Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:20, аттестационная работа

Краткое описание

Проект подразумевает совместную деятельность преподавателей, студен-тов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохране-нии здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохране-ния и укрепления здоровья через полученные представления и знания об осо-бенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и пра-вилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Оглавление

Введение
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей
необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта

1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования

2. Концепция проекта

2.1. Понятийно-категориальное пространство
проектной деятельности

2.2. Ценностно-смысловая платформа проектных действий

2.3. Цель и задачи проекта

2.4. Модельное описание проектного продукта
как образа «потребного будущего

3. Стратегия и тактика проектных действий

4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
5. Ресурсная база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

7. Необходимая поддержка проекта

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педагогический проект ГОРДЕЕВА.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Ульяновский институт повышения квалификации и 

переподготовки  работников образования 

Кафедра профессионального образования 
 
 
 
 

Педагогический  проект 
 

по  теме: «Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой» 
 
 
 

                Работу  выполнила:

                Гордеева  Светлана Валентиновна

                преподаватель ОГОУ СПО ТТ

                в с.Б.Нагаткино 
                 
                 
                 
                 
                 

Ульяновск

2011

Содержание 

Введение   
    1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта
 
      1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей

      необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта

 
      1.2. Проблема  проекта и причины, вызвавшие  ее появление
 
      1.3. Характеристика  имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования
 
    2. Концепция  проекта
 
    2.1. Понятийно-категориальное  пространство 

      проектной деятельности

 
    2.2. Ценностно-смысловая  платформа проектных действий 
 
    2.3. Цель и  задачи проекта
 
    2.4. Модельное  описание проектного продукта 

           как образа «потребного будущего

 
    3. Стратегия  и тактика проектных действий
 
    4. Ожидаемые результаты и способы  их оценки  
    5. Ресурсная  база проекта (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические)
 
    6. Возможные  риски проекта и способы их  преодоления
 
    7. Необходимая  поддержка проекта
 
Заключение  
Список  использованной литературы  
Приложения  
   
 
 

Введение

      В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Сохранение и укрепление здоровья студентов и обучающихся является направлением работы и нашего техникума.

      Для выработки грамотного, эффективного плана действий был составлен  педагогический проект «Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий для достижения желаемого результата, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

      Проект  подразумевает совместную деятельность преподавателей, студентов и обучающихся, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к  здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

    Цель  проекта:  

    Стратегическая:

    Создание  модели образовательного пространства техникума, формирующей культуру здоровья. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здорового образа жизни, потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

    Тактическая:

    Создание организационной системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса. Создание программы психолого-педагогического сопровождения преподавателей, студентов и обучающихся.

    Задачи  проекта:

    1. Обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма.

    2. Формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.                  

    3. Привести в систему оказание студентами и обучающимися психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях.

    4. Создать условия, способствующие сохранению здоровья студентов и обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с первого курса.

    5. Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного здорового образа жизни и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

    6. Разработать систему мониторинга уровня развития студентов и обучающихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью. 

    Данная  работа может быть применена, как методическое пособие для внедрения в различных учебных заведениях, элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Структура педагогического  проекта 

      1.1. Аналитико-прогностическое  обоснование проекта 

    1.1.1. Характеристика исходной  ситуации, определившей 

    необходимость проекта. Актуальность педагогического проекта 

     Деятельность  учебных заведений не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в заведении, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на создание таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любом образовательном учреждении. 

     Создание проекта для техникума продиктовано необходимостью, решения проблемы сохранения здоровья студентов и обучающихся.  

     Проведенный анализ посещаемости студентов и обучающихся выявило, что пропуски занятий по заболеваниям различного характера имеет фактор: хронические заболевания - 71 % из всех случаев пропусков. Проанализированы «Индивидуальные карты ребенка» широко распространены болезни: сколиоз, нарушение осанки, зрение, щитовидной железы и другиеСостояние здоровья ухудшается в 2 раза, об этом свидетельствуют статистические данные. Низкий уровень хронических заболеваний, физического и психического здоровья студентов и обучающихся, пропуски уроков (особенно в зимнее время года) по заболеваемости и болезни создают объективные препятствия на пути эффективной модернизации образования в учреждении, без чего невозможно разрешить назревшие проблемы – повышения качества образования. И в связи с этим предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки студентов и обучающихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здоровья и умение творить своё здоровье.   

      1.1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление 

    Во-первых, при создании условий, обеспечивающих приобретение положительного здорового образа жизни и гражданской позиции через систему воспитательной работы, дополнительного образования и для достижения желаемого результата, необходимо улучшить материальную техническую базу, но как обычно вызывает затруднения, по известным всем причинам - финансирование.

    Во-вторых, студенты и обучающиеся закрыты  к таким внедрениям, как физкультминутка, гимнастика, динамические перемены, игры на воздухе, так как возрастная категория порождает стеснение данным видам занятий, которые могут помочь сохранить здоровье. 

          1.1.3. Характеристика имеющихся  возможностей для  реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования 

     Главная задача преподавателя физической культуры - сохранение  и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в учебных заведениях, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями преподаватель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.

     Деятельность  преподавателя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной    работе;    помощь    родителям    в    построении    здоровой жизнедеятельности студентов и обучающихся и семьи в целом.

     Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья студентов и обучающихся, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой  Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

     У техникума достаточно ресурсов для  помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья.

     Учтем, что после окончания техникума, перейдя во взрослую жизнь, студенты и обучающиеся, шагнув во взрослую жизнь, могут вообще забыть о физическом развитии. Поэтому нужно попробовать на данном этапе жизни помочь им.

     Содействие  процессам формирования адаптационных  ресурсов детей, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды - как природной, так и социальной - важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами - обучением, воспитанием, содействием развитию.

     Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье студентов и обучающихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у них культуры здоровья.

     Последнее принципиально важно, ибо задача техникума состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье студентов и обучающихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

      1.2. Концепция проекта 

    1.2.1. Понятийно-категориальное  пространство 

    проектной деятельности 

     Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

     Известно, что система подразумевает наличие  структуры, элементов ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

     В совокупность основных элементов здоровьесберегающей  технологии включены следующие составляющие:

     1. Информационная - отвечает на вопрос: Что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

     2. Инструментальная – отвечает на вопрос: Чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

Информация о работе Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на занятиях физической культурой