджа. Краснодарский  край позиционирует себя как  динамично развивающийся регион  России; как край, занимающий ведущее  место в рациональном использовании  собственных капиталовложений, в  привлечении к сотрудничеству  зарубежных партнеров в инвестиционных  программах; край, который достиг  успехов в наращивании мощностей  в аграрном, промышленном, транспортном  секторах, в строительстве. 

 

 Рассмотрим, как позиционируется  с этих позиций Краснодарский  край в СМИ. 

 

Образ 1. «Край привлекательный  для инвесторов» 

 

 Это наиболее актуальный  и продуктивный образ Кубани  на современном этапе. В связи  с изменением экономических отношений  в стране Краснодарский край  активно позиционируется как  территория, выгодная для вложения  инвестиций и новых проектов. С целью получения инвестиций  в СМИ широко освещается информация  о крае, его специфике, промышленном, курортном, аграрном потенциале. Помимо статей ознакомительного  характера публикуются материалы,  в которых потенциальные инвесторы,  размышляющие  о целесообразности  вложений в развитие края, могут  найти компетентные ответы на  такие вопросы, как: 

 

- лидируют ли компании  края в своей отрасли? 

 

- сохранится ли спрос  на товары и услуги, предоставляемые  краем в течение следующих  нескольких лет? 

 

- кто главные конкуренты  края и насколько он способен  соперничать с ними?

 

- каковы сильные и слабые  стороны руководителей края? Каковы  их реальные достижения? Какие  долгосрочные и краткосрочные  задачи они преследуют? Осознают  ли свою ответственность перед  инвесторами? 

 

  Акцент в публикациях  делается на аргументы в пользу  безопасности ведения бизнеса  на кубанской земле. «Инвесторам  не грозит опасность», «Власть  обслуживает бизнес» и др.  - звучат заголовки публикаций  в местных газетах. Кубань представлена, как край где присутствует  понимание, что власть не должна  довлеть над бизнесом и ее  обязанностью является создание  равных условий для добросовестной  конкуренции в экономике. В  качестве примеров приводятся  очерки об успешном развертывании  на кубанской земле предприятий  крупнейших международных компаний, таких как  «КЛААС», «Кнауф»,  «Бондюэль», «Нестле»).

 

 Имидж края рассчитан  и на иностранных инвесторов  и на российских. Например, в газете  «Кубань Сегодня» (3.06.06) в материале  о форуме «Кубань-2006» «Опыт  региональных администраций в  привлечении инвестиций» сказано:  «Краснодарский край стал одним  из первых российских регионов, который решился так громко  заявить о себе российским  и иностранным инвесторам... Опыт  Краснодарского края говорит  о том, что ключ к решению  социальных и экономических проблем  один - привлечение инвестиций».  В этом же номере в материале  «Успех форума - успех Кубани»  сообщается о высоком экономическом  потенциале Юга России и о  том, что бизнес выбрал Кубань, как регион со стабильной политической  ситуацией, гарантиями безопасности  и неприкосновенностью собственности. 

 

 Еще одним примером  привлекательности Кубани для  инвесторов служит публикация  «Уверенные шаги в завтрашний  день» в газете «Кубань Сегодня». Газета считает, что «Кубань  в деловом мире имеет репутацию  динамично развивающегося региона  с большими перспективами». Такого  же мнения придерживаются газеты  «Краснодарские известия» (н-р,  «Инвесторы приняли низкий старт), «Вольная Кубань» (н-р, «Расширяется  география сотрудничества с немецким  бизнесом»),  «АиФ-Юг» (н-р, «Инвестиции  из Поднебесной. Кубань - Китай».

 

 Часто журналистами  используется сравнение Краснодарского  края с другими регионами России, естественно, в пользу Кубани: «В этом году по всем федеральным  целевым программам в край  поступило 10,8 млрд. рублей - 99 процентов  от запланированного. Это своего  рода рекорд, поскольку в большинстве  российских регионов госинвестиции  используются на 20-30 процентов...» 

 

 Там же - «Экономика  Кубани - на подъеме»: «2006 год ознаменовался  подъемом экономики Краснодарского  края. Он стал, по сути, первым  полномасштабным годом реализации  приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, в агропромышленном комплексе».

 

Образ 2. «Кубань - кормилица».

 

 Образ создан на  основе стереотипа «Кубань - житница  России». Образ поддерживается  другими имиджевыми характеристиками: «Кубань - территория качества»,  «Кубань - главная усадьба России».  Таким образом, Краснодарский  край позиционирует себя как  один из важнейших сельскохозяйственных  регионов страны, плодотворные почвы  и благоприятные климатические  условия которого создают возможности  для развития всех отраслей  сельскохозяйственного производства. В журналистских материалах подчеркивается, что Кубань - исторически аграрный  край; крупнейший регион России  по производству зерна, сахарной  свеклы, подсолнечного масла, картофеля  и овощей, край, где развито виноградарство, рисосеяние и животноводство, где  выращивают хлеб. Так вырисовывается  облик  территории стабильного  производства и высокого качества.

 

 Традиционно в публикациях  Кубань также именуется «житницей  России». Широко освещается в  прессе краевая программа «Качество», под лозунгом «Кубань - территория  качества» проходят выставки  вина, молочной, мясной продукции  и других сельскохозяйственных  продуктов края.

 

 Часто в газетах  появляются сводки достижений  края, в которых сообщается о  рекордных сборах урожая. При  этом цифры наполняются экспрессией  за счет оценочности используемых  лексем[45]. Например, сельскохозяйственный  обзор в газете «Кубань Сегодня» (3. 10. 06) под заголовком «Подарки  золотой осени» повествует: «Кубанцы  собрали хороший урожай качественного  зерна (а во многих регионах  ЮФО урожай сгубила засуха). Краснодарский  край вот уже несколько лет  получает устойчивый урожай хлеба,  выше прошлогоднего ожидается  урожай сахарной свеклы и подсолнечника.  Добавит веса нашему караваю  рис: его валовый сбор уже  превысил 300 тысяч тонн, так что  «белого золота» будет в достатке. Хороший урожай убирают наши  виноградари. Вино этого года  обещает быть отменного качества...»  Дополняют образ детали-символы:  зерно, хлеб, сахарная свекла, подсолнечник, белое золото, виноград, вино.

 

 Пример из газеты  «Южный репортер»: «Именно на  Юге с его мягким климатом  и благоприятными погодными условиями  выращивается основная часть  отечественного риса. Еще около  100 тысяч тонн в год дает  Приморье. Но основной производитель  - Краснодарский край (на него  приходится до 80 % всего российского  риса...)». 

 

 «АиФ-Юг» в заметке  «Год рекордов» (ноябрь 2006) пишет:  «Кубань подтвердила в этом  году звание житницы России. Собрано  8,4 миллиона тонн зерновых и  зернобобовых культур. Это на 102 тысячи больше, чем в прошлом  году! Нынешний год стал рекордным  для хлеборобов. Успехов добились и другие отрасли сельского хозяйства: на 200 тысяч увеличилось в крае свинопоголовье, урожай сахарной свеклы составил 5,3 миллиона тонн, кукурузы  -  полтора миллиона тонн, риса  - 635 тысяч тонн».

 

Образ 3. «Если есть на земле  рай, то это Краснодарский край».

 

 Этот образ создан  на основе стереотипа «Кубань  - жемчужина России». В отличие  от своего предшественника, делавшего  ставку на аграрно-промышленный  комплекс региона, новый глава  зоной особых интересов объявил  порты, нефтегазовый комплекс, лесное  хозяйство, виноградарство. Но, прежде  всего - курорты. Сегодня курорты  в плане имиджевой политики  многими воспринимаются как традиционный  конек Кубани. На самом деле  в позиционировании курортов  появилась новая черта, обусловленная  инвестиционной политикой развития  края. Курорты позиционируются не  только как благодатные территории  и здравницы, а, прежде всего  как бизнес, приносящий большие  доходы. Например, в статье «В  Кубань «вольются» 26 миллиардов  рублей?» («Комсомольская правда»)  речь идет в первую очередь  о немалых инвестициях в развитие  курортной инфраструктуры края  благодаря созданию на Кубани  особой экономической зоны. Журналист  прогнозирует: «Особые экономические  условия позволили бы построить  достаточное количество здравниц, гостиниц, туристических комплексов. Это создаст условия для конкуренции,  которая, будем надеяться, сдержит  рост цен» Таким образом, помимо  курортного региона, Кубань позиционируется  как благодатная зона для рентабельных  вложений, что становится особенно  актуальным на сегодняшний день  в отношении г. Сочи.

 

Образ 4. «Сочи - столица зимней Олимпиады-2014».

 

 «Город солнца», «Край  магнолий», «Жемчужина у моря»  - какими только эпитетами и  художественными образами не  награждали курорт Сочи. Единственный  город в России, где сосредоточены  все климатические и природные  возможности для полноценного  отдыха и лечения. Самый длинный  город нашей страны (150 км вдоль  берега Черного моря). Город представляет  миру новую демократическую Россию. Это любимое место отдыха Владимира  Путина. В Сочи родились многие  знаменитые российские спортсмены, в том числе Олимпийский чемпион  Евгений Кафельников и звезда  мирового тенниса Мария Шарапова.

 

 Сочи, настоящий город  на все времена года, предлагает  посетителям множество различных  занятий и развлечений на протяжении  всего года. Все эти составляющие  индустрии развлечений Сочи значительно  повлияли на развитие курорта  и превращение его в излюбленное  место отдыха россиян. Проведение  в Сочи Олимпийских игр 2014 оставит  после себя значительное спортивное  наследие на долгие годы в  виде спортивных сооружений на  Красной Поляне, которые позволят  молодым поколениям сочинцев  и россиян в целом тренироваться  и совершенствовать свое мастерство. Но такое спортивное наследие  будет также способствовать дальнейшему  развитию Красной Поляны и  Сочи как круглогодичного курорта,  усовершенствованию и модернизации  развлекательных и выставочных комплексов. Все это окажет исключительно положительное воздействие на состояние сферы туризма, которая является движущей силой экономики Сочи.

 

 Зимние Олимпийские  игры в Сочи оставят бесценное  наследие не только для Краснодарского  края и страны, но и для всего  Олимпийского движения. Игры послужат  стимулом для экономического  развития региона и будут способствовать  позитивным изменениям в российском  обществе: больше внимания будет  уделяться вопросам защиты окружающей  среды и интеграции людей с  ограниченными физическими возможностями  в активную социальную жизнь.  Благодаря Олимпийским играм  в Сочи вырастет популярность  зимних видов спорта среди  россиян. 

 

 Поддержка заявки Сочи (а также агитация за город-курорт) российским президентом Владимиром  Путиным сыграла огромную роль. За несколько дней до этого  на встрече с российскими спортсменами  Путин заявил: «Хороших заявок  много, сильная только одна - Сочи. Мы включились в гонку не  для того, чтобы согреться, а  для того, чтобы победить[46]». По  словам российского президента, если Россия получит право  проведения Олимпиады, то она  справится с задачей организации  соревнований на самом высоком  уровне.

 

 Завоевав право провести  зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, Россия  подтвердила, что является центром  морального влияния на мировые  дела, считает президент Олимпийского  комитета России Леонид Тягачев. "Россия хорошо потрудилась  и заслуженно получила право  принять Олимпиаду. Это решение  Международного Олимпийского комитета  показало - мы сильны не только  спортивными достижениями, но и  сильны экономически, сильны организационно, сильны как центр морального  влияния на мировые дела, пользующийся  авторитетом среди большинства  из 204 стран-членов современного  Олимпийского движения", - подчеркнул  он[47]. Здесь подкрепляется сложившийся  положительный стереотип о том,  что Россия - мощное государство,  имеющая большое влияние в  мировом пространстве.

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края