Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:20, аттестационная работа

Краткое описание

Проект подразумевает совместную деятельность преподавателей, студен-тов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохране-нии здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохране-ния и укрепления здоровья через полученные представления и знания об осо-бенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и пра-вилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Оглавление

Введение
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей
необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта

1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования

2. Концепция проекта

2.1. Понятийно-категориальное пространство
проектной деятельности

2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий

2.3. Цель и задачи проекта

2.4. Модельное описание проектного продукта
как образа «потребного будущего

3. Стратегия и тактика проектных действий

4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
5. Ресурсная база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

7. Необходимая поддержка проекта

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педагогический проект ГОРДЕЕВА.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     3. Социальная (кадры) - Кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

     4. Финансовая – отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

     5. Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровня, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

     Концепция здоровьесберегающей образовательной  технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновении в существо принципов реализации цели.

     Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечивает понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

     Методологическую  основу концепции составляют философские  положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

     - интеграция всех сил, органическое  единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания студентов и обучающихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;

     - гуманизация, усиление внимания  к личности каждого студента и обучающегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;

     дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого студента и обучающегося;

     - демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения студентов, обучающихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;

     - научная организация учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья студентов и обучающихся;

     - антропологичность, целостность  человека, его психосоматическое,  социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности. 

      1.2.2. Ценностно-смысловая  платформа проектных  действий  

     Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые  учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

     1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

     2. Принцип диагностичности целеполагания.

     3. Принцип функциональной  полноты и функциональной  взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

     Полная  реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она  охватывает одновременно все составляющие образовательной системы (информационную, инструментальную и кадровую) и компоненты (педагогические, психологические, медицинские) социальной среды, имеет материально-финансовое и правовое обеспечение, формирует все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, физической культуры. Содержание воспитания должно быть представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условиях и формах.

     4. Принцип открытости  функциональных и  методических действий.

     Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для студентов, обучающих и преподавателей, являться их осознанной деятельностью.

     5. Принцип объективной оценки конечного результата.

     Один  из главных принципов, лежащих в  основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и исправления допущенных ошибок.

     6. Принцип преемственности и завершенности.

     Данный  принцип состоит в согласованности  не только содержания, но и технологической  модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования, как в макро, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем решение цели обязательно, трансформация структур - стратегии образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структур - стратегию студентов, обучающихся и преподавателей необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

     7. Принцип вариативности  средств, методов  и организационных  форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании.

     Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов  здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых составляющих и обеспечивающих ее.

     8. Принцип оптимизации.

     Данный  принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

     Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования и организация деятельности по ее обеспечению достигли не просто несколько лучших, чем прежде, а именно максимально возможных, наилучших для данного учебного заведения  конкретных условий,  в которых оно функционирует.

     Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных  методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

     Оптимальность является таким принципом, который  предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда, не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно-обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

     Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

  1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели – качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик  здоровья субъектов образовательного процесса.
  2. Оправданность затрат времени студентов, обучающихся и преподавателей на достижение  намеченных результатов.
  3. Доступность затрат усилий студентов, обучающихся и преподавателей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

     Отмеченные  критерии предусматривают ряд взаимосвязанных  действий руководства, педагогического  коллектива и каждого в отдельности  преподавателя техникума:

     -  комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

     - конкретизация задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни студентов и обучающихся;

     - выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

     - определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

     - выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью студентов, обучающихся и преподавателей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

     - создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.

     Несмотря  на высокую степень упорядоченности  и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора техникума, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого преподавателя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом. 

      1.2.3. Цель и задачи  проекта 

     В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверять. Применительно к здоровьесберегающей технологии, это уровень здоровья студентов и обучающихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Информация о работе Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой