Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:14, реферат
Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.
Министерство образования
и науки РФ развития и торговли РФ
Государственный Университет –
Высшая школа экономики
Реферат
на тему «Развитие кредитно-банковской системы Аргентины»
Выполнила:
Прокудина Екатерина Борисовна
Москва – 2008
Аргентина – одна из наиболее развитых стран Латиноамериканского региона. Кредитно-банковская система формировалась здесь сложным путем, зависела от перемен, которые происходили и в хозяйстве региона, и в других странах. Кредитно-банковский сектор - самое уязвимое место в современной глобальной экономике, именно поэтому он был взят предметом исследования в данной работе.
Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.
Данная тема является актуальной, поскольку экономика Аргентины недавно оправилась от серьезного кризиса кредитно-банковской системы. Кредитно-банковская система представляет особый интерес, поскольку для стран с переходной экономикой, в том числе и для России, актуальной остается задача предотвращения системных кризисов в экономике и банковском секторе. Поэтому, помимо оценки эффективности технологий этого перехода, очень важно также проанализировать причины экономических и банковских кризисов в этих странах на переходном этапе, методы их преодоления, достижения, а также угрозы экономике посткризисного периода.
Данное исследование проведено на базе таких работ, как справочник по кредитной системе стран Латинской Америки Кособчук (Лобанцовой) С.Н. и статей сотрудников ИЛА РАН, дающих описание широкого спектра процессов, происходящих в финансовой сфере: Шереметьева И.К., Симоновой Л.Н., Холодкова Н.Н., Клочковского Л.Л.
Помогают ориентироваться в комплексе событий аналитические выводы Бобровникова А.В, монографии и публикации Давыдова В.М. о месте стран Латинской Америки в мире. Используются данные статистической отчетности (Центра валютных исследований Латинской Америки CEMЛA, Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКЛАК), отчетов Межамериканского банка развития МАБР, международной банковской статистики, протоколов о банках и финансовых услугах в рамках соглашений о Североамериканской зоне свободной торговли НАФТА и Общего рынка стран Южного Конуса МЕРКОСУР. Опираясь на эти данные, был проведен структурно-динамический анализ кредитно-банковской системы Аргентины.
В начале XX века банковский сектор состоял только из банков и контролировался Центральным Банком. С развитием производства возросла необходимость в потребительском кредите, в связи с чем, стали появляться кредитные организации. Данные организации были внесены в список законом 18.061 в 1961 г. и представляли собой финансовые компании, кредитные кассы и общества потребительских кредитов.
В 30–70 гг. XX века аргентинская модель экономики и банковского сектора имела определенные сходства с экономиками социалистических стран. Как и в социалистических странах, в 70-е гг. в Аргентине стали нарастать экономические трудности, связанные с низкой эффективностью и конкурентоспособностью народного хозяйства, несбалансированностью государственного бюджета, инфляционными процессами, наблюдалась и гиперинфляция[1].
В 1976 г. банковская система Аргентины состояла из 707 финансовых организаций, в том числе 117 банков: (35 официальных, 64 частных национальных, 18 иностранных) и 590 небанковских организаций (Табл. 1). С 1976 г. правительство запретило кредитным кассам привлекать вклады до востребования, заставляя их преобразовываться в коммерческие банки.
Табл. 1 Структура банковской системы в 1976 г[2].
| 707 | 100% |
Банки | 117 | 91,7 |
Официальные | 35 | 61,1 |
Частные национальные | 64 | 20,5 |
Иностранные | 18 | 10,1 |
Небанковские организации | 590 | 8,3 |
Финансовые компании | 78 | 3,9 |
Кредитные кассы | 424 | 3,5 |
Ипотечные организации | 22 | 0,4 |
Общества потребительских кредитов | 66 | 0,5 |
В конце 70-х гг. и для социалистических стран и для Аргентины стала очевидной необходимость модернизации экономики. В стране были предприняты определенные шаги по реформированию экономики, в частности, ликвидированы ограничения на капитальные операции, снижены торговые барьеры, введена конвертируемость национальной валюты. Однако в эти же годы начинается рост внешней задолженности как правительства, так и частных компаний, в том числе банков.
Значительные внешние обязательства страны в условиях нестабильности платежного баланса привели к банковскому кризису 1980 г. В феврале 1981 г. национальная валюта была девальвирована на 10%, в апреле – на 34, в июне – на 38%. Рост военных расходов, связанных в том числе с неудачной войной из-за Фолклендских островов, снижение цен на мировых товарных рынках, рост стоимости обслуживания внешнего долга вследствие увеличения процентных ставок по займам привели к дальнейшему снижению курса аргентинского песо и нестабильности в банковской системе[3].
Сложная задача реструктуризации финансового сектора и ликвидация более чем 200 предприятий в период с 1983 по 1989 гг. препятствовали проведению серьезных нововведений в банковской системе. Количество финансовых организаций сократилось с 707 в 1976 г. до 221 в 1990 г. Данное сокращение произошло в основном в небанковском секторе, в котором количество предприятий составляло всего 51, по сравнению с 590 в 1976 г. Причиной тому послужили преобразования предприятий небанковского сектора в банки, количество последних возросло с 117 до 170.
В 90-е годы усиливается процесс трансформации в коммерческие банки, начатый в 1976 г., принося вред специализированным и кооперативным организациям, но поощряя появление иностранных банков и процесс концентрации[4] (Табл. 2).
Табл. 2. Структура кредитно-банковской системы Аргентины в 1991 г[5].
Всего | 117 |
Банки | 93 |
Государственные | 15 |
Национальные | 2 |
Муниципальные | 13 |
Частные | 78 |
Общества с национальным капиталом | 38 |
Кооперативы | 2 |
Местные с иностранным капиталом | 21 |
Филиалы иностранных банков | 17 |
Финансовые небанковские организации | 24 |
С национальным капиталом | 9 |
С иностранным капиталом | 8 |
Кредитные кассы | 7 |
В период с 1988 по 1991 гг. количество финансовых организаций сократилось с 267 до 214, в основном это коснулось небанковских организаций. Такое сокращение произошло вследствие ликвидации 21 организации, в том числе 6 банков, среди которых Banco del Iterior y Buenos Aires.
С мая 1988 г. из режима гарантий по вкладам (ст. 56, закон 21.526) были исключены вклады физических и юридических лиц, которые прямо или косвенно были связаны с налоговыми органами и органами управления организаций. В 1990 г. был ликвидирован Banco del Interior y Buenos Aires, который к концу 1989 г. занимал 22 место в рейтинге финансовых организаций по привлечению вкладов, которые составляли 1,19% банковской системы.
В 1989 г. с приходом к власти президента К. Менема в Аргентине начинаются достаточно радикальные реформы, учитывавшие рекомендации МВФ. На начальном этапе (1989–1990 гг.) были приняты законы о приватизации, дерегулировании товарных и валютных рынков, режима иностранных инвестиций[6]. В этот период вследствие притока иностранного капитала отмечалось улучшение состояния платежного баланса (в 1990 г. он был сведен без дефицита, в то время как в 1989 г. дефицит достигал 9,5 млрд долл.).
Отношение денег в свободном обращении к ВВП снизилось с 40% в 1940-е годы до 7% в 1990 г. Это было связано с нестабильностью цен, которая привела к гиперинфляции, повысила степень неуверенности в доходности ценных бумаг и послужила причиной долларизации экономики. В связи с повышением степени неуверенности, понизились сроки погашения финансовых инструментов, которые составляли менее одной недели в 1990 г.
Вслед за достижением сбалансированности платежного баланса в 1991 г. в стране вводится режим валютного совета, предусматривавший привязку денежной массы к валютным резервам (доллару США)[7]. Законодательно запрещалась любая индексация цен, долговых обязательств или балансовой стоимости в национальной валюте. Разрешалось использовать доллар США в качестве валюты платежа при заключении контрактов на внутреннем рынке. В 1992 г. были значительно расширены полномочия и статус Центрального банка.
В результате удалось добиться роста экономической эффективности на проданных предприятиях, однако в то же время за счет сокращения персонала выросла безработица в стране. Радикальные реформы были проведены и в бюджетной системе, в частности, ограничивалась финансовая поддержка региональных бюджетов со стороны федерального бюджета.
В первые годы реформ удалось добиться определенных успехов в экономической сфере. Так, по итогам 1991 г. впервые за много лет был отмечен значительный экономический рост на уровне 10%, бюджетные доходы увеличились на 3,5% ВВП. В 1992 г. рост ВВП составил 8,4%, в 1993 г. – 5,3, в 1994 – 6,7%[8]. По оценкам экспертов, в 1991–1994 гг. в Аргентину вернулся капитал на сумму около 25 млрд долл. Значительный приток краткосрочных инвестиций привел к стремительному увеличению фондового рынка (в 1991 г. рост достиг 432%).
В течение 1992-1994 гг. применялась экономическая политика дерегуляции, приватизации и открытости экономики, начатая в 1989 г. Но за эти два года сумма внешнего долга значительно выросла. В 1993 г. Аргентина по плану Брэди провела переговоры с иностранными банками по поводу внешнего долга, что позволило сократить долг на 2,5 млрд. долл. Но сумма внешней задолженности продолжала расти.
Процесс приватизации государственных предприятий и ослабление роли государства в экономике привели к притоку инвестиций в страну, которые в основном вкладывались в приватизированные компании, в продажу важных промышленных предприятий с частным национальным капиталом и в укрепление финансовой системы. Важно отметить, что основная часть инвестиций в приватизированные компании была направлена из Европы[9].
Быстрый процесс открытости экономики навредил малым и средним промышленным предприятиям Аргентины, которым приходилось функционировать в условиях конкуренции с крупными международными корпорациями, которые пользовались экономией от масштаба производства и привлекали дешевую рабочую силу из Китая и других стран юго-восточной Азии. Это привело к росту уровня безработицы и существенно снизило уровень и качество жизни населения.
Период с 1991 по 1994 гг. характеризуется стабильностью кредитно-банковской системы: число предприятий сократилось с 214 до 206 в результате слияний и поглощений. Например, в 1992 г. Национальный Банк Развития (Banco Nacional de Desarrollo) был поглощен Банком Аргентины (Banco de la Nacion Argentina). Национальный Банк Развития занимал 3 место по привлечению депозитов в 1980 г., но впоследствии он стал терять позиции и в 1991 г. занял 23 место[10]. В 1993 г. данный банк был ликвидирован.
Государственные банки играют важную роль в кредитно-банковской системе Аргентины. Плохое функционирование большинства провинциальных банков привело к появлению большого количества займов, по которым не выплачивались проценты. Количество «проблемных займов» во многих государственных банках (33%) превышало их количество в частных (10,3%)[11].
В 1994 г. на региональные банки приходилось около одной четверти всех депозитов. Данный тип банков предназначался для финансирования дефицита. Но в связи с ухудшением налоговой ситуации большинства регионов и слабой политикой, большинство региональных банков обанкротилось.
Начиная с марта 1995г. произошло значительное сокращение вкладов. Режим гарантий по вкладам, будучи успешным в 1994г., стал недостаточным в 1995г. Поэтому Центральный Банк создал гарантийный фонд с помощью Банка Аргентины, а также создал систему передачи ценных бумаг между частными предприятиями с избытком или нехваткой ликвидности. С помощью международных кредитных организаций было создано два кредитных фонда. Их целью было упрощение процесса приватизации государственных банков провинции и выделение средств на проведение реструктуризации частных предприятий.
Информация о работе Развитие кредитно-банковской системы Аргентины