Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

 

 Какой бы подход  к формированию своего образа  не был бы выбран регионом, он не оставит без внимания  необходимость в информации. Средства  массовой информации и на поле  региональных войн (или союзов) останутся  четвертой властью. Тем важнее  и нужнее изучение их возможностей  и их роли в создании территориальных  имиджей. 

 

 Имидж города - один  из наиболее действенных социально-психологических  региональных регуляторов. Имидж,  определяющий характер наших  взаимоотношений с объектами,  обладает высочайшей степенью  эффективности. И если в сегодняшнем  информационно ориентированном  мире отказаться совсем или  не научиться эффективно использовать  социально-психологический региональный  регулятор, который может служить  и для привлечения инвестиции  и для выравнивания экономического  уровня регионов, и для взаимодействия  с региональными властными структурами,  и для сглаживания этнических  противоречий, завтра другие используют  имидж региона, возможно гораздо  более результативно, но с прямо  противоположными целями - ради корыстного  обогащения, ради удовлетворения  своих амбиций и прихотей, ради  ослабления и дискредитации конкретных  регионов. И даже не надо дожидаться  завтрашнего дня. Это уже происходит[22]. Однако ситуацию еще можно  переломить, если начать действовать  и действовать эффективно, опираясь  на опыт регионов с положительным  имиджем. 

 

 

 Проблемы развития  российских регионов сегодня  затрагиваются все чаще, поэтому  есть надежда на качественные  изменения в процессе формирования  их имиджа, в частном случае - через  СМИ. 

 

 Современная Россия  переживает период перехода к  информационно-коммуникативному обществу. Общеизвестным признаком этого  является быстро возрастающий  доступ все более широких слоев  населения к информационным инструментам  современного мира - от компьютеров  с выходом в Интернет до  мобильной связи. 

 

 Государство, если оно  предполагает продолжение собственной  истории, не должно оставаться  в стороне от процессов социальной  коммуникации. Тоталитарные и авторитарные  режимы подразумевают под этим  ужесточение контроля над всеми  формами массовой коммуникации  и создание с их помощью  мифологизированного образа государства,  за которым стоит государственная  идеология. В демократическом  обществе государство выступает  в социально-коммуникативном процессе  равноправным игроком, а роль  государственной идеологии исполняет  политическая платформа партии  власти.

 

 В ходе социальной  коммуникации возникают новые  смыслы. Такими смыслами являются  воспринимаемые как индивидуальным, так и массовым сознанием целостные  образы. По мнению автора, у России  для каждого стратегического  региона в мире должен быть  свой имидж, учитывающий сферу  стратегических национальных интересов.  То есть где-то мы заинтересованы  в высоких ценах на нефть,  где-то-в сбыте нашей высокотехнологичной  продукции, включая вооружения, где-то-в  притоке инвестиций. Имидж России  должен быть многогранным, но  в каждой грани привлекательным  и мотивирующим на тот уровень  и характер отношений, который  стратегически выгоден стране.

 

 Если переносить это  на внутреннюю политику, то действовать  необходимо по тем же законам.  Россию составляют регионы, весьма  отличающиеся друг от друга  по множеству параметров природно-географического,  ресурсно-экономического, этнического,  культурного характера. Для каждого  из них должен быть разработан  свой мотивационный механизм. Для  каждого - найдены особые социально-коммуникативные  подходы, которые должны укреплять  единство страны, формировать разнообразный,  но одновременно целостный образ. 

 

 Политические особенности  состоят в том, что, во-первых, информация и средства ее распространения  становятся одним из главных  источников и ресурсов политической  власти. Обладание достоверной и  полной информацией дает преимущество  в политическом процессе. Во-вторых, происходит виртуализация политики  и политических отношений. В  результате чего политическая  борьба за власть часто сводится  к конкуренции имиджей. В-третьих,  происходит размывание национально-культурной  идентичности и формирование  «гражданина всего мира» с  глобальной ориентировкой. Создаваемое  единое информационно-коммуникативное  пространство обладает мощным  потенциалом воздействия, способным  трансформировать политические  и культурные ценности. В-четвертых,  система общественно-властных отношений  в информационном обществе основывается  на информационных технологиях  и носит открытый характер, подразумевающий  наличие большого количества  доступной информации по вопросам  организации политической системы,  функционирования органов власти. Существует интерактивность решения  наиболее важных вопросов функционирования  систем жизнедеятельности общества.

