Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Современное положение российских регионов характеризуется биполярностью геополитических интересов, неоднородностью этнического и религиозного состава населения, что определяет их уязвимость для СМИ. Выяснением географической направленности информационных процессов, изучением их типологий, прогнозированием влияния на экономическую и политическую систему государства и его субъектов отечественные социогеографы практически не занимались. Эта тема частично освоена политологами и социологами, в частности Г.Г. Почепцовым и А.Г. Здравомысловым. Однако проблема воздействия СМИ на страну и ее регионы как социокультурные объекты назрела и требует комплексных исследований.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
политического имиджа 11
1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 11
2. Политические информационно-коммуникативные
технологии формирования имиджа региона 21
3. Коммуникативное пространство формирования
общественного мнения об имидже региона 30
Глава 2. Становление и современное состояние
международного имиджа России 39
1. Генезис международного имиджа России 39
2. Имидж современной России и ее реальность:
основные стереотипы и проблемы 48
Глава 3. Образ региона как основа формирования политического
страны (на примере г. Сочи Краснодарского края) 60
1. Имидж региона в системе ресурсов его развития 60
2. Имиджформирующие характеристики региона 63
3. Имидж региона как система: основные элементы 70
Заключение 83
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

работа сочи.docx

— 110.61 Кб (Скачать)

 

 Если подробнее рассматривать  внешнюю политику России за  последние годы, то нельзя не  отметить весьма хорошую аналитическую  подготовку и активизацию внешней  политики страны. Россия заключила  двустороннее соглашение принципиального  характера со многими странами. Она считает себя стратегическим  партнером Китая, Японии, Индии,  ЕС и США. Россия принимает  активное участие в операциях  по поддержанию мира и имеет  договор с НАТО.

 

4. Объединение против  какого-то внешнего врага. К  сожалению, практически для всех  стран постсоветского пространства, объектом такой «интеграции против»  является Россия как бывший  имперский центр. 

 

 Таким образом, сегодня  можно наблюдать, как в массовом  сознании Запада укореняются  новые символы России, которые  явно не рассчитаны на ее  положительный имидж. Это - «Русская  мафия», «Гиперпреступность в России»,  «Криминализация русского бизнеса», «Российская коррупция», «Плохой  инвестиционный климат», «Управляемая  демократия», «Всемогущий Роман  Абрамович - владелец «Челси»,  «Россия - сырьевой придаток Запада»,  «Спецслужбы и генералы у власти»,  «Синдром Ходорковского».

 

 А это значит, что  не создано системы «информационной  защиты», обеспечивающей эффективные  действия по нейтрализации шагов  по подрыву престижа России  за рубежом. 

 

 Итак, можно констатировать, что современный механизм формирования  образов России - это сочетание  наиболее важных действий, тактик, стратегий в мировом имиджевом  пространстве. Ядром указанного  механизма может стать хорошо  продуманная кампания Паблик  рилейшнз по созданию, распространению  и внедрению в сознание широких  масс научно-обоснованных предпочтительных  имиджей. Конкретное наполнение  каждого из них зависит от  субъекта назначения, от ожидаемых  последствий, от предыстории восприятия, а также  от целостной стратегии  формирования державного облика. Сущность такой стратегии применительно  к сегодняшней России состоит  в разработке взвешенной системы  действий, исходящих из уже существующих  ключевых символов, а также в  создании новых образов - достаточно  мощных и эффективных. В итоге  постепенно сформируется пространство, в котором будут обеспечены  и российские национальные интересы в области внешней и внутренней политики, и гарантии безопасности существования демократической России.

 

 Приемы и технологии  ПР могут быть эффективно применены  для продвижения положительного  образа России в сознание собственной  и мировой общественности. В настоящее  время накоплен богатый практический  опыт использования приемов и  технологий Паблик рилейшнз в  деятельности органов государственной  власти по позиционированию страны. Исходя из оценки субъектов  коммуникативных связей, имидж государства  следует строить на следующих  трех основаниях:

 

 Во-первых, он должен  персонифицироваться, выполнять  определенный набор функций, главная  из которых - власть. Поэтому необходимо  как можно лучше показывать  людям, чем в действительности  занимаются президент и правительство.  В этой связи важнейшим направлением  формирования имиджа страны становится  информированность граждан. 

 

 Во-вторых, стране необходимо  иметь свою «репутацию», т.  е. постоянно позиционировать  положительные черты своего имиджа.

 

 В-третьих, требуется  утвердить в общественном мнении  характер, сущность страны - т. е.  то, чем на самом деле она  является (чётко формулировать национальную  идею, объединяющую нацию).

