Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:20, аттестационная работа

Краткое описание

Проект подразумевает совместную деятельность преподавателей, студен-тов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохране-нии здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохране-ния и укрепления здоровья через полученные представления и знания об осо-бенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и пра-вилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Оглавление

Введение
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей
необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта

1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования

2. Концепция проекта

2.1. Понятийно-категориальное пространство
проектной деятельности

2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий

2.3. Цель и задачи проекта

2.4. Модельное описание проектного продукта
как образа «потребного будущего

3. Стратегия и тактика проектных действий

4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
5. Ресурсная база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

7. Необходимая поддержка проекта

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педагогический проект ГОРДЕЕВА.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся,  которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся  учебной, социальной и природной среде.

     Из  этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

     Исходя  из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья студентов и обучающихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а преподавателя – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

     Перечисленные показатели качественных характеристик  здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

     Цель  здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем:  научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся  творческой личности и подготовить  ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся  условиях общества и природной среды.

     Итак, цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье студентов и обучающихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в техникуме здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья студентов, обучающихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.

     Задача  здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику штехникума высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда диплом об образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. 
 
 
 

    2.4. Модельное описание  проектного продукта 

    как образа «потребного будущего» 

Примерный план деятельности по реализации проекта 

№ п/п Наименование  и содержание Сроки Ответственные
2012 2013 2014 2015
        1
Проведение  анализа нормативно-правовой базы техникума и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и другими документами +       педагогический  совет. руководитель физвоспитания
2 Создание рабочей  группы по разработке новой программы техникума +       руководитель  физвоспитания
3 Создание медицинского Совета техникума и нормативно-правовой базы для работы здорового образа техникума   +     руководитель  физвоспитания 
4 Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесохраняющих технологий методики Базарного, программы Касаткина, программы «Разговор о правильном питании» + + + + Педсовет
5 Разработка  программы психолого-педагогического  медико-психологического сопровождения студентов и обучающихся +       руководитель  физвоспитания, медицинский работник 
6 Семинар с преподавателями по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями  и ее организацией на первом курсе + + + + руководитель  физвоспитания 
7 Приобретение  необходимого оборудования для  мед. кабинета и спортивных сооружений + + + 
+ директор 
8 Создание системы  мониторинга результатов реализации программы проекта +       руководитель  физвоспитания
9 Создание  Дневника здоровья студентов и обучающихся на 1 ступени. +       руководитель  физвоспитания, медицинский работник
10 Формировать банк педагогической информации на основе здоровьесох-раняющей технологии организацией на первом курсе   +     руководитель физвоспитания 
11 Обновить фонд учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по данной программе     +   администрация ОУ
12 Систематическая диагностика психофизического здоровья и медикопсихологического студентов и обучающихся + + + + руководитель физвоспитания, медицинский работник
13 Оказание социальной защиты детей: находящихся под опекой, сирот и живущих в социальноопасных средах + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
14 Обновление  единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие здорового образа жизни + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
15 Создание диагностики  оценки и самооценки уровня развития, студентов и обучающихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью + + + + руководитель  физвоспитания, медицинский работник 
16 Создание часов по реализации программы проекта + + + + руководитель  физвоспитания
17 Курсовая подготовка преподавателей по использованию здоровьесохраняющей технологии и программ   + + + + руководитель  физвоспитания 
18 Развитие межведомственных связей для решения проблеем здоровьесбережения: сотрудничество с детской поликлиникой; руководителями спортивных секций, ответственными за питание + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
19 Разработка  программно-методического обеспечения     +   руководитель  физвоспитания 
20 Обеспечение психолого-педагоги-ческого и экологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

- педагогическое тестирование и психологическое исследование студентов и обучающихся;

- проведение логопедического обследования студентов и обучающихся первого курса;

- организация сезонного оздоровительного лагеря

+ + + + руководитель  физвоспитания,  заместитель директора по воспитательной работе
21 Проведение  «Дней здоровья» в течение учебного года + + + + руководитель  физвоспитания, преподаватели физической культуры
22 Отслеживания   врачебно-педагоги-ческого контроля состоянием здоровья студентов и обучающихся + + + + руководитель  физвоспитания, медицинский работник
23 Каждый урок и внеурочное занятие с студентами и обучающимися планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов: физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий); педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения); психологических и наличие диалога, создание ситуации успеха  + + + + директор, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, преподаватели
24 Внеурочная  работа (олимпиады, предметные недели, семинары, спортивные мероприятия, работа кружков) в течение года  + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
25 Режим учебно-воспитательного  процесса техникума составлен с учетом проекта  + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
26 Учебные кабинеты оборудовать установками для организации питьевого режима + + + + директор, руководитель физвоспитания
27 Журналы и инструкции по технике безопасности  в каждом учебном помещении + + + + заместитель директора по воспитательной работе
28 В учебном плане  техникума на физическую культуру выделено 2 часа в неделю в соответствии с существующими нормативами + + + + заместитель директора по учебной работе 
29 Занятия физкультурой со студентами и обучающимися проводить в отдельных помещениях дифференцированно с учетом групп здоровья и медицинских показаний  + + + + руководитель  физвоспитания, директор
30 В рамках дополнительного  образования организовать занятия спортивно-двигательного характера:

1. Общая физическая подготовка.

