Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

Скрипова Е. Образ региона  как основа формирования политического  имиджа страны

  Скрипова Е. Дипломная  работа 2008 г. Образ региона как  основа формирования политического  имиджа страны 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

  

 

  

 

  

 

Введение                                                                                                            3

 

Глава 1. Теоретические основы исследования

 

политического имиджа                                                                                   11

 

1. Феномен имиджа в  его развитии: проблема дефиниции                                       11

2. Политические информационно-коммуникативные 

 

 технологии формирования  имиджа региона                                                    21

3. Коммуникативное пространство  формирования 

 

 общественного мнения  об имидже региона                                                      30

 

Глава 2. Становление и  современное состояние 

 

международного имиджа России                                                                            39

 

1. Генезис международного  имиджа России                                                    39

 

2. Имидж современной России  и ее реальность:

 

 основные стереотипы  и проблемы                                                                             48

 

Глава 3. Образ региона  как основа формирования политического 

 

страны (на примере г. Сочи Краснодарского края)                                   60

 

1. Имидж региона в системе  ресурсов его развития                                        60

2. Имиджформирующие характеристики  региона                                           63

 

3. Имидж региона как  система: основные элементы                                        70

 

Заключение                                                                                                       83

 

Список использованной литературы                                                            86

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 Сегодня имидж для  страны имеет такое же большое  значение, как и прежде. Но пришло  новое понимание: формирование  образа всей страны невозможно  без формирования образов ее  регионов. Необходимость формирования  собственного имиджа каждого  региона и усиление моментов  узнаваемости территорий очевидна, так как это способствует привлечению  внимания к региону, дает возможность  более эффективно лоббировать  его интересы, улучшать инвестиционный  климат, получать дополнительные  ресурсы для развития региональной  экономики, становиться кадровым  резервом федеральных элит. Более  того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа страны в целом.

 

 Во многих исследованиях  большое внимание  уделяется рекламе  и PR-воздействию, а вот средствам  массовой информации отводится  лишь роль статистов, фиксирующих  те или иные события. 

 

 Между тем проблема  формирования имиджа страны и  регионов средствами массовой  информации, несомненно, актуальна.  Объясняется это тем, что СМИ  являются активным субъектом  в сфере информационных отношений,  формирующим социокультурное, политическое  и идеологическое пространство  России, а также все возрастающей  тенденцией к  медиатизации  и политизации общества, вызванными  демократическими процессами в  стране и задачами формирования  имиджа России как сильного, независимого  государства. 

 

 Современное положение  российских регионов характеризуется  биполярностью геополитических  интересов, неоднородностью этнического  и религиозного состава населения,  что определяет их уязвимость  для СМИ. Выяснением географической  направленности информационных  процессов, изучением их типологий,  прогнозированием влияния на  экономическую и политическую  систему государства и его  субъектов отечественные социогеографы  практически не занимались. Эта  тема частично освоена политологами  и социологами, в частности  Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия  СМИ на страну и ее регионы  как социокультурные объекты  назрела и требует комплексных  исследований.

 

 Отечественная географическая  имиджелогия в процессе своего  развития все чаще сталкивалась  с постановкой и решением нестандартных  задач. Сегодня проблемами географического  имиджа занимаются социогеографы  и имиджмейкеры многих стран  мира. Над этой темой в наши  дни работают такие географы  как В.А. Колосов, В.С. Тикунов,  В.А. Евсеев, Д.Н. Замятин, В.Л.  Мартынов и другие. Эти авторы  подразумевают под информацией  особый вид территориального  ресурса и пытаются выяснить  характер и степень влияние  его на географическое пространство.

 

 Образ страны или  региона тиражируется средствами  массовой информации как внутри, так и за пределами государства,  создавая ауру доброжелательного  или недоброжелательного отношения  к нему как к субъекту геополитического  действия. Таким образом, с помощью  СМИ быстро формируется устойчивое  общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются  новые стереотипы, эталоны поведения  и отношений, иначе говоря, формируется  имидж того или иного объекта,  в том числе и любого города.

