Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:20, доклад
Доклад состоит из двух частей в которых рассматриваются особенности банковского законодательства, а также их источники.
Закон содержит положения, которые в равной мере дают основания принять и опровергнуть каждое из указанных мнений. Банк России, как отмечают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются учреждениями.
Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом госучреждения. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
Согласно ст. 2 Закона о Банке России собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств. При этом государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами. Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.
Однако нет оснований полагать, что Закон предусматривает для Банка России организационно-правовую форму, присущую государственным унитарным предприятиям. В пользу этой точки зрения говорит ряд моментов.
К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Банка России соответствует признакам унитарного предприятия. Данная организационно-правовая форма отвечает указанным нормам Закона. Расходы Банк России осуществляет за счет доходов, полученных от банковской деятельности.
Банк России не имеет устава, он не вправе осуществлять операции с недвижимостью (п. 3 ст. 49 Закона о Банке России), тогда как ГК РФ (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям с согласия собственника совершать сделки с недвижимым имуществом. В отдельных случаях (для собственных нужд) Банк России может распоряжаться своей недвижимостью без получения согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 Закона о Банке России. Так, Банк России принимает участие в капитале следующих иностранных банков:
-------------------------T----
¦ Банк ¦ Город ¦ Доля акций в капитале, ¦
¦ ¦ ¦ принадлежащая ЦБ РФ (%) ¦
+------------------------+----
¦Московский народный банк¦Лондон ¦ 88,9 ¦
+------------------------+----
¦Eurobank ¦Париж ¦ 77,8 ¦
+------------------------+----
¦Ost West Handelsbank ¦Франкфурт-на-Майне¦ 82 ¦
+------------------------+----
¦Donaubank ¦Вена ¦ 49 ¦
+------------------------+----
¦East-West United bank ¦Люксембург ¦ 49 ¦
L------------------------+----
Следует отметить, что трудно совместить реальную - и весьма ощутимую - коммерческую деятельность Банка России с тем, что получение прибыли не является целью деятельности Банка (ст. 3 Закона).
Как видно, вывод о том, что Банк России является унитарным предприятием, небесспорен.
Недавно в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 23 декабря 2003 г.) *(15) в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона о Банке России корреспондирует с нормами Закона "О некоммерческих организациях". Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Банк России создан на основе Закона о Банке России; Банк России не имеет членства; Банк в настоящее время не имеет уставных документов, - все это соответствует требованиям ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях".
Ряд правовых предписаний
исключает возможность
Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривает закрытый перечень организационно-правовых форм только для коммерческих организаций. Банк России, как отмечалось, в первую очередь решает ряд экономико-финансовых вопросов, коммерческая же его деятельность носит вспомогательный характер. Следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ Банк России вправе иметь любую организационно-правовую форму. Необходимо только, чтобы правомочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом соответствовали положениям ГК РФ.
Представляется, что организационно-правовая форма Банка России должна учитывать наличие у него на балансе как имущества, переданного Банку как юридическому лицу (например, уставный фонд), так и имущества Российской Федерации, которое должно находиться на отдельном балансе *(16) и которым Банк России управляет в интересах государства по поручению Российской Федерации, например золотовалютные резервы страны.
Возможность создания двух
правовых режимов имущества не зависит
от организационно-правовой формы юридического
лица. Однако наличие на отдельном
балансе имущества Российской Федерации
ближе к государственным
Таким образом, организационно-правовая форма Банка России диктуется наличием наделенных функций и степенью его независимости.
На примере Банка России
хорошо видна необходимость
Таким образом, Банк России является государственным органом со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ *(17) . Место Банка России в системе органов власти должно быть более ясно отражено в Конституции РФ в соответствии с его основной функцией, направленной на проведение кредитно-расчетной политики, а Закон о Банке России должен конкретизировать пути и формы взаимодействия Банка России с Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли, другими министерствами и ведомствами.
Одним из важнейших принципов действия Правительства РФ является проведение взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления.
Реализация мер по регулированию вопросов в финансовой сфере требует согласованных действий Правительства РФ, его федеральных министерств (в первую очередь Министерства финансов РФ, далее - Минфин России) с главным банком страны. Согласованность мероприятий при решении тех или иных проблем, возникающих в этой важнейшей области, определяет эффективность управления государством рыночными процессами.
Особенность взаимоотношений Правительства РФ с Банком России основана на том, что Банк России не подчинен Правительству РФ. Это положение подтверждено новым Законом о Банке России. Однако свою основную функцию по регулированию денежной системы страны он не может выполнять в отрыве от политики Правительства РФ.
Председатель Банка России
назначается на должность и освобождается
от должности Государственной
Вопросы совершенствования
банковской системы, банковского регулирования
и надзора, основных направлений
единой государственной денежно-
Вместе с тем согласно
положению Закона о Банке России
в пределах своей компетенции
Банк России осуществляет свои функции
и полномочия независимо от других
федеральных органов
Закон о Банке России предусматривает,
что разработку и проведение единой
государственной денежно-
Следует отметить, что и
в других экономически развитых государствах,
в которых центральные банки
выступают проводником
Немецкий федеральный банк также не обязан выполнять указания своего правительства.
Действующее российское законодательство
запрещает вмешательство
Характер взаимоотношений
Правительства РФ и Банка России
во многом определяется правовым положением
последнего. К основным функциям Банка
России следует отнести: эмиссию
банкнот; оказание разного рода услуг
для банков и небанковских кредитных
организаций; выполнение функций финансового
агента Правительства РФ; хранение
золотовалютного запаса; проведение
мероприятий денежно-кредитной
Наряду с властными
полномочиями по регулированию денежно-
Среди функций Банка России можно выделить две группы: те, которые Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством РФ, и функции, выполняемые им монопольно в соответствии со ст. 4 Закона о Банке России.
Взаимодействие Банка
России с Правительством РФ хорошо
видно на примере осуществления
Банком России денежно-кредитной политики.
Закон о Банке России предусматривает,
что Банк России во взаимодействии
с Правительством РФ разрабатывает
и проводит в жизнь единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля. В этом направлении основной
задачей является сохранение стабильности
покупательной способности
Следует указать три главных
инструмента денежно-кредитной
В свою очередь, работа главного банка страны также не может осуществляться без непосредственного контакта с соответствующими министерствами и ведомствами.
Согласно ст. 21 Закона о Банке России министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли (либо их заместители) участвуют с совещательным голосом в заседаниях Совета директоров, которому предоставлены широкие полномочия по выработке политики Банка России.
На совет директоров Банка
России, в частности, возложена задача
во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывать и обеспечивать
выполнение основных направлений единой
государственной денежно-
Значение данного
Информация о работе Банковское законодательство и система кредитных организаций