Банковское законодательство и система кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:20, доклад

Краткое описание

Доклад состоит из двух частей в которых рассматриваются особенности банковского законодательства, а также их источники.

Файлы: 1 файл

Банковское законодательство и система кредитных организаций.docx

— 103.31 Кб (Скачать)

Кредитные потребительские  кооперативы граждан создаются  и действуют на основании ст. 116 ГК РФ и Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" *(74) (далее - Закон о кредитных кооперативах граждан). Они являются некоммерческими организациями и создаются в организационно-правовой форме потребительских кооперативов.

В соответствии со ст. 4 Закона о кредитных кооперативах граждан кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Число членов кредитного потребительского кооператива граждан не может быть менее чем 15 и более чем 2000 человек. Наименование кредитного потребительского кооператива граждан должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан". Организации, не отвечающие требованиям настоящего закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан". Финансовая взаимопомощь в рамках кредитного кооператива осуществляется путем предоставления кооперативом денежных средств своим членам на основе договора займа (ст. 17 Закона о кредитных кооперативах граждан). Такой кооператив не вправе выдавать займы юридическим лицами, а также гражданам, не являющимся его членами. Помимо займов, кредитные кооперативы могут предоставлять своим членам и другие услуги, соответствующие целям их деятельности, в том числе заключать договоры страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии со своим уставом и решениями общего собрания членов кооператива, оказывать консультационные услуги своим членам.

Кредитные ресурсы рассматриваемого кооператива формируются из двух основных источников - собственных  средств кооператива и личных сбережений его членов. Эти средства направляются в фонд финансовой взаимопомощи кооператива, за счет которого и выдаются займы.

Личные сбережения членов кооператива передаются кредитному кооперативу на основании заключенного между ними договора. Такой договор  должен быть составлен в письменной форме и содержать условия  о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке  и порядке возврата кооперативом, размере и порядке платы за их использование. Стороны договора могут предусмотреть иные условия (ст. 15 Закона о кредитных кооперативах граждан). Рассматриваемый договор не назван договором банковского вклада, да и не может им являться ввиду специального субъектного состава последнего (кооператив банком не является). Вместе с тем, разница между этими двумя договорами несущественна, и поэтому взносы членов кооператива могут быть названы вкладами хотя бы в экономическом смысле. Представляется, однако, что рассматриваемый договор должен быть квалифицирован как договор заемного типа, поскольку в нем сохраняется основная цель договора займа - передача гражданами (займодавцами) денег в собственность кооператива (заемщика) с обязательством возврата переданной суммы и уплаты обусловленных процентов. Деятельность потребительских кооперативов по приему вкладов от своих членов и выдаче им займов не подлежит лицензированию, несмотря на определенное сходство с банковской деятельностью, поскольку она основана на прямом разрешении специального закона.

Деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов основывается на ст. 116 ГК РФ и Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" *(75) (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации). Они являются некоммерческими организациями и создаются в организационно-правовой форме потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственные потребительские  кредитные кооперативы представляют собой юридические лица, созданные  сельскохозяйственными товаропроизводителями  для целей кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов (ч. 8 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Число членов кредитного кооператива не может быть менее чем 15 граждан и (или) 5 юридических лиц и более чем 2000 граждан или 200 юридических лиц. Членами кредитного кооператива не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности. Кредитные ресурсы сельскохозяйственного кредитного кооператива аккумулируются в фонде финансовой взаимопомощи, который формируется за счет части собственных средств кредитного кооператива и средств, привлекаемых в форме займов, полученных от членов кооператива, ассоциированных членов кооператива, кредитных и иных организаций. При этом займы принимаются только в денежной форме. Передача членами кредитного кооператива и ассоциированными членами кредитного кооператива этому кооперативу средств, не являющихся паевыми взносами, и выдача им займов оформляются договором займа, заключаемым в письменной форме. Договор займа может быть процентным и беспроцентным. Беспроцентный договор может быть заключен кредитным кооперативом только на основании решения общего собрания членов кредитного кооператива. Помимо финансовой помощи сельскохозяйственный кредитный кооператив вправе оказывать своим членам консультационные и иные услуги, соответствующие целям деятельности кооператива. Сельскохозяйственный кредитный кооператив не вправе выдавать займы гражданам или юридическим лицам, не являющимся членами кредитного кооператива; эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 40.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

Ввиду наличия специального правового регулирования деятельность сельскохозяйственных потребительских  кредитных кооперативов не подлежит лицензированию, несмотря на определенное сходство ее с банковской деятельностью  по приему вкладов и выдаче кредитов.

Статья 8 проекта закона "О кредитной кооперации" относит общества взаимного кредитования к разновидности кредитных кооперативов. Однако в действующем законодательстве пока отсутствует норма, которая бы позволила четко определить их статус. Деятельность обществ взаимного кредитования регулируется исключительно ст. 12 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" *(76) (далее - Закон о поддержке малого предпринимательства). Ею предусмотрено, что общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе не размещать обязательные резервы в Банке России; могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Таким образом, из приведенной  нормы неясно, являются ли общества взаимного кредитования юридическими лицами, коммерческими или некоммерческими  организациями, и в какой организационно-правовой форме они должны образовываться. После вступления в силу проекта  закона "О кредитной кооперации", если его редакция останется неизменной, общества взаимного кредитования приобретут статус потребительского кооператива.

Поскольку действующее законодательство никак не определяет ни механизм образования  обществ взаимного кредитования, ни порядок их функционирования, такие  организации либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как субъекты малого предпринимательства или подразделения  общественных организаций (аналогичные  профсоюзным кассам взаимопомощи на предприятиях в советский период).

