Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:20, аттестационная работа

Краткое описание

Проект подразумевает совместную деятельность преподавателей, студен-тов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохране-нии здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохране-ния и укрепления здоровья через полученные представления и знания об осо-бенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и пра-вилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Оглавление

Введение
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей
необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта

1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования

2. Концепция проекта

2.1. Понятийно-категориальное пространство
проектной деятельности

2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий

2.3. Цель и задачи проекта

2.4. Модельное описание проектного продукта
как образа «потребного будущего

3. Стратегия и тактика проектных действий

4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
5. Ресурсная база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

7. Необходимая поддержка проекта

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педагогический проект ГОРДЕЕВА.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     7. Формирование культуры здорового  образа жизни личности студентов и обучающихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

     8. Создание систем переподготовки  кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; ее агитации и пропаганды; объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений, учреждений медицины и физической культуры.

     9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни студентов и обучающихся.

     10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследова-тельской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

     11. Осуществление психологического  и медицинского сопровождения  образования.

     12. Создание совершенной системы оздоровления студентов и обучающихся в условиях летних лагерей.

     13. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

     14. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности  студентов и обучающихся.

     15. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для студентов, обучающихся и преподавателей.

     16. Введение в учебный процесс обязательного гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

     Исходя  из слагаемых здоровьесберегающей  технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сорентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

     Группы  здоровьесберегающих технологий, применяемых  в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

1. Медико-гигиенические  технологии, которые включают комплекс  мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в техникумах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи студентов и обучающихся, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов "горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные  технологии направлены на физическое  развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на занятиях физкультуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические  здоровьесберегающие технологии  помогают воспитывать у студентов и обучающихся любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение студентов и обучающихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье студентов и обучающихся.

4. Технологии  обеспечения безопасности жизнедеятельности  реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность студентов и обучающихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в техникуме отвечает директор.

5. Здоровьесберегающие  образовательные технологии следует  признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье студентов и обучающихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

     Для преподавателя очень важно правильно организовать занятия, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности занятий во многом зависит функциональное состояние студентов и обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья студентов и обучающихся.

     Основные  современные требования к занятиям с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная  плотность занятия (время, затраченное студентами и обучающимися на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной  части занятия должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем студентов и обучающихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество  видов учебной деятельности (опрос,  письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в занятиях необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение  занятия должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения студентов и обучающихся);

- обучение  должно производиться с учетом  ведущих каналов восприятия информации студентами и обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен  осуществляться контроль научности  изучаемого материала;

- необходимо  формировать внешнюю и внутреннюю  мотивацию деятельности студентов и обучающихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к студентам и обучающимся с учетом личностных возможностей;

- на  занятиях нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно  включать в занятия технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке студентов и обучающихся;

- необходимо  для увеличения работоспособности  и подавления утомляемости включать в занятия физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах занятия, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо  производить целенаправленную рефлексию  в течение всего занятия и в итоговой его части.

     Для подготовки и проведения занятий, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность преподавателя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации преподавателей любой специальности и работающих с разным контингентом студентов и обучающихся.

     Создание условий для заинтересованного отношения к обучению.

     Ситуации  успеха способствуют формированию положительной  мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

     На  занятиях физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

     Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – студент и обучающийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то преподаватель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом студент и обучающийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать студентов и обучающихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями.

     В таком случае сильный студент и обучающийся не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если  студент и обучающийся не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

     Включение в процесс занятий  элементов  активного отдыха.

     Элементы  физической культуры помимо самого занятия физкультуры могут быть использованы на других занятиях и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

     Такой активный отдых призван решать целый  ряд задач: предупреждение раннего  умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

     Обеспечение необходимых гигиенических условий  в учебных помещениях.

     Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это  достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.

     Традиционная  система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем.

     Перечень  внутри техникума факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья студентов и обучающихся:

I. Гигиенические  условия, факторы:

1.1. шум 

1.2. освещенность

1.3. воздушная  среда

1.4. размер  помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые  стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные  средства - компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество  питьевой воды

1.11. экологическое  состояние прилегающей к техникуму территории

Информация о работе Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой