Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:14, реферат
Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.
На данные поступления из-за границы и рассчитывало правительство Аргентины до объявления дефолта. Когда финансовая ситуация в стране стала критической, МВФ заморозил кредитную линию и предложил Аргентине два варианта: девальвация песо либо долларизация экономики. Эта же учесть постигла и Россию, которая после дефолта оказалась в
стороне от международных кредитов. Но благодаря девальвации рубля,
политической стабильности и росту цен на нефть Россия самостоятельно преодолела последствия кризиса.
Рассмотрим некоторые отличия антикризисных мер Аргентины от России. Правительство Аргентины в связи с высокой инфляцией в 2001 г.
пыталось сократить зарплаты и государственные расходы. Правительство России в 1998 г. обсуждало такие меры, но так и не реализовало их. Аргентинские власти также заморозили пенсионные счета и использовали их
для сокращения внешней задолженности. В России не рассматривались подобные меры, хотя выплаты по внешнему долгу также осуществлялись за счет неплатежей по пенсиям и зарплатам работников бюджетной сферы.
Чтобы предотвратить отток капитала в Аргентине были введены ограничения по снятию средств с банковских счетов. Максимально возможная сумма снятия со счетов - 1000 долл. в месяц, что не могло не вызвать недовольства со стороны вкладчиков. Отток капитала был приостановлен лишь на время. Российское правительство решило не применять подобные меры, ограничения изъятий впоследствии были вызваны банковским кризисом.
Для погашения государственного долга аргентинское правительство пыталось осуществить обмен долговых обязательств, чтобы снизить процентные выплаты. Но данный обмен не был реализован из-за проблемы доверия. Россия также пыталась обменять ГКО на еврооблигации. Но данная попытка окончилась неудачей[23].
С 21 декабря 2001 власти Аргентины запретили проведение биржевых валютных операций. Это было связано с угрозой исчерпания официальных валютных резервов и бесполезностью поддержки обменного курса. Банк России пошел на подобный шаг, приостановив торги во втором полугодии
1998 г. на короткие сроки, оказывая воздействие на коммерческие банки для предотвращения спекулятивных атак. В Аргентине не удалось их предотвратить, поскольку функции Центробанка были переданы системе валютного управления.
Среди мер валютной политики Аргентины можно отметить введение нескольких валютных курсов. Первый, плавающий, был предназначен для неторговых операций и оплаты услуг, а второй, официальный, – для операций на мировом рынке. Официальный курс установился на уровне 1,4 песо за доллар[24].
С 1993 г. Россия отказалась от двойных обменных курсов и не возвращалась к такой политике даже во время кризиса 1998 г. Тогда валютная политика напоминала аргентинскую, но официальный курс доллара к рублю не фиксировался и был приближен к рыночному.
Что касалось выплат по долгам, то долларовые банковские кредиты были пересчитаны в песо, а долги в сумме до 100 тыс. долл. возвращались вкладчикам по старому курсу. В связи с этим потери банков составили 6-10 млрд долл. В России подобного решения принято не было, потери вкладчиков компенсировались, но без гарантии государства на полную компенсацию средств.
Таким образом, в 1998 г. в Аргентине, в отличие от России, существовала угроза возврата к перонистской модели экономики, приостановки рыночных реформ. Важно отметить, что в 2007 г. агентство Standard & Poor's пересмотрело уровень надежности банковской системы России и присвоило ей восьмую позицию, как и Аргентине. Интересно также, что Центральные банки России и Аргентины лидируют среди
мировых центральных банков в приобретении золота с 2002 года. Наша страна увеличила резервы золота за 15 месяцев до ноября 2007 года на 53,8 тонны – до 460,8 тонны, Аргентина также купила более 50 тонн золота.
Современная кредитно-банковская система состоит из следующих финансовых институтов:
Коммерческие банки Нации
Коммерческие банки Провинции
Коммерческие банки Муниципалитета
Коммерческие частные банки с национальным капиталом
Коммерческие частные банки с иностранным капиталом
Коммерческие банки-филиалы иностранных организаций
Инвестиционные государственные банки провинций
Инвестиционные местные банки с национальным капиталом
Инвестиционные местные банки с иностранным капиталом
Ипотечные государственные банки страны
Государственные банки развития страны
Государственные банки развития провинции
Государственные сберегательные кассы страны
Финансовые частные компании с национальным капиталом
Частные кредитные кассы с национальным капиталом
Данный список базируется на классификации предприятий по классам (три банковских и три небанковских сектора), по типу капитала (частные или национальные; с национальным или иностранным капиталом; учрежденные в качестве местных организаций, либо как филиалы иностранных компаний) и соответствует особенностям Закона о Финансовых предприятиях. Но в банковской системе также присутствуют организации, не указанные в
данном законе. Когда вступил в силу закон 18.061, функционировало две организации Национальный банк развития и Национальная сберегательная касса, которые не подходили ни под какой из шести классов предприятий. Принимая во внимание особенности данных предприятий, было принято решение не относить их ни к одной из категорий.
Важная категория предприятий относится к коммерческим банкам. Различают следующие виды в соответствии с типом функций и инвесторов:
1. Розничные банки, которые функционируют в соответствии со статьей 21 Закона о Финансовых предприятиях[25].
2. Оптовые банки, которые совершают те же операции, что и розничные, но могут получать депозиты от таких инвесторов, как государство и государственные предприятия, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и физические лица, которые инвестируют не менее 100 тысяч песет.
Операционная структура банковской системы (баланс)
Рассмотрим структуру баланса группы банков. Активы можно разделить на три группы:
Займы, 68,7%
Другие кредиты, 30,6%
Товары, полученные в лизинг, 0,7%
В свою очередь займы предоставляются секторам в следующей пропорции:
Займы государственному нефинансовому сектору, 14,5%
Финансовому сектору, 4,7%
Частному нефинансовому сектору, 80,8%
В фиксированный промежуток времени преобладают операции в иностранной валюте – 75%. 90% операций по текущим счетам совершаются в песо. Средства, размещенные в сберегательных кассах, распределены следующим образом: 41% в песо и 49% в долларах.
Важными показателями являются не только объем банковских операций и их доля в доходах, важны также условия, при которых реализуются данные операции (процентные ставки, комиссионные).
Политика максимальных ставок, проводимая на протяжении 30 лет, не позволяла ставкам подняться выше определенного уровня. Межбанковские договора в 30-е годы препятствовали снижению процентных ставок, которое началось в связи с развитием конкуренции. Но на процентную ставку влияет не только политика и договора. Например, в 60-е годы увеличился спрос на потребительские кредиты, при этом появились организации, которые предоставляли кредиты по ставке выше, чем банковская.
Процесс трансформации финансового сектора к концу XX века означал либерализацию процентных ставок и движения капитала, концентрацию предприятий.
Рассмотрим процентные ставки, которые применялись в 2006 г. по отношению к различным банковским операциям.
Операции с пассивами
- Депозиты в сберегательных кассах, в песо: 3,1%, в долларах: 2,55%
- Депозиты на фиксированный срок. В песо на 30 дней: 7,47%, на 90 дней: 8,25%, в долларах на 30 дней: 5,55%, на 90 дней: 5,91%.
- Максимальные процентные ставки по рекомендации Центрального Банка Аргентины для системы гарантий по депозитам. Для операций по текущим счетам: 2% (в песо и долларах); для сберегательных касс: 5% (в
песо), 4,5% (в долларах); фиксированный период в песо: 9,25% (до 59 дней) и 11% (60 и более дней), в долларах: 8,5%[26].
Операции с активами
- BAIBOR (процентная ставка, предложенная крупнейшими банками Буэнос-Айреса) в песо: 7% (1 день) и 10,88% (180 дней), в долларах: 7% (1 день) и 9,13% (180 дней).
- Займы, гарантированные BONEX, на 7 дней: 20%
- Займы крупнейшим предприятиям (primera linea) в песо: 9,54% (30 дней), в долларах: 8,73% (30 дней), 9,08% (90 дней).
- Открытие текущего счета: 30,41% (365 дней)
На международных рынках
- LIBOR (ставка, применяемая на межбанковском рынке в Лондоне): 6,82% (180 дней)
- PRIME RATE (займы крупнейшим фирмам в США): 9,50% (30 дней)
Что касается уровня цен в данный период, то потребительские цены упали на 0,9% по сравнению с 1999 г., а оптовые цены выросли на 4,1%. Данные изменения говорят об экономической стабильности Аргентины.
Основными процентными ставками в 2005 г. по информации Центрального Банка Аргентины являлись:
- операции с национальной валютой: ставки по депозитам на фиксированный срок (10,3%), межбанковские кредиты (8,5%), кредиты крупнейшим компаниям (13,4%), по текущим счетам (31%), ипотечные кредиты (14,7%), потребительские кредиты (32%).
- операции с иностранной валютой: ставки по депозитам на фиксированный срок (7,1%), межбанковские кредиты (7,6%), кредиты крупнейшим компаниям (10,1%), по текущим счетам (10,7%), ипотечные кредиты (14,1%), потребительские кредиты (23%)[27].
Что касается источников финансирования, депозиты являются важными из них, но открытие филиалов за границей и присутствие иностранных компаний в Аргентине привели к появлению новых источников финансирования. 63% от общей суммы финансирования составляют депозиты (Табл. 3). Статья «другие источники» относится к договорам с банками и международными организациями.
Табл. 3 Источники финансирования, 2005 г[28].
| Млн. песо | % |
Всего | 131.331 | 100 |
Депозиты | 82.615 | 63 |
Другие облигации | 48.716 | 37 |
Поступления из-за границы | 9.567 | 7 |
Другие | 39.149 | 30 |
Что касается структуры депозитов, то 90,8% поступают из частного сектора, 8,8% из государственного нефинансового сектора, 0,4% из других финансовых организаций. Частный сектор размещает 69% депозитов на фиксированный срок, 18% в сберегательных кассах, 9% на текущих счетах и 4% - в других организациях.
Одной из основных проблем правительства Аргентины в области банковской сферы в 2003г. являлась ликвидация ограничений на операции с банковскими вкладами, введенных в конце 2001г. Был разработан механизм, гарантирующий возврат средств со срочных, текущих и сберегательных счетов государственными банками за счет выпуска банковских и государственных облигаций – Cedro (Certificados de Depositos Reprogrаmados) и Вoden (Bonos del Estado Nacional) со сроком погашения в 2005,2007 и 2012 гг. или наличными средствами по утвержденным ЦБ[29].
«Слабым звеном» банковского сектора Аргентины остается его недостаточная платежеспособность, под которой понимается способность в любой момент выполнять взятые на себя обязательства. Одним из основных отрицательных факторов, связывающих активность банков и не позволяющих им поступательно развиваться, является высокая доля текущих активов (от 50 до 70%) в долговых обязательствах правительства и низко доходных неликвидных ГКО и ОФЗ.
По данным ЦБ Аргентины совокупные активы банковской системы за 2005г. составили 197,5 млрд. песо, что эквивалентно 67 млрд.долл. (в 2003г. – 185,9 млрд. песо). Доля пассивов – 178 млрд. песо (161,5 млрд.песо – 2003г.). Собственный капитал банков составил 22,8 млрд. песо (примерно 8 млрд.долл.). Общая сумма депозитов возросла с 75 млрд. песо (2003г.) до 93 млрд. песо (2005г.). Их доля составляет 24% от ВВП (30% – 2000г.). 46% вкладов размещаются в государственных банках, главным образом, в «Ла Насьон» и «Ла Провинсиа».
Депозиты, как правило, продолжают вноситься на короткие сроки. Доля вкладов, размещенных на срок до одного месяца, составляет 75%, что отчетливо свидетельствует о сохраняющемся недоверии вкладчиков к банковской системы страны. 55% депозитов – это корпоративные счета. Доля непогашенных кредитов коммерческим банкам в общем объеме банковских ссуд составляет 33%, а госинститутам – 46,8%.
Подъем национальной экономики, оживление деловой активности в стране, благоприятная конъюнктура на мировых рынках на основные аргентинские экспортные товары, стабилизация курса национальной валюты, низкие процентные ставки по депозитам, а также осущественная ЦБ частичная компенсация банкам за асимметричную песификацию объективно помогла банковской системе страны удержаться на плаву.
В 2005г. впервые за последние 2 года прибыль коммерческих банков составила 240 млн. песо. Однако, из 94 банков страны только 29 закончили 2005г.с положительными показателями рентабельности, а 11 кредитно-финансовых институтов Аргентины понесли даже бoльшие убытки, чем в 2004г. 90% из 4,8 млрд. песо. Отчасти это объясняется тем, что коммерческие банки на всем протяжении 2005г. проводили курс, направленный на «оптимизацию своих ресурсов», включая снижение внутренних расходов (уменьшение затрат на проведение банковских операций, сокращение персонала и закрытие ряда убыточных отделений), что в итоге позволило им вновь начать получать прибыль от осуществления традиционных банковских операций.
Информация о работе Развитие кредитно-банковской системы Аргентины