 

 В качестве критериев  информационного общества А. Ракитов  выделяет[23]: количество, качество и  эффективность обработки информации; наличие единой, объединяющей среды;  быстрый и свободный доступ  к информации для всех социальных  слоев населения. 

 

 Но на сегодняшний  день, государственная система ведения  информационных ресурсов не стандартизирована  и разорвана на региональном  и федеральном уровне.

 

 Современная демократия  и управление предполагают не  только наличие: высокого уровня  экономического развития; плюралистических  традиций политического участия  и управления; согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, меньшинств, право собственности и др.; ориентацию значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов), но и широкое и эффективное использование политико-коммуникативных технологий.

 

 В целом, главным  положительным следствием процессов  информатизации является формирование  нового социально-политического  уклада общественных и государственно-управленческих  отношений, как за счет непосредственного  использования интеллектуальных, информационно-коммуникативных  ресурсов, так и за счет качественно  новых свойств информационной  среды, позволяющей оптимизировать  политические, экономические и др. процессы.

 

 Таким образом, при  формировании имиджа региона  необходимо учитывать первостепенные  задачи и цели, достижение которых  необходимо для объекта имиджмейкинга:  позиционирование объекта, формирование  благоприятного имиджа объекта,  поддержание и возвышение этого  имиджа, корректировка и изменение  имиджа, ориентировка на конкурента, отстройка от него.

 

 Если говорить об  имидже региона, то необходимо  обратиться к понятию маркетинга  территорий.

 

 Вполне очевидно, что  и имидж региона напрямую связан  с тем, какая информация о  регионе попадает в СМИ. И  поэтому сегодня необходимо постоянно  высвечивать различные, особенно  наиболее привлекательные стороны  региона с помощью активной  и грамотно поставлено информационной  работы. Регион не должен быть  представлен в информационном  потоке совершенно случайными  событиями, большинство из которых  носят скандальный характер - убийства, крушения, скандалы и т.д., в то  время как ежедневно происходит  множество позитивных событий. 

 

 Воздействуя на общественное  сознание с одной стороны и  на индивидуальное сознание каждого  отдельного человека с другой, СМИ формируют имидж того или  иного объекта: товара, фирмы,  политика, региона. Центральным и  региональным СМИ принадлежит  определенная «заслуга» в формировании  стереотипов. Если центральные  СМИ не считаются с тем, как  их материалы: статьи и сюжеты  могут восприниматься в регионах  России, то региональные СМИ часто  драматизируют местные проблемы, не увязывая их с общероссийскими  или глобальными процессами. Таким  образом, центральные СМИ воздействуют  не только на сознание жителей  России, но и оказывают влияние  на мнение жителей зарубежных  стран о России. А региональные  СМИ - конкретно на жителей  своего региона. Особую важность  здесь приобретает коммуникативное  пространство формирования общественного  мнения об имидже региона. 

 

  

 

3. Коммуникативное пространство  формирования общественного мнения  об имидже региона 

 

 Коммуникативное пространство  современной цивилизации формируется  рядом систем, порождающих символы.  В этой роли выступают и  масс-медиа, и искусство и политическая  коммуникация. СМИ обладают возможностью  менять пропорции реального события,  делая из него либо более  мощное, либо более слабое. Но  поскольку миф свободной прессы  довлеет над всеми нами, мы  должны посмотреть на то, что  мешает этому мифу стать реальностью,  забыв на время, что мифы  никогда не становятся реальностью.  Среди причин, препятствующих независимости  прессы, можно назвать следующие: 

 

1. Оказалось, что не  может быть экономически независимой  прессы, поскольку: 

 

- читатель не в состоянии  её поддержать, тем более, что  сегодня мы имеем десятикратное  уменьшение тиражей; 

 

- экономическое состояние  страны не способствует развитию  рекламы. 

