Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

 

  

 

2. Имидж современной России  и ее реальность: основные стереотипы  и проблемы 

 

 В современном мире  имидж и репутация государства  являются ключевыми элементами  стратегического паблицитного капитала. Уровни развития человеческих  ресурсов, качества политической  системы, культурно-исторические  особенности определяют имидж  страны, формируют её инвестиционную  привлекательность. Преуспевающие  страны технологично используют  брендинг, социально-рентабельную репутацию  при управлении восприятием государства  для сознательного конструирования  позитивного имиджа и его целенаправленного  воздействия на общественное  мнение[32].

 

 Примечательно, что  специалисты из самых разных  сфер деятельности сошлись в  том, что если имидж (даже  такой огромной страны, как Россия) - категория управляемая, то с  репутацией, и, прежде всего деловой,  все обстоит куда сложнее. Страна  уже, кажется, вышла из эпохи  криминального раздела собственности,  остался в прошлом постдефолтный  кризис, но разрыв между репутацией  и реальным положением дел  остается огромным.

 

 Каждая страна стремится  к тому, чтобы о ней знали  больше, чтобы эта информация  была позитивной. Положительный  имидж страны приносит пользу  всем социальным и общественным  группам населения, способствует  уважению государства на международной  арене, притоку инвестиций и  туристов. Многие правительства  тратят значительные силы и  средства для формирования позитивного  имиджа своих стран за рубежом,  используя разнообразные методы  и современные PR-технологии. Если  в советский период такая работа  существовала, на неё выделялись  огромные средства со стороны  государства, то в постсоветской  России долгое время ничего  подобного не предпринималось.  В течение последних лет в  России ведутся активные дискуссии  о проведении мероприятий в  рамках программы по формированию  положительного имиджа России.

 

 Что же мы имеем  изначально? Каков «генеральный  статус» Российской Федерации.  Минимально возможный набор выглядит  следующим образом. 

 

 Россия - это необъятные  просторы и воистину щедрые  природные богатства. Это разноплановая  культура, гибко сочетающая в  себе ценности Восточного и  Западного архетипов и творчески  использующая их. Это, наконец,  талантливейший народ, выдержавший  тяжелейшие испытания в крупнейших  драмах отшумевших эпох и доказавший  неоднократно свою несгибаемость  и волю. Динамика истории сформировала  в нём ценнейшие привычку и  потребность в коллективном труде  и действии, проявляемых в священных  интересах всего государства,  закрепила и развила замечательный  дар новаторства и первопроходства[33].

 

Уникальное географическое положение на Евразийском континенте, исторический опыт, великая культура, впитавшая достижения западных и  восточных цивилизаций, терпимость, способность понять и усвоить  творческие достижения других народов  делают Россию исключительно выгодной во всех отношениях буферной зоной  с точки зрения цивилизационной  связки «Восток - Запад».

 

Западный миф о России украшен множеством вырванных из контекста деталей российской истории. Так, почти любой западный студент  знает: Петр I любил рвать зубы своим  подданным; Иван Грозный убил своего сына (на английский язык «грозный»  переводится как «ужасный»); у  Екатерины II было множество любовников; Сталин построил ГУЛАГ и т. д. Перемешанные с представлениями о российской морозной и снежной зиме, о неаккуратности и необустроенности российского быта, о неполноценности для западного человека идей и образов русского православия, эти детали способны выстроить картину, которую никак не назовешь привлекательной.

 

  В «западных умах»  современная Россия ассоциируется  с такими неотъемлемыми компонентами  как купола соборов, березки,  бескрайние просторы полей, водка,  продукты сельхозпроизводства, матрешки, балалайки, сувениры народных  промыслов. За рубежом говорили  о «загадочной русской душе»,  которая выражалась в русской  классике литературы и искусства,  «Русских сезонах», Большом и  Мариинском театрах, красоте русских  женщин.

 

 Весьма показателен  сегодня  опыт организации  ценностей русской политической  традиции на новых основах,  которую провозглашают «единороссы»[34]:

- государство важнее этноса;

- идея главнее выгоды (склонность  к идеократии);

- порядок выше прогресса;

- консолидация нации вокруг  лидера;

- потребность в широком  общественном консенсусе (соборность);

- стремление к справедливости (соответствующее моральному чувству  распределение);

- близость человека к  воле, а не свободе,которая появилась  как понятие только в 20 веке;

- чуждость русского народа  европеизму и изоляционизму («Россия  вбирает народы, сохраняя их»).

 

Именно поэтому позитивный образ России должен выстраиваться  исходя из собственной национальной идеи, демонстрирующей миру самостоятельность  в развитии, стремление к воле и  справедливости.

 

 В последние годы  Россия столкнулась со многими  угрозами и должна сформировать  адекватный ответ на них. Многое  делается для развития страны, для ускорения экономического  роста, для обеспечения безопасности  жителей от терроризма. Однако  в последнее время становится  все более ясно, что движение  в этом направлении невозможно  без исправления зачастую негативного  отношения к России в мире, без коррекции ее имиджа. Но  для коррекции имиджа России  необходимо четко знать стереотипы, исторически сложившиеся по отношению  к великой державе. 

 

 Исследования, опубликованные  в журнале «Современная Европа»[35] в области прикладной лингвистики  и психологии, теории коммуникаций, рекламы и связей с общественностью,  проведенные несколькими исследовательскими  организациями (ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», Отделения института Гэллапа  и др.) по итогам опросов общественного  мнения и рейтингов, относящихся  к имиджу России, позволяют выделить  следующие стереотипы:

 

1. Россия - мощное государство,  имеющая большое влияние в  мировом пространстве. Этот стереотип  восприятия поддерживался советской  пропагандой с 1945 по 1991 гг. Но, к  сожалению, число людей, разделяющих  этот стереотип, постепенно снижается,  начиная с распада СССР.

 

2. Россия обладает высокой  религиозно-национальной культурой  и благосклонно и терпеливо  относится к существованию других  религиозных культур на ее  территории. Этот стереотип находится  на грани исчезновения, так как  по сравнению с русской религиозно-национальной  культурой их культура ставилась  на второй план.

 

3. Россия - самая большая  в мире по территории и очень  богатая природными ресурсами  страна. С одной стороны это  вызывает уважение к великой  державе и желание сотрудничать, а с другой - иждивенческое отношение  (побольше получить и поменьше  заплатить). Это характерно для  бывших союзных республик, входивших  в состав СССР - Украина, Белоруссия, Армения, Грузия.

 

4. Россия - страна высокой  культуры, науки, искусства. Этот  стереотип связан с пропагандировавшимся  в дореволюционной России и  СССР стремлением русского народа  ко всему модному, современному, совершенному.

 

5. Россия - гарант стабильности  и развития на постсоветском  пространстве. Это довольно устойчивое  мнение  общественности зарубежных  стран. Данный стереотип особо  распространен в тех странах,  которые подвергаются реальной  угрозе войны (исламские экстремисты  в Центральной Азии, Турция для  Армении).

 

6. Россия - противовес полному  господству США и Запада. В  силу географического положения  страны  этот стереотип на Западе  воспринимается как негативный, а на Востоке - как позитивный.

 

7. Россия - наследница всего  позитивного, накопленного за  период существования СССР. Этот  стереотип, в основном, сохраняет  свою значимость для людей  старшего поколения, а также  для людей - сторонников коммунизма.

 

8.  Россия намного ближе  по показателям развития в  области культуры, экономики, политики  и социального развития к постсоветскому  пространству, чем другие страны.

 

9. Россия - естественный центр  объединения постсоветского пространства. Этот стереотип в наибольшей  степени разделяется в странах  - членах Евразийского экономического  сообщества и Организации договора  о коллективной безопасности, в  то же время он опровергается  официальной пропагандой в странах  ГУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,  Молдавия) и Сообщества демократического  выбора.

 

 Достаточно сложно  объективно описать такой феномен  как сущность России. Но можно  констатировать определенную недооценку  образа нашей страны, как в  самой России, так и в ближнем  и дальнем зарубежье. 

 

 Можно выделить ряд  факторов, которые ведут к возникновению  устойчивых негативных стереотипов  восприятия России:

 

1. Собственная негативная  оценка и как следствие негативные  оценки со стороны иностранцев. 

