Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:20, аттестационная работа
Проект подразумевает совместную деятельность преподавателей, студен-тов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохране-нии здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохране-ния и укрепления здоровья через полученные представления и знания об осо-бенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и пра-вилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.
Введение
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта
1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей
необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта
1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление
1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования
2. Концепция проекта
2.1. Понятийно-категориальное пространство
проектной деятельности
2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий
2.3. Цель и задачи проекта
2.4. Модельное описание проектного продукта
как образа «потребного будущего
3. Стратегия и тактика проектных действий
4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
5. Ресурсная база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)
6. Возможные риски проекта и способы их преодоления
7. Необходимая поддержка проекта
Заключение
Список использованной литературы
Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья студентов и обучающихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а преподавателя – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.
Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).
Цель
здоровьесохраняющей технологии необходимо
соотнести с общей целью
Итак, цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье студентов и обучающихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в техникуме здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья студентов, обучающихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
Задача
здоровьесберегающей педагогики - обеспечить
выпускнику штехникума высокий уровень
здоровья, сформировать культуру здоровья,
тогда диплом об образовании будет действительной
путёвкой в счастливую самостоятельную
жизнь, свидетельством умения молодого
человека заботиться о своём здоровье
и бережно относиться к здоровью других
людей.
2.4. Модельное описание проектного продукта
как
образа «потребного
будущего»
Примерный
план деятельности по реализации проекта
№ п/п | Наименование и содержание | Сроки | Ответственные | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
|
Проведение анализа нормативно-правовой базы техникума и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и другими документами | + | педагогический совет. руководитель физвоспитания | |||
2 | Создание рабочей группы по разработке новой программы техникума | + | руководитель физвоспитания | |||
3 | Создание медицинского Совета техникума и нормативно-правовой базы для работы здорового образа техникума | + | руководитель физвоспитания | |||
4 | Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесохраняющих технологий методики Базарного, программы Касаткина, программы «Разговор о правильном питании» | + | + | + | + | Педсовет |
5 | Разработка
программы психолого- |
+ | руководитель физвоспитания, медицинский работник | |||
6 | Семинар с преподавателями по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями и ее организацией на первом курсе | + | + | + | + | руководитель физвоспитания |
7 | Приобретение необходимого оборудования для мед. кабинета и спортивных сооружений | + | + | + |
+ | директор |
8 | Создание системы мониторинга результатов реализации программы проекта | + | руководитель физвоспитания | |||
9 | Создание Дневника здоровья студентов и обучающихся на 1 ступени. | + | руководитель физвоспитания, медицинский работник | |||
10 | Формировать банк педагогической информации на основе здоровьесох-раняющей технологии организацией на первом курсе | + | руководитель физвоспитания | |||
11 | Обновить фонд учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по данной программе | + | администрация ОУ | |||
12 | Систематическая диагностика психофизического здоровья и медикопсихологического студентов и обучающихся | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, медицинский работник |
13 | Оказание социальной защиты детей: находящихся под опекой, сирот и живущих в социальноопасных средах | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
14 | Обновление единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие здорового образа жизни | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
15 | Создание диагностики оценки и самооценки уровня развития, студентов и обучающихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, медицинский работник |
16 | Создание часов по реализации программы проекта | + | + | + | + | руководитель физвоспитания |
17 | Курсовая подготовка преподавателей по использованию здоровьесохраняющей технологии и программ | + | + | + | + | руководитель физвоспитания |
18 | Развитие межведомственных связей для решения проблеем здоровьесбережения: сотрудничество с детской поликлиникой; руководителями спортивных секций, ответственными за питание | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
19 | Разработка
программно-методического |
+ | руководитель физвоспитания | |||
20 | Обеспечение психолого-педагоги-ческого
и экологического сопровождения учебно-воспитательного
процесса:
- педагогическое тестирование и психологическое исследование студентов и обучающихся; - проведение логопедического обследования студентов и обучающихся первого курса; - организация сезонного оздоровительного лагеря |
+ | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
21 | Проведение
«Дней здоровья» в течение |
+ | + | + | + | руководитель физвоспитания, преподаватели физической культуры |
22 | Отслеживания врачебно-педагоги-ческого контроля состоянием здоровья студентов и обучающихся | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, медицинский работник |