 

 На сегодняшний день  имидж становится реальным средством  воздействия на массовое сознание. Практически каждый объект, окружающий  нас, обладает своей имиджевой  структурой, будь то телевизионная  звезда, авиакомпания или город. 

 

 Таким образом, актуальность  данного исследования обусловлена: 

§ необходимостью научного изучения информационно-коммуникативных процессов, влияющих на формирование имиджа региона;

§ пониманием того, что имидж  региона - реальный управленческий ресурс, в существенной мере предопределяющий успешность его политических, экономических  и социальных позиций;

§ важностью выявления  основных компонентов образа региона (имиджформирующих факторов), направленных на его позиционирование и устойчивое присутствие в информационном пространстве;

§ задачей практического  овладения коммуникативными принципами, маркетинговыми стратегиями и политическими  технологиями формирования и продвижения  позитивного имиджа региона.

 

Научная новизна исследования заключается в новом подходе  к изучению политического информационного  продукта как результата имиджевой  деятельности; в выявлении факторов, характеризующих региональную политическую картину мира; в определении и  классификации составляющих имиджа региона; в описании инструментария создания и формирования имиджа региона  в средствах массовой информации.

 

  Образ региона, в  частности Краснодарского края, подвергается теоретическому осмыслению  с точки зрения инструментального  подхода в исследовании темы, позволяющего выявить и описать  технологии позиционирования региона  в СМИ. 

 

 Инструментальный подход  в политической имиджелогии отечественными  учеными только-только заявляется: позиционирование как вид инструментария (Г.Г. Почепцов), имидж-инструментарий  социальной ответственности, имидж-инструментарий  российской культуры в контексте  социумной антропологии (Э.А. Галумов)  и потому представляет собой  широкое поле деятельности. А  вот СМИ-инструментарий, под которым  понимаются информационные методы  представления, если и являлся  объектом исследования в журналистике, то не целенаправленно, а лишь  в связке с другими научными  задачами.

 

 Осмыслению политического  образа через призму публикаций  в прессе уделяется пока недостаточно  внимания, несмотря на то, что  медиатизация образа является  составляющей имиджелогии. 

 

 Одним из важнейших  направлений деятельности «паблик  рилейшнз» является формирование  позитивного или эффективного  имиджа организации, товара, региона  и т.п. Любой регион осуществляет  свою деятельность в условиях  разнообразных взаимодействий и  взаимосвязей, в окружении, имеющем  разнообразные интересы - экономические,  политические, правовые, социальные  и пр. Он постоянно находится  в системе разнообразных воздействий,  которые, несомненно, оказывают влияние  на его деятельность и принятые  решения. Поэтому регулирование  этих сложных взаимодействий  и является одной из важнейших  функций региона, обусловливающей  успешность его деятельности. Такая  регуляция отношений с другими  регионами, общественностью в  основном направлена на достижение  взаимного доверия, гармонизацию  отношений. Это предполагает специальное  планирование и реализацию контактов  и внешней информации на основе  гибкого взаимодействия и обратных  связей, то есть РR-деятельность. В РR-деятельности решаются разнообразные  задачи, однако независимо от  их вида и содержания, центральной  все же является формирование  позитивного имиджа и на его  основе - сохранение репутации и  выстроенных доверительных отношений.  Поэтому РR-деятельность должна  начинаться с создания позитивного  имиджа региона, а в дальнейшем  его мониторинга и совершенствования. 

 

 И так как в борьбе  за право проведения зимней  Олимпиады-2014 одержала победу Россия (г. Сочи Краснодарского края), а ее имидж достаточно слабый  в глазах западного сообщества, скорее даже негативный, поэтому  тема дипломной работы «Развитие  региона как средство укрепления  политического имиджа страны (на  примере современной России)»  на сегодняшний день очень  актуальна. 

 

 Имидж страны формируют  регионы. Таким образом,  в данном  исследовании выясняется, какую  роль может сыграть отдельный  регион в международном имидже  страны.

