Банковское законодательство и система кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:20, доклад

Краткое описание

Доклад состоит из двух частей в которых рассматриваются особенности банковского законодательства, а также их источники.

Файлы: 1 файл

Банковское законодательство и система кредитных организаций.docx

— 103.31 Кб (Скачать)

Легальное определение банка (кредитной организации) в иностранном  законодательстве. Сформулированное выше широкое понятие кредитных организаций  не используется ни российским, ни иностранным  законодательством при разграничении  кредитных и некредитных организаций. Это объясняется причинами публичного характера. Деятельность ломбардов, например, не является столь же общественно  значимой и не требует такого же пристального контроля со стороны публичных  властей, как деятельность банков. Банкротство  ломбарда не может привести к таким  же серьезным социальным катаклизмам, как банкротство банка. Поэтому  банковское законодательство практически  всех стран выработало узкое понятие  банка и кредитной организации  с целью поставить именно эти  организации под контроль государства.

Банк общепризнанно считается  профессиональным финансовым посредником  на рынке капиталов. Поэтому основным признаком банка (кредитной организации) в доктрине и законодательстве многих стран считается посреднический характер их деятельности *(37) . При этом понятие "посредническая деятельность кредитных организаций" понимается одинаково и заключается в  привлечении ими временно свободных  денежных средств (кредитных ресурсов) одних лиц для предоставления их в форме кредитов другим лицам, испытывающим потребность в заемных  средствах. Однако юридическая форма  привлечения кредитных ресурсов, как известно, может быть различной. Поэтому при определении круга  юридических конструкций, допустимых для привлечения кредитными организациями  денежных средств, можно выявить  разные теоретические подходы. Один из них, назовем его экономическим, допускает привлечение кредитными организациями денежных средств  как на основе использования различных  конструкций, опосредующих заемные  отношения (договор займа, договор  банковского счета, договор банковского  вклада, продажа векселей, облигаций  и т.п.), так и на основе членства, которое предполагает внесение взносов  в ее уставный капитал. Так, например, по законодательству США кредитными организациями считаются так  называемые кредитные общества, капитал  которых образуется за счет взносов  их членов, которых эти общества и кредитуют *(38) . Аналогом рассматриваемых  организаций по российскому законодательству следует считать кредитные потребительские  кооперативы, которые, однако, не рассматриваются  российским законодателем в качестве кредитных организаций в узком  смысле слова.

Рассмотренный экономический  подход следует считать исключением, поскольку в большинстве других стран привлечение свободных  средств допускается только с  использованием конструкций, опосредующих заемные отношения. Причем иногда все  они сводятся только к договору вклада *(39) . Имеются авторы, которые называют несколько другие признаки "банковского" привлечения средств. Во-первых, банки  привлекают средства "от широкой  публики" (т.е. от неопределенного  круга лиц) на профессиональной постоянной основе *(40) , во-вторых, с обязательством их возврата, и в-третьих, в форме  депозита, толкуемого широко: как договор  классического вклада, как договор  займа или как договор счета  либо иной аналогичный договор *(41) . Нередко для определения банка  к указанным выше двум видам банковских операций добавляют третью - "управление средствами платежа" *(42) . Аналогичный  подход используется в банковском законодательстве Европейского сообщества. В соответствии со ст. 1 Первой директивы 77/780, принятой Советом 12 декабря 1977 г. о координации норм законов, постановлений и административных актов, касающихся допуска к банковской деятельности, ведения банковского бизнеса, кредитной организацией следует считать предприятие, деятельность которого заключается в приеме вкладов или других активов от неопределенного круга лиц на возвратной основе, и в предоставлении кредитов за свой счет *(43) . Такая же правовая позиция сформулирована в ст. 1 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и совета от 20 марта 2000 г. о допуске и осуществлении деятельности кредитных учреждений. Указанный выше основной формальный признак банка (круг выполняемых операций) в ряде стран сопровождается дополнительным - наличие разрешения на осуществление банковской деятельности, выданное компетентным органом. Последний признак банка (кредитной организации) существует, например, в законодательстве США *(44) и Швейцарии *(45) , законодательстве стран Европейского сообщества *(46) .