 

2. Продолжается как экономический  передел, так и передел власти. Как следствие, перестают работать  институты стабилизации общества (или они работают в неполную  силу). В результате образуется  ситуация борьбы политических  и экономических гигантов, а они  не дают прессе оставаться  нейтральной. 

 

 Следствием этого является  не только отсутствие понятной  картины мира, которую и должны  поставлять нам газеты. Население  не в состоянии выбрать никакой  точки зрения. Политики выступают  в роли информационных распространителей  своих идей, призывая к вере  в свои слова и поступки. Партии  неразличимы под невооруженным  взглядом. Они есть, но одновременно  их нет. Есть группа лиц,  которые уже сидят в тех  или иных креслах, и группа  лиц, которые хотели бы пересесть  в эти кресла. Это война кресел, где роль информации, коммуникации, СМИ в целом оказывается предельно  заниженной.

 

 Чаще всего говорится  об информационном пространстве. Но речь скорее должна идти  о коммуникативном пространстве. Коммуникативное пространство находится  в сильной степени и зависимости,  как от потребителя, так и  от отправителя информации, в  то время как информационное  пространство находится в зависимости  только от отправителя (спонсора) информации. Если информация отсылает нас на односторонний процесс, где потребитель пассивен, то в случае коммуникации речь идет уже о двустороннем процессе, где и производитель и получатель информации оба обладают активными, формирующими эту коммуникацию ролями.

 

 Сегодняшний мир в  сильной степени сформирован  массовыми коммуникациями. Политическое  или экономическое событие только  тогда становится значимым, когда  о нем рассказывается средствами  массовой коммуникации. Должна выполняться  определенная зависимость: чем  значимее эта фигура, структура  в реальном мире, тем большее  место она должна занимать  в потоках информации. Сегодня  ни одна западная структура  не может существовать без  соответствующей коммуникативной  поддержки. 

 

 Коммуникативное пространство  все равно останется живым.  В нем есть свои болевые  точки. Есть точки закаленные, куда бессмысленно тыкать. В этом  пространстве еще можно чего-то  добиться. Явным позитивным явлением, которое стало впервые проявляться,  стала потребность в собственных  интерпретациях ситуаций. Сегодня  жители России осознали, что им  недостаточно только западных  новостей и фильмов. Возникла  необходимость в собственных  «переводчиках», которые бы показали, что наш мир также движется  в рамках разумных оснований.  Выращивание «оракулов», способных  увлечь массы, требует более  серьезных подходов, чем те, которые  есть сегодня. 

 

 В современном мире  имидж стал необходимым фактором  эффективного взаимодействия в  коммуникационном пространстве. Все  рычаги управления социумом, так  или иначе, сконцентрированы вокруг  коммуникации и представляют  собой средства создания, передачи, получения, обработки и сохранения  коммуникативного сообщения. Поддержание  стабильности коммуникативного  пространства достигается за  счет сохранения баланса между  парадоксальными тенденциями, находящимися  в процессе непрерывного развития  общества, ключевыми из которых  являются тенденции к всеобщей  интеграции и дезинтеграции основных  компонентов коммуникативного пространства.

 

 Коммуникативное пространство  обеспечивает координацию деятельности  людей посредством механизмов  коммуникации, трансляции или передачи  информации, а также производства  инноваций. В этом плане инструментами  формирования общества, выступают  различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства  информации, технологии. Особое место  в системе коммуникативного пространства  принадлежит общественному мнению  как наиболее динамичному индикатору  качества и степени благоприятности  социальной среды. 

 

 В научной литературе  общественное мнение рассматривается  как неотъемлемый атрибут социальной  жизни. Под ним принято понимать  «состояние массового сознания, которое заключает в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей»[24].

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края