В Москве в национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, входят только четыре таких общества. В  своей деятельности эти общества полностью опираются на собственные  средства, формируемые из членских и паевых взносов участников, что  сближает их с кредитными кооперативами. В то же время доход, получаемый в  результате банковских операций, пропорционально  распределяется между членами общества, что не позволяет рассматривать  эти организации как некоммерческие. Несмотря на то что общества взаимного  кредитования осуществляют некоторые  банковские операции, они до настоящего времени не лицензируются Банком России *(77) .

Правовой основой создания и деятельности государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства до 1 января 2005 г. была ст. 8 Закона о поддержке малого предпринимательства. Из ее прежней редакции следовало, что фонды поддержки малого предпринимательства являлись некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме фондов. Целью их деятельности признавалось финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в том числе путем предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства. Деятельность фондов финансировалась, главным образом, за счет бюджетных средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества. Государственные фонды финансировались соответственно за счет бюджета Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, муниципальные - за счет средств бюджетов муниципальных образований. Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществлял специально созданный Правительством РФ Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Наиболее крупный объем  кредитования малого бизнеса был  зафиксирован аналитиками в г. Москве. В 2003 г. здесь было выдано кредитов на общую сумму до 1 млрд. руб. Положительный опыт микрофинансирования субъектов малого предпринимательства получен Центром содействия предпринимательству Свердловской области и Оренбургским областным фондом поддержки малого предпринимательства. Всего по состоянию на январь 2004 г. в России действовали 75 региональных и более 200 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства *(78) . Доля государственных фондов поддержки малого бизнеса на рынке микрофинансовых услуг составляет 24% *(79) .

С 1 января 2005 г. отменено действие ст. 8 Закона о поддержке малого предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован. Таким образом, государственные и муниципальные фонды потеряли право предоставлять кредиты без лицензии Банка России, а Правительство РФ отказалось от прямого управления и финансирования этих фондов. В этой ситуации перед указанными организациями непосредственно встал вопрос о преобразовании в небанковские депозитно-кредитные организации и получении лицензии Банка России. Однако в настоящий момент целесообразность такого преобразования считается спорной в силу высоких требований по регистрации и отчетности *(80) .

Частные микрофинансовые  организации на практике создаются  в разных организационно-правовых формах. В большинстве случаев эти  организации были созданы как  некоммерческие.

Так, в октябре 1998 г. была основана Женская Микрофинансовая Сеть в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. В настоящее время она объединяет организации из 7 регионов России. По состоянию на конец 2003 г., общий портфель займов составил 127 млн. руб. *(81)

Фонд Оппортьюнити России (Фора) был создан международной  организацией "Оппортьюнити Интернешнл" и ее российскими партнерами в  июле 2000 г. В настоящее время ФОРА работает в 9 регионах (областях) европейской территории России (Белгород, Липецк, Нижний Новгород, Новгород Великий, Ростов-на-Дону, Саратов, Санкт-Петербург, Тамбов и Воронеж). Головной офис фонда находится в Нижнем Новгороде. Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА) осуществляет программу микрокредитования в Самарской области. Он применяет групповой метод микрокредитования, известный под названием "банковское обслуживание деревни". В Самаре такие деревенские группы образуют 5-10 соседей, которые сообща гарантируют получаемые друг другом ссуды, контролируют групповое кредитование и накопление сбережений, а также оказывают взаимную помощь. В настоящее время программа обслуживает 600 клиентов (88% из которых - женщины), а сумма выданных ссуд составляет 570 тыс. долл. США. Собрания групп проводятся еженедельно, и ссуды выдаются без предоставления обеспечения. Процент возврата ссуд составляет 96% *(82) . Основной правовой формой микрофинансирования таких организаций является договор займа.

Среди частных микрофинансовых  организаций может быть специально выделена группа коммерческих организаций, созданных в форме различных  хозяйственных обществ, основной целью  деятельности которых является систематическое  предоставление займов населению. Иногда такие организации предоставляют  не только займы, но оказывают и другие услуги, например передают во временное  пользование товары народного потребления  на условиях договора аренды с правом последующего выкупа.

На практике указанный  вид микрофинансовых организаций  образуется не только банками. Довольно часто их создают банки совместно  с клиентами - некредитными организациями. Совершенно очевидно, что такая деятельность осуществляется без лицензии Банка  России, без соблюдения экономических  нормативов и других пруденциальных правил, установленных для кредитных  организаций, а зачастую - без обеспечения. Необязательность резервирования снижает  операционные издержки и бумажную волокиту, которая обычно не нравится клиентуре, но повышает все банковские риски. Учитывая, что такие займы чаще всего  предоставляются лицам, которые  не интересны обычным банкам, микрофинансовые  заимодавцы устанавливают на свои услуги очень высокие проценты - до 98% годовых. Довольно часто банки используют рассматриваемые микрофинансовые  организации для обхода пруденциальных требований Банка России и получения  дополнительной прибыли. В этом случае кредитование происходит в два этапа. Во-первых, банки предоставляют своим  микрофинансовым организациям крупные  кредиты, выполняя все требования Банка  России, во-вторых, микрофинансовые  организации, получившие банковские деньги, выдают их мелкими займами, не соблюдая никаких пруденциальных правил. Очевидная  попытка обхода закона (ст. 10 ГК РФ) породила мнение о притворности заключаемых ими договоров займа (ст. 170 ГК РФ). Соответственно на практике возник спор относительно законности таких операций.

Информация о работе Банковское законодательство и система кредитных организаций