Именно посреднический характер (предоставление кредитов за счет привлеченных средств) деятельности банков (кредитных  организаций) на финансовых рынках является тем критерием, который позволяет  иностранному законодателю разграничивать банк (кредитную организацию) и небанковскую организацию, которой разрешено  выполнять отдельные банковские операции (включая кредитование). Так, ст. 3 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и совета от 20 марта 2000 г. о допуске и осуществлении деятельности кредитных учреждений предусмотрено, что организации, не имеющие статуса кредитного учреждения, не вправе заниматься деятельностью по приему вкладов или других активов на возвратной основе от неопределенного круга лиц. Эти операции могут монопольно осуществляться только банками (кредитными организациями).

Таким образом, узкое понятие  банка (кредитной организации), выработанное иностранным законодательством, является формальным. Банком (кредитной организацией) признается профессиональный финансовый посредник на рынке капиталов, который  выполняет основные банковские операции, круг которых зависит только от соображений  публичного порядка, и может отличаться в разных странах. Однако постоянно  усиливающаяся интернационализация  банковского дела обеспечивает в  этом вопросе некоторую унификацию.

В процессе исторического  развития банковской системы появились  отдельные финансовые организации, которые стали выполнять не все, а лишь отдельные виды банковских операций, например операции по покупке  прав требования (факторинг). Их нельзя было назвать банками в истинном смысле слова. В других случаях часть  банковских операций монопольно закреплялась лишь за банками. Прочие кредитные организации  их выполнять не могли. Например, во Франции привлечением кредитов от широкой  публики на срок менее двух лет  традиционно занимаются только банки, для которых разработаны специальные  правила *(47) . Банками признаются кредитные  организации, которые вправе осуществлять любые банковские операции, в том  числе могут монопольно принимать  депозиты на срок менее трех лет  от публики и управлять средствами платежа. В свою очередь, кредитные  учреждения вправе осуществлять те банковские операции, которые закреплены за ними в качестве специального предмета их деятельности *(48) . Следовательно, термин "кредитная организация" носит  по законодательству Франции собирательный  характер. Он объединяет все организации, которые вправе осуществлять банковские операции в любом объеме и соотношении  и которые поставлены под контроль государства. Практически аналогичный  подход к определению термина "кредитная  организация" использовал российский законодатель в ст. 1 Закона о банках.

Таким образом, узкое понятие "кредитная организация" является формальным, поскольку перечень банковских операций определяется исключительно  волей законодателя. Иногда в число  кредитных организаций включаются те из них, которые вообще не занимаются кредитованием. Таким образом, законодательство включает соответствующие организации  в число кредитных только тогда, когда их деятельность нуждается  в контроле со стороны публичных  властей. Отсюда следует, что узкое  понятие "кредитная организация", как и понятие "банк", выработанное в иностранном законодательстве, - результат законодательной техники. С его помощью государство  решает стоящие перед ним задачи по обеспечению стабильности банковской системы и укреплению национальной денежной единицы.

Легальное определение кредитной  организации и банка по российскому  законодательству. Статья 1 Закона о банках различает понятия "кредитная организация", "банк" и "небанковская кредитная организация". Разновидностью банка признана также особая категория - "иностранный банк". Однако термины "кредитная организация", "банк" и "небанковская кредитная организация" фактически содержат определения указанных организаций по российскому праву. И только термин иностранный банк отсылает к иностранному законодательству. Учитывая семантическое значение использованных в ст. 1 Закона о банках терминов, более правильным было бы предложить иную классификацию кредитных организаций по российскому банковскому праву. Учитывая разницу в их правовом положении на российском банковском рынке, было бы целесообразно вначале различать российские и иностранные кредитные организации. В свою очередь, они могли бы подразделяться на банки и иные небанковские кредитные организации, определяемые сообразно личному закону этих юридических лиц (ст. 1202 ГК РФ).

Рассмотрим, как российское банковское право характеризует  основных субъектов банковской деятельности.