2. Спортивные игры. Футбол. Волейбол. Баскетбол. Настольный теннис.

Секция

+ + + + директор, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, преподаватели 
31 Бесплатным  горячим питанием обеспечить всех студентов и обучающихся + + + + директор 
32 Создать Центр  содействия здоровью   +     заместитель директора по воспитательной работе
33 Медицинское наблюдение осуществлять специалистами (медицинскими работниками). Медицинские работники проводят своевременную профилактическую работу, осуществляют обработку данных по посещаемости студентов и обучающихся, проводят диспансеризацию студентов и обучающихся, систематизируют информацию по состоянию их здоровья и вносят рекомендации на соответствующую страницу классных журналов, отслеживают изменения в состоянии здоровья детей, имеющих хронические заболевания + + + + заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, медицинский работник
35 Грамотное дозирование  домашних заданий, необходимость введения динамических пауз в середине дня, профессиональные рекомендации и консультирование родителей по соблюдению режима дня студентов и обучающихся, создание комфортных условий пребывания в кабинете + + + + руководитель  физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе
 

1 этап  – 2012-2013:

• сформировать проектную команду;

• создать модель образовательного пространства;

• обсудить и принять решение по реализации модели образовательного пространства;

• спланировать работу в команде;

• мониторинг состояния здоровья детей, который должен быть проведен 2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;

• вести учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;

• провести комплексную профилактику, развивающую и диагностика -коррекционную работу, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;

• обеспечить непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;

• внедрить оздоровительную методику В. Ф.Базарного на занятиях с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления зрения студентов и обучающихся;

• оборудовать  в  уголки двигательной активности, уголки здоровья;

• обсудить проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;

• организовать обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами техникума и педагогами других образовательных учреждений;  

2 этап  – 2013-2014:

• реализовать проект поэтапного вхождения образовательного учреждения;

• ввести в структуру управления образовательного учреждения;

• организовать работу спортивных секций, кружков;

• вовлечь родителей в активный досуг образовательного учреждения;

• составить тематическое планирование обеспечивающее равные возможности в формировании культуры здоровья;

• создать участникам 1 этапа базу:      

 а) данные об студентах и обучающихся;       

б) организационно-педагогическую, программную и информационную обеспеченность для агитационной и пропагандистской работы по приобщению к здоровому образу жизни;

• распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс: методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча; методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;

• повысить здоровьесохраняющую – компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;

• сформировать руководителю физвоспитания оригинальные методы работы;

• увеличить доли проектов в работах студентов и обучающихся; 

• участвовать в грантах, что поможет решить финансовую сторону вопроса по реализации процесса;                  

• создать систему апробации согласно модели школы;

• привести в соответствие по санитарно-гигиенической оценки обучения студентов и обучающихся: мебель, рапорядок дня – динамическая пауза, зарядка до уроков во всем техникуме; питьевой режим в каждом кабинете; воздушно-тепловой режим во всех кабинетах; эстетический вид кабинетов и здания техникума;

• содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить:

а) изучением учебной и методической литературы;

б) проведением  индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте;

в) регулярным взаимодействием с системой повышения  квалификации работников образования, методическим центром кафедры института повышения квалификации работников образования. 
 

3. Стратегия и тактика  проектных действий 

     Информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию – логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых  моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.

     Следовательно, системный подход обеспечивает целостное  представление о состоянии здоровья студентов и обучающихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует  отнести:

     1. Исследование влияния традиционной  структуры и формы организации  учебного процесса на здоровье  занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей студентов и обучающихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

     2. Создание психолого-педагогических  и организационно-педагогических  условий, обеспечивающих:

  • психическое здоровье и комфорт студентов и обучающихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности;
  • обоснованное соответствие учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения;
  • переведение традиционной, в основном информативно-объемной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит студентам и обучающимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;
  • создание интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

     3. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха студентов и обучающихся.

     4. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

     5. Включение студентов и обучающихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

     6. Осуществление структурного преобразования  в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологии в образовании.

Информация о работе Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой