Развитие кредитно-банковской системы Аргентины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:14, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.

Файлы: 1 файл

реферат банки.doc

— 177.00 Кб (Скачать)


Министерство образования                                Министерство экономического

и науки РФ                   развития и торговли РФ

 

 

 

Государственный Университет –

Высшая школа экономики

 

 

 

 

Реферат

 

на тему «Развитие кредитно-банковской системы Аргентины»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Прокудина Екатерина Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008

Введение

Аргентина – одна из наиболее развитых стран Латиноамериканского региона. Кредитно-банковская система формировалась здесь сложным путем, зависела от перемен, которые происходили  и в хозяйстве региона, и в других странах. Кредитно-банковский сектор - самое уязвимое место в современной глобальной экономике, именно поэтому он был взят предметом исследования в данной работе. 

Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.

Данная тема является актуальной, поскольку экономика Аргентины недавно оправилась от серьезного кризиса кредитно-банковской системы. Кредитно-банковская система представляет особый интерес, поскольку для стран с переходной экономикой, в том числе и для России, актуальной остается задача предотвращения системных кризисов в экономике и банковском секторе. Поэтому, помимо оценки эффективности технологий этого перехода, очень важно также проанализировать причины экономических и банковских кризисов в этих странах на переходном этапе, методы их преодоления, достижения, а также угрозы экономике посткризисного периода.

Данное исследование проведено на базе таких работ, как справочник по кредитной системе стран Латинской Америки Кособчук (Лобанцовой) С.Н. и статей  сотрудников ИЛА РАН, дающих описание широкого спектра процессов, происходящих в финансовой сфере: Шереметьева И.К., Симоновой Л.Н., Холодкова Н.Н., Клочковского Л.Л.

Помогают ориентироваться в комплексе событий аналитические выводы Бобровникова А.В, монографии и публикации Давыдова В.М. о месте стран Латинской Америки в мире. Используются данные статистической отчетности (Центра валютных исследований Латинской Америки CEMЛA, Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКЛАК), отчетов Межамериканского банка развития МАБР, международной банковской статистики, протоколов о банках и финансовых услугах в рамках соглашений о Североамериканской зоне свободной торговли  НАФТА и Общего рынка стран Южного Конуса МЕРКОСУР. Опираясь на эти данные, был проведен структурно-динамический анализ кредитно-банковской системы Аргентины. 

Основная часть

Особенности развития банковской системы Аргентины до кризиса 2001г.

В начале XX века банковский сектор состоял только из банков и контролировался Центральным Банком. С развитием производства возросла необходимость в потребительском  кредите, в связи с чем, стали появляться кредитные организации. Данные организации были внесены в список законом 18.061 в 1961 г. и представляли собой финансовые компании, кредитные кассы и общества потребительских кредитов.

В 30–70 гг. XX века аргентинская модель экономики и банковского сектора имела определенные сходства с экономиками социалистических стран. Как и в социалистических странах, в 70-е гг. в Аргентине стали нарастать экономические трудности, связанные с низкой эффективностью и конкурентоспособностью народного хозяйства, несбалансированностью государственного бюджета, инфляционными процессами, наблюдалась и гиперинфляция[1].

В 1976 г. банковская система Аргентины состояла из 707 финансовых организаций, в том числе  117 банков: (35 официальных, 64 частных национальных, 18 иностранных) и 590 небанковских организаций (Табл. 1). С 1976 г. правительство запретило кредитным кассам привлекать вклады до востребования, заставляя их преобразовываться в коммерческие банки.

Табл. 1  Структура банковской системы в 1976 г[2].

 

707

100%

Банки

117

91,7

Официальные

35

61,1

Частные национальные

64

20,5

Иностранные

18

10,1

Небанковские организации

590

8,3

Финансовые компании

78

3,9

Кредитные кассы

424

3,5

Ипотечные организации

22

0,4

Общества потребительских кредитов

66

0,5

 

В конце 70-х гг. и для социалистических стран и для Аргентины стала очевидной необходимость модернизации экономики. В стране были предприняты определенные шаги по реформированию экономики, в частности, ликвидированы ограничения на капитальные операции, снижены торговые барьеры, введена конвертируемость национальной валюты. Однако в эти же годы начинается рост внешней задолженности как правительства, так и частных компаний, в том числе банков.

Значительные внешние обязательства страны в условиях нестабильности платежного баланса привели к банковскому кризису 1980 г. В феврале 1981 г. национальная валюта была девальвирована на 10%, в апреле – на 34, в июне – на 38%. Рост военных расходов, связанных в том числе с неудачной войной из-за Фолклендских островов, снижение цен на мировых товарных рынках, рост стоимости обслуживания внешнего долга вследствие увеличения процентных ставок по займам привели к дальнейшему снижению курса аргентинского песо и нестабильности в банковской системе[3].

Сложная задача реструктуризации финансового сектора и ликвидация более чем 200 предприятий в период с 1983 по 1989 гг. препятствовали проведению серьезных нововведений в банковской системе. Количество финансовых организаций сократилось с 707 в 1976 г. до 221 в 1990 г. Данное сокращение произошло в основном в небанковском секторе, в котором количество предприятий составляло всего 51, по сравнению с 590 в 1976 г. Причиной тому послужили преобразования предприятий небанковского сектора в банки, количество последних возросло с 117 до 170.

В 90-е годы усиливается процесс трансформации в коммерческие банки, начатый в 1976 г., принося вред специализированным и  кооперативным организациям, но поощряя появление иностранных банков и процесс концентрации[4] (Табл. 2).

Табл. 2. Структура кредитно-банковской системы Аргентины в 1991 г[5].

 

Всего

117

Банки

93

Государственные

15

Национальные

2

Муниципальные

13

Частные

78

Общества с национальным капиталом

38

Кооперативы

2

Местные с иностранным капиталом

21

Филиалы иностранных банков

17

Финансовые небанковские организации

24

С национальным капиталом

9

С иностранным капиталом

8

Кредитные кассы

7

 

В период с 1988 по 1991 гг. количество финансовых организаций сократилось с 267 до 214, в основном это коснулось небанковских организаций. Такое сокращение произошло вследствие ликвидации 21 организации, в том числе 6 банков, среди которых Banco del Iterior y Buenos Aires.

С мая 1988 г. из режима гарантий по вкладам (ст. 56, закон 21.526) были исключены вклады физических и юридических лиц, которые прямо или косвенно были связаны с налоговыми органами и органами управления организаций. В 1990 г. был ликвидирован Banco del Interior y Buenos Aires, который к концу 1989 г. занимал 22 место в рейтинге финансовых организаций по привлечению вкладов, которые составляли 1,19% банковской системы.

В 1989 г. с приходом к власти президента К. Менема в Аргентине начинаются достаточно радикальные реформы, учитывавшие рекомендации МВФ. На начальном этапе (1989–1990 гг.) были приняты законы о приватизации, дерегулировании товарных и валютных рынков, режима иностранных инвестиций[6]. В этот период вследствие притока иностранного капитала отмечалось улучшение состояния платежного баланса (в 1990 г. он был сведен без дефицита, в то время как в 1989 г. дефицит достигал 9,5 млрд долл.). 

Отношение денег в свободном обращении к ВВП снизилось с 40% в 1940-е годы до 7% в 1990 г. Это было связано с нестабильностью цен, которая привела к гиперинфляции, повысила степень неуверенности в доходности ценных бумаг и послужила причиной долларизации экономики. В связи с повышением степени неуверенности, понизились сроки погашения финансовых инструментов, которые составляли менее одной недели в 1990 г.