Термин "кредитная организация" является родовым. Он определяется как  такое юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка  России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  Законом о банках. Кредитная организация  образуется на основе любой формы  собственности как хозяйственное  общество. Таким образом, для определения  кредитной организации российский Закон о банках предлагает традиционные признаки кредитной организации (банка), которые были выявлены и при анализе  иностранного законодательства. Так, кредитная  организация - это: юридическое лицо, которое занимается предпринимательской  деятельностью в виде банковских операций, перечисленных законодателем  в специальном законе, и имеет  лицензию Банка России. Как и иностранное  законодательство, Закон о банках предлагает формальное определение  кредитной организации.

Банком, согласно российскому  закону, признается такая разновидность  кредитной организации, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических  лиц, размещение указанных средств  от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Таким  образом, российский законодатель закрепил за банками монополию на совмещение этих трех видов банковских операций. Отдельные виды банковских операций могут осуществлять и небанковские кредитные организации, допустимые сочетания которых устанавливает  Банк России. Отсюда следует, что банки  и небанковские кредитные организации  сохраняют все признаки кредитной  организации, перечисленные в законе. Это их объединяет. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности. Следовательно, понятия "банк" и "небанковская кредитная организация", используемые российским законодательством, также являются формальными, как и в большинстве зарубежных стран. Отсюда становится ясно, почему ряд организаций, которые являются кредитными в силу особенностей предмета своей деятельности (ломбарды, кредитные потребительские кооперативы), не включены законодателем в банковскую систему России и не названы кредитными. Аналогично не считаются кредитными организациями почтовые учреждения и органы казначейства всех уровней, хотя они выполняют одну из наиболее характерных банковских операций - перевод средств.

Соответственно становится понятным, почему только часть организаций, занимающихся банковской деятельностью, признаны государством кредитными организациями, имеющими официальное право осуществлять определенный набор банковских операций. Государство заинтересовано в надзоре  именно за этими организациями. Назовем  их "формальные кредитные организации". Другие организации не считаются  кредитными, хотя фактически осуществляют одну или несколько банковских операций. Назовем их "неформальные кредитные  организации".

§ 3. Правовое положение  кредитных организаций, входящих в  банковскую систему Российской Федерации

Кредитная организация - юридическое  лицо. Из ч. 1 ст. 1 Закона о банках следует, что кредитная организация является юридическим лицом. Соответственно у кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными Законом о банках. Однако правовое положение кредитных организаций существенно отличается от других видов юридических лиц. Рассмотрим общие и особенные черты правового статуса кредитных организаций.

Организационное единство юридического лица выражается в наличии у него системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое, внутренней структурной  и функциональной дифференциации; определенной цели образования и функционирования. Организационное единство кредитных  организаций отражено в ее учредительных  документах, и прежде всего в уставе (ст. 11 Закона о банках). Закон о банках устанавливает специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:

  1. фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования;
  2. указание на организационно-правовую форму;
  3. сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
  5. сведения о размере уставного капитала;
  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

Помимо устава кредитная  организация может иметь иные учредительные документы, установленные  законом для соответствующей  организационно-правовой формы. Например, другим учредительным документом кредитной  организации, созданной в форме  общества с ограниченной ответственностью, является учредительный договор (п. 1 ст. 89 ГК РФ). В практике кредитных организаций нередко возникает проблема, связанная с появлением взаимно противоречивых положений в учредительном договоре и уставе одной и той же кредитной организации. Такая ситуация обычно складывается не из-за небрежности разработчиков учредительных документов, а по другой причине. Учредительный договор подписывают те участники, которые первоначально занимались организационной работой по созданию кредитной организации. Устав же утверждается на общем собрании. Спустя несколько лет может серьезно измениться состав участников кредитной организации, а те из них, которые в свое время подписали учредительный договор, могут ликвидироваться или выйти из состава кредитной организации. Впоследствии может появиться необходимость внесения каких-либо изменений в учредительные документы. В этой ситуации общество без особых сложностей может утвердить новую редакцию устава на общем собрании. Изменения в учредительный договор, как правило, не вносят, поскольку процедура внесения изменений в этот договор нередко вызывает вопросы и сомнения у практических работников.

Информация о работе Банковское законодательство и система кредитных организаций