 

 «Догоняющая» Россия  должна обеспечить себе новый  качественный статус России «реально  догнавшей».

 

 Сегодня имидж для  страны имеет такое же большое  значение, как и прежде. Но пришло  новое понимание: формирование  образа всей страны невозможно  без формирования образов ее  регионов. Необходимость формирования  собственного имиджа каждого  региона и усиление моментов  узнаваемости территорий очевидна, так как это способствует привлечению  внимания к региону, дает возможность  более эффективно лоббировать  его интересы, улучшать инвестиционный  климат, получать дополнительные  ресурсы для развития региональной  экономики, становиться кадровым  резервом федеральных элит. Более  того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления  трудностей в формировании имиджа  страны в целом. Именно поэтому  в последней главе будет рассмотрен  образ отдельного региона (Краснодарского  края) как основа формирования  политического имиджа страны.

 

 

ГЛАВА 3. ОБРАЗ РЕГИОНА  КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО  ИМИДЖА СТРАНЫ (на примере г. Сочи Краснодарского края)

 

 

1. Имидж региона в системе  ресурсов его развития 

 

 В условиях информационного  общества и всепроникающей глобализации  формирование положительного образа  государства без регионов, как  отмечалось выше, невозможно.

 

 Под имиджем региона  понимается некоторый набор признаков  и характеристик, которые на  эмоционально-психологическом уровне  ассоциируются у широкой общественности  с конкретной территорией. 

 

 Имидж региона - это  не просто результат или следствие  многих факторов регионального  развития (политического, экономического, социально-культурного и т. п.), но и активный инструмент государственного  управления с целью преобразований, повышения статуса и престижа  данной территории, ее инвестиционной  привлекательности. 

 

 На формирование имиджа  Краснодарского края как региона  России огромное влияние оказывают  наличие следующих ресурсов в  регионе: 

 

Географическое положение. Краснодарский край расположен на юге  Европейской части России, в западной части Большого Кавказа и на Кубано-Приазовской  низменности. Омывается Азовским и  Черным морями.

 

Административный округ - Южный федеральный округ.

 

Экономический регион - Северо-Кавказский район.

 

Численность населения - 5,1 млн. человек, в том числе около 53 процентов - в городах и 47 процентов - в сельской местности. Средняя плотность населения - 66,6 человека на 1 квадратный километр.

 

Крупнейшие города - Краснодар (644,8 тыс. человек), Новороссийск (231,9 тыс. человек), Армавир (193,9 тыс. человек), Сочи (328,8 тыс. человек).

 

Природные ресурсы. Месторождения  нефти, газа, цемента, железа, меди, гипса, поваренной соли; минеральные источники; много холодных и горячих лечебных источников.

 

Промышленность. Основу экономического потенциала Краснодарского края составляют агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортные комплексы, машиностроение, лесное хозяйство, мебельное  производство, производство строительных материалов.

 

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс края является крупнейшим в  России производителем и поставщиком  сельскохозяйственной продукции и  сырья. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения  и уровень его благосостояния. В сельском хозяйстве занято почти  четверть трудоспособного населения.

 

Транспорт. Основу транспортной системы края составляют морские  порты: в том числе крупнейший в России порт Новороссийск (ОАО  «Новороссийское морское пароходство») и занимающий третье место в стране по объемам перевозки грузов порт Туапсе, Краснодарское отделение  Северо-Кавказской железной дороги, система  магистральных трубопроводов ОАО  «Черномортранснефть» и ЗАО «КТК», автотранспортные предприятия, три  международных аэропорта (в Краснодаре, Сочи и Анапе).

 

Туризм. Краснодарский край - крупнейший курортный район России. Наиболее известные города-курорты - это Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Горячий  Ключ, Туапсе.

 

Финансы и инвестиции. На территории Краснодарского края действует  развитая банковская система. В крае приняты законы, способствующие созданию благоприятных условий для инвесторов, что помогает осуществлять сотрудничество почти с шестьюдесятью странами мира. Наиболее крупными иностранными инвесторами в крае являются компании «Филипп Моррис», «Пепси-Кола» и  другие. На территории края реализуются  крупные проекты общероссийской значимости: строительство трубопровода по транспортировке сырой нефти  от Тенгизского месторождения (Казахстан) до терминала на Черном море (Новороссийск) и строительство газопровода  Россия - Турция по дну Черного моря.