Вслед за достижением сбалансированности платежного баланса в 1991 г. в стране вводится режим валютного совета, предусматривавший привязку денежной массы к валютным резервам (доллару США)[7]. Законодательно запрещалась любая индексация цен, долговых обязательств или балансовой стоимости в национальной валюте. Разрешалось использовать доллар США в качестве валюты платежа при заключении контрактов на внутреннем рынке. В 1992 г. были значительно расширены полномочия и статус Центрального банка.

В результате удалось добиться роста экономической эффективности на проданных предприятиях, однако в то же время за счет сокращения персонала выросла безработица в стране. Радикальные реформы были проведены и в бюджетной системе, в частности, ограничивалась финансовая поддержка региональных бюджетов со стороны федерального бюджета.

В первые годы реформ удалось добиться определенных успехов в экономической сфере. Так, по итогам 1991 г. впервые за много лет был отмечен значительный экономический рост на уровне 10%, бюджетные доходы увеличились на 3,5% ВВП. В 1992 г. рост ВВП составил 8,4%, в 1993 г. – 5,3, в 1994 – 6,7%[8]. По оценкам экспертов, в 1991–1994 гг. в Аргентину вернулся капитал на сумму около 25 млрд долл. Значительный приток краткосрочных инвестиций привел к стремительному увеличению фондового рынка (в 1991 г. рост достиг 432%).

В течение 1992-1994 гг. применялась экономическая политика дерегуляции, приватизации и открытости экономики, начатая в 1989 г. Но за эти два года сумма внешнего долга значительно выросла. В 1993 г. Аргентина по плану Брэди провела переговоры с иностранными банками по поводу внешнего долга, что позволило сократить долг на 2,5 млрд. долл. Но сумма внешней задолженности продолжала расти.

Процесс приватизации государственных предприятий и ослабление роли государства в экономике привели к притоку инвестиций в страну, которые в основном вкладывались в приватизированные компании, в продажу важных промышленных предприятий с частным национальным капиталом и в укрепление финансовой системы. Важно отметить, что основная часть инвестиций в приватизированные компании была направлена из Европы[9].

Быстрый процесс открытости экономики навредил малым и средним промышленным предприятиям Аргентины, которым приходилось функционировать в условиях конкуренции с крупными международными  корпорациями, которые пользовались экономией от масштаба производства  и привлекали дешевую рабочую силу из Китая и других стран юго-восточной Азии. Это привело к росту уровня безработицы и существенно снизило уровень и качество жизни населения.

Период с 1991 по 1994 гг. характеризуется стабильностью кредитно-банковской системы: число предприятий сократилось с 214 до 206 в результате слияний и поглощений. Например, в 1992 г. Национальный Банк Развития (Banco Nacional de Desarrollo) был поглощен Банком Аргентины (Banco de la Nacion Argentina). Национальный Банк Развития занимал 3 место по привлечению депозитов в 1980 г., но впоследствии он стал терять позиции и в 1991 г. занял 23 место[10]. В 1993 г. данный банк был ликвидирован.

Государственные банки играют важную роль в кредитно-банковской системе Аргентины. Плохое функционирование большинства провинциальных банков привело к появлению большого количества займов, по которым не выплачивались проценты. Количество «проблемных займов» во многих государственных банках (33%) превышало их количество в частных (10,3%)[11].

В 1994 г. на региональные банки приходилось около одной четверти всех депозитов. Данный тип банков предназначался для финансирования дефицита. Но в связи с ухудшением налоговой ситуации большинства регионов и слабой политикой, большинство региональных банков обанкротилось.

Начиная с марта 1995г. произошло значительное сокращение вкладов. Режим гарантий по вкладам, будучи успешным в 1994г., стал недостаточным в 1995г. Поэтому Центральный Банк создал гарантийный фонд с помощью Банка Аргентины, а также создал систему передачи ценных бумаг между частными предприятиями с избытком или нехваткой ликвидности. С помощью международных кредитных организаций было создано два кредитных фонда. Их  целью было упрощение процесса приватизации государственных банков провинции и выделение средств на проведение реструктуризации частных предприятий.

Информация о работе Развитие кредитно-банковской системы Аргентины