Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:26, статья
В рамках данной статьи остановимся на одном из возможных методов, направленных на формирование толерантности школьников.
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В последние годы в Российской Федерации на разных уровнях активно обсуждается тема толерантности. Однозначного определения понятия «толерантность» нет: к нему относят и способность выносить стрессовые нагрузки, и переносимость организмом лекарств, и установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, а также ценностей другого человека. Ее рассматривают как «...признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции»[2,с.15].
В философской литературе понятие «толерантность» представляется многозначной. Так, В.А. Лекторский предлагает следующие возможные модели толерантности. Первая модель толерантности – «Толерантность как безразличие» (проявление безразличия к различным взглядам, нечувствительность к различиям). Вторая модель – «Толерантность как невозможность взаимопонимания» (религиозные, специфические ценности): толерантность здесь выступает как уважение к другому, но вместе с тем как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать. Третья модель – «Толерантность как снисхождение» (снисхождение к слабости других, презрения к ним). Четвертая модель – «Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» [1].
Но независимо от различного понимания этого термина большинство авторов отмечают, что толерантность раскрывается через отношения, которые складываются между вступающими в контакт, а также его личностными особенностями, детерминирующими качество отношений.
В ракурсе психолого-
Каждый ребенок, обучающийся в образовательном учреждении должен прекрасно понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно по отношению к другим. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Опираясь на «Декларацию принципов толерантности UNESCO, 1995» важно подчеркнуть, что образовательная деятельность является одним из главных средств развития толерантности в обществе.
В рамках данной статьи остановимся на одном из возможных методов, направленных на формирование толерантности школьников.
Делова игра (ДИ) – сложное многоплановое явление. Модель взаимодействия людей в процессе достижения целей разного характера: учебных, социально-экономических, политических, личностных. Имитирующая те или иные практические ситуации, как одно из средств активизации накопленного знания и опыта.
Компоненты присущие ДИ могут быть реализованы в процессе ее подготовки и проведения:
Все эти компоненты являются основным фундаментом для работы с детьми, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы, класса.
Возможная тематика ДИ со школьниками: Гармонизация межнациональных отношений и профилактика межэтнических конфликтов; Поведение в эпицентре межэтнического конфликта; Проблема толерантности в сфере межэтнических взаимодействий, роль в ее формировании средств массовой информации; Культура межэтнических отношений: уважение к традициям, обычаям других народов; Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания; Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов.
Кроме этого, ДИ дает хорошую основу для педагогического общения учителя, психолога с учеником, сущность которого сводится к самовыражению каждого учащегося, исключая боязни непринятия, неправильного ответа и т.д.
Таким образом, ДИ будет способствовать формированию системности знаний о способах эффективного общения и взаимодействия, умению и навыкам поведения, саморегуляции и толерантного отношения при взаимодействии с другими людьми.
Список использованной литературы