Банковское законодательство и система кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:20, доклад

Краткое описание

Доклад состоит из двух частей в которых рассматриваются особенности банковского законодательства, а также их источники.

Файлы: 1 файл

Банковское законодательство и система кредитных организаций.docx

— 103.31 Кб (Скачать)

Российские банки с  иностранным участием и филиалы  иностранных банков могут открываться  на территории Российской Федерации  только в пределах квоты (предельного  размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций  с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному  уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Предполагается, что Банк России обязан прекращать выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков при  достижении указанной квоты. В соответствии со ст. 18 Закона о банках размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров Банка России (протокол N 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%. С тех пор этот показатель не пересматривался.

Особенности регистрации  кредитных организаций с иностранными инвестициями определяются Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов". Для увеличения своего уставного капитала за счет средств нерезидентов кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов. В свою очередь, участники кредитной организации - резиденты должны также получить предварительное разрешение Банка России на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов.

На практике кредитные  организации с иностранными инвестициями создаются в разных формах, в том  числе в виде дочерних банков со стопроцентным иностранным капиталом. Банк России препятствует открытию на территории Российской Федерации филиалов иностранных банков, которые на сегодняшний  день полностью отсутствуют.

Характер инвестиций в  уставные капиталы банков (государственные, муниципальные, частные, иностранные), как правило, не влияет на имущественные  права банков, образованных с их участием. Практически все банки, созданные по законодательству Российской Федерации, считаются собственниками имущества, переданного в их уставный капитал. Исключение составляет Банк России (особое вещное право) и филиалы иностранных  банков (собственник определяется по иностранному законодательству).

Виды небанковских кредитных  организаций. В соответствии со ст. 1 Закона о банках небанковской кредитной организацией названа кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Таким образом, деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству волей  Банка России путем издания им нормативных актов, определяющих круг банковских операций, предписанных для  того или иного вида небанковских кредитных организаций.

В настоящее время Банк России установил допустимые сочетания  банковских операций для трех видов  небанковских кредитных организаций (НКО): расчетных НКО, организаций  инкассации и небанковских депозитно-кредитных  организаций.

В соответствии с Положением Банка России от 8 сентября 1997 г. N 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации инкассации" (далее - Положение Банка России N 516) расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции:

  1. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  2. осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Расчетные НКО не вправе привлекать денежные средства юридических  и физических лиц во вклады в целях  их размещения от своего имени и  за свой счет. Однако рассматриваемые  организации вправе предоставлять  кредиты клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным  ими сделкам в порядке, установленном  Банком России. Временно свободные  денежные средства расчетные НКО  вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги федерального правительства, отнесенных Банком России к вложениям  с нулевым риском, а также хранить  на корреспондентских счетах в Банке  России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.

Расчетные НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в  том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и  рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты  по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических  лиц, операции по купле-продаже иностранной  валюты в безналичной форме, а  также сделки, предусмотренные их уставами.

Примером расчетной НКО  является расчетная палата ММВБ. В  качестве другого примера можно  назвать НКО "Вестерн Юнион  ДП Восток" (далее - Вестерн Юнион). В других странах организации  Вестерн Юнион считаются легальными неформальными операторами перевода средств. Несмотря на имеющиеся отличия  перевод в рамках Вестерн Юнион  сохраняет основной признак банковского  перевода - совершение платежа в  месте, отличном от места начала перевода. Поэтому для осуществления легальной  деятельности на территории Российской Федерации Вестерн Юнион был  вынужден в свое время получить лицензию Банка России.

Учитывая, что расчетные  НКО не должны использовать привлеченные средства для предоставления кредитов, они обладают более высоким (по сравнению  с банком) уровнем ликвидности  активов. По указанной причине Банк России установил для них менее  строгие экономические нормативы, в частности к размеру минимального уставного капитала. В соответствии с п. 5.1 Положения Банка России N 516 минимальный уставный капитал расчетных НКО установлен в сумме, эквивалентной 100 тыс. евро.

В соответствии с п. 9 Положения Банка России N 516 организации инкассации вправе осуществлять единственную банковскую операцию - инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Представляется, что термин "инкассация", употребленный в указанном нормативном акте, включает две группы операций. Во-первых, под термином "инкассация" следует понимать оказание предприятиям и организациям услуг по сбору, перевозке и доставке в кассы банков и других организаций наличных денег и других ценностей, а также по обеспечению сохранности указанных ценностей в процессе выполнения этих действий. Во-вторых, под инкассацией векселей, платежных и расчетных документов следует понимать услуги по получению наличных платежей по перечисленным финансовым и расчетным документам. Такая деятельность может осуществляться только по поручению и на основании доверенности клиента-кредитора. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением, главным образом, операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для этих организаций не установлены.

В соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 21 сентября 2002 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции" (далее - Положение Банка России N 153-П) небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО) вправе осуществлять в рублях и в иностранной валюте следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
  • размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет;
  • выдача банковских гарантий.

Помимо указанных банковских операций НДКО вправе заключать любые  сделки, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона о банках наравне с обычными банками. Для осуществления своей деятельности НДКО вправе открывать корреспондентные счета в кредитных организациях.

НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

НДКО не разрешается также  открывать филиалы и создавать  дочерние организации за рубежом.

§ 5. Понятие и  виды кредитных организаций, не входящих в банковскую систему Российской Федерации

Кредитные организации, не входящие в банковскую систему ("неформальные" кредитные организации), можно определить как большую группу разнородных  юридических лиц, которые на постоянной профессиональной основе занимаются любыми банковскими операциями, но по разным причинам не входят в банковскую систему. В эту категорию попадают неформальные кредитные организации двух видов: организации, занимающиеся предоставлением  кредитов (займов), которые отвечают сформулированному выше экономическому понятию кредитной организации, и организации, которые осуществляют другие банковские операции, главным  образом, безналичные расчеты. Правовое положение указанных организаций  различно и может быть рассмотрено  только одновременно с учетом каждой разновидности в отдельности.

Первая группа кредитных  организаций осуществляет свою деятельность в секторе микрофинансирования. Эти кредитные организации специализируются на предоставлении займов и иных финансовых услуг незначительного размера (от 3000 до 10 000 долл. США *(68) ) определенным целевым  группам клиентов (главным образом, малым предприятиям и предпринимателям без образования юридического лица) *(69) . Такие заемщики названы в  программном документе TACIS "Микрофинансирование  в России" как микропредприятия. Микропредприятием можно считать  любой вид самозанятости как  в городе, так и в сельской местности. Когда люди трудоустраиваются, делая  при этом какие-то материальные вложения, начинается процесс создания малого предприятия. Микропредприятия - это  стартовая площадка для предпринимательства *(70) . Как правило, такие заемщики испытывают серьезные затруднения  с получением кредитов в банках, поскольку рассматриваемые лица не имеют кредитной истории, надежного  обеспечения, им требуется кредит очень  незначительного размера. Исключительно  важным различием между микрофинансированием и "формальным" финансированием  является то, что первое обслуживает  клиентов без учета прошлых результатов  хозяйственной деятельности (начинающие), клиентов без досье заемщика и  без зарегистрированного обеспечения. Важной отличительной чертой микрофинансирования является и то, что оно преследует цель оказания содействия и защиты, поощряя обращаться за финансовыми услугами тех клиентов, которые обычно сами себя считают "неплатежеспособными" *(71) . Далее, в этом же документе со ссылкой на книгу Маргариты Робинсон "Стратегические вопросы микрофинансирования" (1998) приводится следующее определение: "Микрофинансирование представляет собой мелкие финансовые услуги, связанные с выдачей кредитов и приемом депозитов, которые оказываются людям, занимающимся выращиванием сельскохозяйственной продукции или скотоводством; имеющим малые или микропредприятия, на которых производится или перерабатывается продукция, осуществляется ремонт или торговая деятельность; которые оказывают услуги; являются наемными работниками или работают на комиссионных началах; имеют доход от сдачи в аренду небольших участков земли, транспортных средств, рабочего скота, машин и инструментов, а также другим лицам и группам местных жителей в странах с развивающейся экономикой как в городе, так и в сельской местности" *(72) .

Таким образом, микрофинансированием могут заниматься и банки. Однако они проявляют малую заинтересованность в таком обслуживании. По данным аналитиков, доля кредитования малых  предприятий в общем объеме банковского  кредитования незначительна и составляет всего 5-10%. Слабый интерес банков к  этому сектору бизнеса объясняется  относительно высокими рисками, связанными с кредитованием вновь создаваемых  или существующих непродолжительное  время организаций, отсутствием  предпосылок системообразующего характера (четкой юридической базы и стимулирующего налогового режима) и большими операционными  издержками, приводящими к низкой рентабельности подобных операций *(73) .

Поэтому рассматриваемая  область экономической деятельности традиционно обслуживается не банковским сектором, а так называемыми "микрофинансовыми" кредитными организациями. Все организации, работающие в рассматриваемой области  деятельности (кроме банков и других "формальных" кредитных организаций) можно условно разделить на следующие  группы в зависимости от типа их организации:

  • кредитные потребительские кооперативы;
  • государственные, муниципальные фонды;
  • частные микрофинансовые организации;
  • специализированные микрофинансовые организации.

В действующем законодательстве отсутствует обобщающее определение  кредитных потребительских кооперативов. Однако на практике такие кооперативы  существуют в нескольких видах, и  поэтому их родовое понятие обязательно  должно быть сформулировано. Представляется возможным позаимствовать его из ст. 1 проекта федерального закона "О кредитной кооперации", принятого Государственной Думой во втором чтении. Указанный законопроект понимает под кредитным потребительским кооперативом (кредитным кооперативом) добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства с целью оказания финансовых услуг своим членам за счет объединяемых ими в виде паевых взносов денежных средств. Кредитный кооператив рассматривается как некоммерческая организация, которая создается в форме потребительского кооператива. Деятельность по оказанию финансовой помощи своим членам кредитный кооператив осуществляет посредством привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и предоставления займов членам кредитного кооператива на равных условиях.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 рассматриваемого законопроекта кредитные кооперативы могут создаваться и осуществлять деятельность в виде: кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, ипотечных кредитных кооперативов и иных кредитных кооперативов. Их деятельность может регулироваться не только рассматриваемым законопроектом, но и специальным законодательством. Однако проект закона "О кредитной кооперации" еще не принят. Поэтому не все из перечисленных выше видов кредитных кооперативов имеют легальную правовую базу для своей деятельности. Рассмотрим три вида кредитных кооперативов, деятельность которых уже сейчас регулируется специальным законодательством.

Информация о работе Банковское законодательство и система кредитных организаций