 

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании имиджа региона как фактора его политического  потенциала, в описании методик его  формирования через политические имиджевые  коммуникации, в частности СМИ. Теоретическая  значимость работы заключается также  в пополнении знаний о теории и  основных положениях средств массовых политических коммуникаций: о функционировании в современных условиях, о направлениях и методах, условиях и результатах  воздействия определенных идей, стереотипов, мнений, образов на политические взгляды  аудитории, потребляющей массовую информацию. Положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки концепций политического  маркетинга, политической имиджелогии, политического менеджмента 

 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены на практике журналистами, имиджмейкерами, специалистами пресс-служб, руководителями СМИ, так как в  работе представлена технология (формы, методы, приемы) совершенствования  образа региона для его позитивного  восприятия в крае и за его пределами. Основные положения, результаты и выводы исследования могут иметь не только региональное, но и общероссийское значение, и найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера. Работа может представлять интерес для соответствующих категорий государственных служащих, научных и практических работников информационной сферы, а также использоваться в учебных курсах. Материалы исследования могут быть использованы в учебных целях: при разработке лекционных курсов по дисциплинам «Имиджелогия», «Политический маркетинг», «Информационная журналистика» и других  по специальностям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Политология».

 

 А также практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты  могут использоваться для возможного  разрешения проблем формирования  имиджа региона в российском  политическом пространстве.

 

 Своевременность данного  исследования заключается в том,  что именно сейчас, когда Сочи  получил право на проведение  Олимпиады-2014, необходимо направлять  всевозможные усилия как на  повышение имиджа региона (Краснодарского  края), так и на поднятие международного  имиджа России.

 

 Своей вершины искусство  формирования политического имиджа  в новейшей истории достигло  в ХХ в. При этом умение  управлять впечатлением в политике  с помощью средств агитации  и пропаганды значительно опередило  современные научные поиски в  области управления имиджем. В  настоящее время наблюдается  рост общественного и научного  интереса к данной проблематике. Об этом свидетельствует как  вхождение категории имидж в  понятийный аппарат различных  наук (журналистики, психологии, социологии, философии, политологии, культурологии,  костюмологии и др.), так и рост  научных и научно-популярных публикаций  в данной области, введение  курсов имиджелогии в подготовку  широкого круга специалистов  и, наконец, увеличение количества  специализирующихся в данной  сфере организаций. Все это  позволяет говорить о формировании  новой области научного знания - имиджелогии, а также самостоятельной  области - политической имиджелогии  (Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и  др.).

 

 Комплексному изучению  имиджа посвящены работы Г.Г.  Почепцова. Автор исследуют развитие  имиджа в истории человечества, констатирует его возрастающую  роль в разных сферах современного  общества, делает выводы о его  сущностных характеристиках, а  также основных путях его построения.

 

 Изучение психологического  аспекта имиджа или образа  политической власти и проблемы  восприятия имиджей или образов  политических деятелей затрагиваются  в работах Е.Б. Перелыгиной. 

 

 Исследованием формирования  имиджа государства и регионов  занимаются Э.А. Галумов, А.П.  Панкрухин. Они рассматривают  различные аспекты имиджа применительно  к государствам или регионам, его роль в современных международных  и региональных политических  и экономических отношениях, а  также на выборах в качестве  инструмента предвыборной борьбы.

 

 Немалое внимание уделяется  феномену имиджа в исследованиях  по теории и практике рекламы,  политическому маркетингу и консультированию, политической рекламе. Это направление  представлено работами Г.Г. Почепцова,  А.Н. Чумикова, Ф.И. Шаркова. 

 

 Признавая наличие  научной базы по имиджевой  проблематике, автор отмечает, что  при обилии источников по индивидуальному  и политическому лидерству, немногие  работы имеют отношение к теоретическому  осмыслению темы данного исследования. Практически нет трудов по  имиджу территорий, из авторов,  которые обращаются к этой  проблеме, можно назвать имена  Э.Галумова, А.П. Панкрухина.

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края