 

Этнический состав. В Краснодарском  крае проживают представители более 120 национальностей, которые в результате длительного исторического взаимодействия в рамках единого государства  обладают общностью культурных черт и демонстрируют достаточно высокую  степень толерантности и гражданского согласия. Наиболее многочисленные народы Кубани - русские, армяне, украинцы, белорусы, адыги, греки, татары, немцы, грузины и азербайджанцы. Остальные народы представлены незначительно.

 

 Кубань исторически  обретала свой специфический,  самобытный образ как в силу  объективных: географических, ресурсных,  этнических особенностей, так и  в силу целей и ценностей,  существовавших в советскую эпоху.  В итоге сформировался устойчивый, достаточно яркий и убедительный  образ аграрного казачьего региона  с набором характерных символов, устоявшихся традиций, специфическим  этносом и своеобразным региональным  патриотизмом. Поскольку этот образ  базировался на реальных характеристиках,  постоянно подпитывался процессами  экономической, социальной, духовной  сфер, он стал существенным фактором  в решении большого круга региональных  задач. 

 

 Однако ситуация в  обществе изменилась. Россия, как  и многие государства, переживает  трудный переход от индустриальной  фазы к фазе познания и самосознания. Смена фаз предполагает пересмотр  системы ценностей. Разрабатывается  стратегия обретения новых качеств  и черт, с сохранением традиций  и всего положительного, что сформировалось  в прошлом. 

 

 Первоочередной в этом  смысле задачей является оперативное  внедрение в практику формирования  элементов имиджа региона, открытого  для инвестиций. Привлекательны  в этом плане курорты края, особенность расположения (горы, водные  ресурсы), теплый климат, промышленные  объекты, жилье и др.

 

 Видится, что реализация  формирования благоприятного внутреннего  и внешнего имиджа края на  федеральном и международном  уровнях, тесное сотрудничество  и взаимосвязь с другими странами  приведет не только к формированию  имиджа Кубани как курортного  региона, но и к увеличению  объема инвестиционных вложений  в экономику региона и росту  благосостояния населения, созданию  благоприятных условий для развития  предпринимательства и малого  бизнеса, расширения сферы услуг,  повышению конкурентоспособности  местной продукции, повышению  и укреплению положительных факторов, формирующих общественное мнение  региона с внутриполитической  стабильностью и активной реализации  демократических процессов. 

 

 В следующем разделе  будут рассмотрены имиджформирующие  характеристики региона, уделено  внимание политической новости  как фактору, выполняющему имиджевые  функции (убеждение, внушение, манипулирование), а также будет возможность  на примерах газетных публикаций  проследить, как реализуется   имиджевая политика региона. 

 

  

 

2. Имиджформирующие характеристики  региона 

 

 Имидж региона создаётся  в значительной мере усилиями  СМИ: правительственными, оппозиционными, независимыми, местными, федеральными, зарубежными, поэтому проблема  формирования имиджа страны и  регионов средствами массовой  информации, несомненно, актуальна.  Главная роль в этом процессе  принадлежит региональной прессе. Близость к жизни региона, его  проблемам, аудитории позволяет  местным СМИ быть более доходчивыми  в донесении информации.  Поскольку  средства массовой информации  взаимодействуют, с массовым, неспециализированным  сознанием населения, то они  сами достраивают имидж, придавая  ему те или иные черты (нормативные,  идеологические, а то и просто  искусственные) через подачу и  отбор информации.

 

 На формирование позитивной  репутации любого субъекта федерации  и на становление того или  иного имиджа оказывают влияние  две наиболее фундаментальные  группы факторов: внутренние и  внешние. 

1. Внутренние факторы - это возможности самого региона,  его внутренние характеристики  такие, как географическое положение,  обеспеченность природными ресурсами,  трудовой и образовательный потенциал,  развитость инфраструктуры и  коммуникаций. Внутренние факторы  можно разделить на географические, культурные, этнические, исторические.

 

 На формирование имиджа  Краснодарского края влияют его  выгодные внутренние факторы,  независимо формирующие позитивную  репутацию региона: например, это  географическое положение-южный  регион России; благоприятный климат-умеренно-континентальный,  субтропический; природные ресурсы-более  60 видов полезных ископаемых, значительные  запасы минеральных вод, свыше  1800 тысяч гектаров леса; экономический  потенциал-агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный;  население - свыше пяти миллионов  человек и др.

 

 Но даже столь благоприятные  «естественные» факторы не будут  максимально эффективно использованы  в интересах политики региона  без внешних факторов, поскольку  не смогут привлечь внимания  большинства инвесторов, производителей  и потенциальных заинтересованных  лиц. 

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края