Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:20, доклад
Доклад состоит из двух частей в которых рассматриваются особенности банковского законодательства, а также их источники.
Банковское законодательство
и система кредитных
Глава 1. Общая характеристика банковского законодательства
§ 1. Особенности банковского законодательства
Правовое регулирование общественных отношений, в том числе отношений, вытекающих из деятельности кредитных организаций, центральное место в которых занимают банки, носит отраслевой характер. Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов. Какую бы позицию ни занимать в споре "банковское право - банковское законодательство", необходимо определить место банковских правоотношений в системе российского права.
Характеристика банковского
права требует разграничения
системы права на публичное и
частное. Публичное право охватывает
сферу государственных
Вместе с тем речь идет о единой системе права, где жесткий водораздел на частное и публичное не всегда уместен и возможен. В частном праве нельзя обойтись без элементов публичности, а публичное право в ряде случаев примыкает к частному.
Так, банковские отношения главным образом регулируются частным правом, однако влияние публичного права на эти отношения достаточно велико.
Нормы банковского права
находят свое закрепление в
Понятия "система права"
и "система законодательства",
как справедливо отметил
Система права определяется
теми общественными отношениями, которые
находят в ней отражение и
закрепление. А закрепляет общественные
отношения система
Банковские договоры, как и многие другие гражданско-правовые сделки, включают элементы административного права, как, например, осуществление валютных и иных операций, что не влияет на характер этих отношений. Однако нельзя обойти молчанием тот факт, что деятельность кредитных организаций, в том числе банков, в значительной мере определяется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) (с послед. изм.) *(2) и пруденциальными нормами Банка России, который осуществляет банковское регулирование и банковский надзор (ст. 56 Закона о Банке России). Регулирование и надзор осуществляются на основе властных полномочий Банка России, здесь напрямую задействовано административное право. На этом основании более точным представляется говорить о банковском законодательстве, а не о банковском праве.
Отрасли права характеризуются единством метода, тогда как отрасли законодательства могут быть и комплексные, которые, как, например, банковское законодательство, отличаются наличием различных приемов.
Комплексные отрасли законодательства характеризуются тем, что нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования *(3) .
Комплексная отрасль законодательства в отличие от основных представляет собой вторичные образования. Нормы по своим исходным параметрам остаются в основных отраслях под их общим юридическим влиянием, получают вторичную прописку в комплексной отрасли законодательства *(4) . Комплексные отрасли законодательства имеют прописку в основных отраслях. Так, банковские договоры регулируются гражданским законодательством, например, договоры займа, лизинга и т.д. Нормы банковского надзора составляют административное законодательство.
Банковское законодательство
соответствует банковскому
Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Закона о Банке России и подведомственных актов Банка России.
Административная составляющая
банковского законодательства не меняет
сущность банковских сделок, основным
объектом которых являются имущество
и имущественные права, поскольку
денежные средства являются имуществом
особого рода, денежные средства на
счете банка являются собственностью
банка, а вкладчик сохраняет право
требования к банку; ценные бумаги в
документарной и
Административные нормы,
как нормы банковского
Так, в литературе называются следующие цели собственно банковского надзора: защита клиентов банка от того, что называется системным риском, когда банкротство одного банка вызывает банкротство нескольких банков; защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков; обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Административное право - это совокупность общественных отношений, возникающих при формировании государственной администрации и осуществлении ее властных полномочий (с. 17) *(6) .
Предмет административного
права можно разделить на две
части: внутриаппаратные отношения
и взаимоотношения
Предметом административного
права Российской Федерации являются
властные отношения, которые возникают
в процессе формирования и функционирования
государственной администрации (за
исключением тех
Отсутствуют основания относить
банковское право и к финансовому
законодательству *(8) . Финансовое законодательство
регулирует отношения, которые возникают
в процессе образования, распределения
и использования
Таким образом, представляется возможным сделать следующий вывод. Банковское законодательство и банковское право - не тождественные понятия. Но банковское законодательство соответствует банковскому праву. Это две стороны одного явления, поскольку "позитивное право обусловлено развитием общественных отношений, складывающихся в каждом конкретном обществе и государстве, и лишь выражает эти отношения в законах и иных источниках права" *(9) .
Система банковского права
и система банковского
Банковское законодательство представляет, как отмечалось выше, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности. В рассматриваемом случае речь идет о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.
Как справедливо отметил А.В. Мицкевич, "правовое регулирование единого рынка, в том числе кредитное регулирование, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права....." *(10) .
§ 2. Источники банковского законодательства
Под источниками права и законодательства понимают формы их выражения. В первую очередь федеральные законы, постановления Правительства РФ, в которых выражены нормы законодательства, регулирующие деятельность кредитных организаций.
Следует различать общие
и специальные источники
К общим в первую очередь
относятся нормы Конституции
РФ. Так, Конституция РФ устанавливает,
что в ведении Российской Федерации
находятся: установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики;
федеральные экономические
Согласно п. 1 ст. 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается.
Специальное банковское законодательство включает:
К банковскому законодательству относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29 июня 2004 г.) *(13) (далее - Закон о валютном регулировании).
Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России в форме указаний, положений и инструкций. Акты Банка России не являются ведомственными. Они носят обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России). Акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в Вестнике Банка России (далее - ВБР). Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.
В структуре нормативных
актов Банка России следует выделить
пруденциальные нормы (от англ. prudent - осмотрительный,
благоразумный), которые направлены
на осуществление банковского
К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести:
Глава 2. Система кредитных организаций
§ 1. Правовой статус Банка России
Национальную банковскую систему возглавляет Банк России, статус, цели деятельности и функции которого определяются на основе Конституции РФ, Закона о Банке России, иных законов (п. 1 ст. 1 Закона о Банке России).
Согласно Закону о Банке России он имеет сложную правовую природу деятельности.
Противоречивость Закона о Банке России 2002 г. при отсутствии устава затрудняет характеристику организационно-правового положения главного банка страны, что не позволяет определить правовой статус имущества Банка России. Положение усугубляется тем, что в российском законодательстве нет понятия "юридические лица публичного права".
В зарубежном законодательстве
к публичным относятся
По разным мнениям о статусе Банка России, нашедшим отражение в юридической литературе, по своей организационно-правовой форме он представляет собой:
Информация о работе Банковское законодательство и система кредитных организаций