23 | Каждый урок и внеурочное занятие с студентами и обучающимися планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов: физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий); педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения); психологических и наличие диалога, создание ситуации успеха | + | + | + | + | директор, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, преподаватели |
24 | Внеурочная работа (олимпиады, предметные недели, семинары, спортивные мероприятия, работа кружков) в течение года | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
25 | Режим учебно-воспитательного процесса техникума составлен с учетом проекта | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
26 | Учебные кабинеты оборудовать установками для организации питьевого режима | + | + | + | + | директор, руководитель физвоспитания |
27 | Журналы и инструкции по технике безопасности в каждом учебном помещении | + | + | + | + | заместитель директора по воспитательной работе |
28 | В учебном плане техникума на физическую культуру выделено 2 часа в неделю в соответствии с существующими нормативами | + | + | + | + | заместитель директора по учебной работе |
29 | Занятия физкультурой со студентами и обучающимися проводить в отдельных помещениях дифференцированно с учетом групп здоровья и медицинских показаний | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, директор |
30 | В рамках дополнительного
образования организовать занятия спортивно-двигательного
характера:
1. Общая физическая подготовка. 2. Спортивные игры. Футбол. Волейбол. Баскетбол. Настольный теннис. Секция |
+ | + | + | + | директор, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, преподаватели |
31 | Бесплатным горячим питанием обеспечить всех студентов и обучающихся | + | + | + | + | директор |
32 | Создать Центр содействия здоровью | + | заместитель директора по воспитательной работе | |||
33 | Медицинское наблюдение осуществлять специалистами (медицинскими работниками). Медицинские работники проводят своевременную профилактическую работу, осуществляют обработку данных по посещаемости студентов и обучающихся, проводят диспансеризацию студентов и обучающихся, систематизируют информацию по состоянию их здоровья и вносят рекомендации на соответствующую страницу классных журналов, отслеживают изменения в состоянии здоровья детей, имеющих хронические заболевания | + | + | + | + | заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физвоспитания, медицинский работник |
35 | Грамотное дозирование домашних заданий, необходимость введения динамических пауз в середине дня, профессиональные рекомендации и консультирование родителей по соблюдению режима дня студентов и обучающихся, создание комфортных условий пребывания в кабинете | + | + | + | + | руководитель физвоспитания, заместитель директора по воспитательной работе |
1 этап – 2012-2013:
• сформировать проектную команду;
• создать модель образовательного пространства;
• обсудить и принять решение по реализации модели образовательного пространства;
• спланировать работу в команде;
• мониторинг состояния здоровья детей, который должен быть проведен 2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;
• вести учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;
• провести комплексную профилактику, развивающую и диагностика -коррекционную работу, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;
• обеспечить непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;
• внедрить оздоровительную методику В. Ф.Базарного на занятиях с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления зрения студентов и обучающихся;
• оборудовать в уголки двигательной активности, уголки здоровья;
• обсудить проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;
• организовать
обмен опыта работы по сохранению здоровья
детей с педагогами техникума и педагогами
других образовательных учреждений;
2 этап – 2013-2014:
• реализовать проект поэтапного вхождения образовательного учреждения;
• ввести в структуру управления образовательного учреждения;
• организовать работу спортивных секций, кружков;
• вовлечь родителей в активный досуг образовательного учреждения;
• составить тематическое планирование обеспечивающее равные возможности в формировании культуры здоровья;
• создать участникам 1 этапа базу:
а) данные об студентах и обучающихся;
б) организационно-педагогическую, программную и информационную обеспеченность для агитационной и пропагандистской работы по приобщению к здоровому образу жизни;
• распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс: методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча; методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;
• повысить здоровьесохраняющую – компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;
• сформировать руководителю физвоспитания оригинальные методы работы;
• увеличить доли проектов в работах студентов и обучающихся;
• участвовать в грантах, что поможет решить финансовую сторону вопроса по реализации процесса;
• создать систему апробации согласно модели школы;
• привести в соответствие по санитарно-гигиенической оценки обучения студентов и обучающихся: мебель, рапорядок дня – динамическая пауза, зарядка до уроков во всем техникуме; питьевой режим в каждом кабинете; воздушно-тепловой режим во всех кабинетах; эстетический вид кабинетов и здания техникума;
• содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить:
а) изучением учебной и методической литературы;
б) проведением индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте;
в) регулярным
взаимодействием с системой повышения
квалификации работников образования,
методическим центром кафедры института
повышения квалификации работников образования.
3.
Стратегия и тактика
проектных действий
Информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию – логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.
Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья студентов и обучающихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:
1.
Исследование влияния
2.
Создание психолого-
3. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха студентов и обучающихся.
4. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
5. Включение студентов и обучающихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
6.
Осуществление структурного