 

 Этот стереотип связан  с реформами Петра I, задачей  которых было приблизить гражданское  и военное устройство России  к западному уровню и стандарту  тех времен. Благодаря этим реформам  Россия превратилась в одну  из великих европейских держав. Именно подражательство - одна  из черт, с удивительным постоянством  отмечаемая западными корреспондентами  у россиян в качестве отрицательной.  В связи с этим существенная  часть интеллектуальной элиты  России традиционно описывает  свою страну, воспринимая Запад  в качестве образца того, что  должно быть и у нас. Отсюда  негативные оценки России и  со стороны иностранцев, знакомящихся  с русской культурой. Кроме  того, это делает Россию сильно  уязвимой для любой внешней  критики, исходящей с Запада. Этим  наша страна отличается, скажем, от исламской или китайской  культур, имеющих традиционный  «иммунитет» по отношению к  западным оценкам. 

 

 Особенно серьезно  негативные стереотипы самовосприятия (например, непредприимчивость, отсутствие  трудолюбия, алкоголизм, иррациональность  поведения, присущие русским)  сказываются на представителях  бывших советских республик, которые  оказались под большим влиянием  русской культуры и, соответственно, научились воспринимать россиян  их собственными глазами. 

 

 Позитивной тенденцией  является то, что в последнее  десятилетие развиваются новые  типы коммуникационных каналов:  личные сетевые контакты, Интернет, масс-медиа, достаточно хорошо  интегрированные в зарубежный  информационный бизнес. В результате, особенно, у молодого поколения, в большей мере встроенного в новые каналы коммуникации, исчезают негативные стереотипы восприятия России.

 

2. Чужая культура, двойной  стандарт и восприятие России  иностранцами.

 

 Двойной стандарт в  данном случае можно определить  как неготовность к позитивному  взаимодействию (и, соответственно, негативное восприятие) того, кто  на меня не похож. Поэтому  «двойные стандарты» неизбежно  возникают в ситуациях, когда  сталкиваются носители различных  культур. 

 

 Трагичность русской  истории заключается в том,  что формирование русской нации  (в отличие от древнерусского  народа) и его государственности  (Московское царство) пришлось  на конец XIV века? (победа на  Куликовом поле) - XVI (венчание Ивана  Грозного на царствование) вв. Именно  в это время вследствие османской  агрессии были уничтожены культурно  родственные государства Балкан (Сербия, Болгария, Греция, Византия). В  результате Московское государство  стало все больше воспринимать  себя как полностью изолированное,  находящееся во враждебном окружении.  Именно к этим временам относятся  негативные стереотипы восприятия  России на Западе (агрессивность,  деспотизм власти, всеобщее рабство,  милитаризация, угнетение, нищета, непросвещенность и т.д.). Также  широко известны негативные исторически  сложившиеся ассоциации, связанные  с Россией - коммунизм, КГБ,  мафия, автомат Калашникова. 

 

 Господство стран Запада, прежде всего, США в мировой  массовой культуре приводит к  тому, что негативные стереотипы  восприятия России тиражируются  и расходятся (через голливудские  фильмы с негативными стереотипизированными  образами России, через книги,  новости и даже компьютерные  игры) по всему миру.

 

3. Пропаганда на Западе  против России. В основном это  образ опасного чужака, врага  на пороге Европы. Исключений, когда  Россия описывалась в западной  прессе позитивно, достаточно  мало - Наполеоновские войны, Первая  и Вторая мировые войны, перестройка. 

 

 Именно благодаря СМИ  образ нашей страны за последние  десять лет в значительной  степени ухудшился. Анализ многочисленных  публикаций в зарубежных источниках  показывает, что в сознании мировой  общественности укрепился образ  вечно «догоняющей» лидеров России[36].

 

 Как это ни парадоксально,  но в зарубежных СМИ и общественном  мнении образ России даже в  критических ситуациях «холодной  войны» был менее негативным, нежели ныне, когда Россия официально  признала главную ценность Запада - рыночную экономику[37]. В период  существования Советского Союза,  по оценкам Г. Почепцова, С.  Лисовского и др., резко отрицательное отношение к советской системе и настороженность по поводу любых шагов властей СССР сочетались с сочувствием к русскому народу как наследнику великого культурного прошлого[38]. Напротив, теперь многие зарубежные СМИ противопоставляют российское общество цивилизованному миру. Подобное резкое изменение отношения Запада к России позволяет говорить о том, что на смену антисоветизму пришла так называемая «русофобия». Это явление в западных СМИ формируется, по мнению экспертов, на основе приписываемых всем без разбора представителям России тяги к деструктивным поступкам, пьянству, разрушению, жестокости[39].

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края