Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:14, реферат
Целью данной работы является изучение процессов развития и формирования современного облика кредитно-банковской системы Аргентины: ее институциональной структуры, роли иностранных и государственных банков, правительственных программ и мер экономической политики. Основные задачи исследования – рассмотрение методов решения проблем банковской системы Аргентины в кризисный период, определение зависимости банковского сектора Аргентины от других стран, сравнение данного сектора Аргентины с Российским банковским сектором в период реформ.
В результате финансового кризиса 31 декабря 1995г. общая сумма вкладов достигла 43,2 млрд. песо, что на 4,5% меньше, чем 20 декабря предыдущего года[12]. С 12 мая 1995г. вклады выросли на 17,7% . Во время кризиса произошло сокращение финансовых организаций, в основном это коснулось частных национальных банков. Резкое сокращение числа банков произошло в результате ликвидации 13 организаций и серии слияний и поглощений.
В 1995 г. ухудшение финансовой и налоговой ситуации в регионах привело к приватизации региональных банков. Например, шесть региональных банков Corrientes, Chaco, La Rioja, Entre Rios, Misiones и Formosa были проданы частному сектору. Данный процесс приватизации был проведен благодаря помощи Фонда Приватизации Банков, созданным Мировым Банком (500 млн. песо) и правительством Аргентины (700 млн. песо). Среди банков, чьи лицензии были отозваны в 1995г. числились два банка, которые входили в число 50 наиболее значимых:
Banco Integrado Departamental Coop. Ltdo. (BID) занимал 27 место в рейтинге организаций и владел 0,77% банковских вкладов
Banco Feigin S.A. с 0,48% всех вкладов банковской системы занимал 40 место[13]
В обоих случаях были зафиксированы проблемы, связанные с коррупцией. Данные банки пользовались финансовой помощью Центрального Банка, что впоследствии привело к миллионному ущербу для государства.
За последние три месяца 1996г. ВВП страны вырос на 9,2% по сравнению с тем же периодом 1995г. В течение 1996 г. происходило восстановление финансовой системы после тяжелого кризиса 1995 г., о чем свидетельствует увеличение депозитов на 23,9%. В 1997 г. различные сектора экономики начали динамично развиваться. За последние три месяца сектор производства товаров вырос на 9,7%, а сектор услуг – на 6,6%.
В период с 1996 по 1998 гг. был продолжен процесс концентрации банковской системы. В 1996 г. были приватизированы банки провинций Формоса, Мисионес, Сальта, Рио Негро, Тукуман и Сан Луис. В 1997 г. иностранные финансовые компании приобрели долю в четырех частных национальных банках: Liniers Sudamericano S.A., Rio de la Plata S.A., Roberts S.A. и Credito de Cuyo[14]. В 1998 г. 100% уставного капитала банка Buen Ayre S.A. было приобретено бразильским банком Itau S.A.
В 1998 г. после дефолта в России, проблем, связанных с налогами в Бразилии, и снижения мировых цен на экспортируемые товары, в экономике Аргентины произошло снижение темпов роста. Возникшие в связи с этим финансовые неурядицы были сглажены благодаря финансовой помощи таких международных организаций, как Международный Валютный Фонд, Мировой Банк и Межамериканский Банк Развития.
Вследствие политики открытости экономики, каждый мировой кризис наносил свой отпечаток на экономику Аргентины. Так, в конце 1997 г. дальнейшее развитие экономики страны было связано с «азиатским кризисом», возникшим в июле в Таиланде, продолжившимся в Гон-Конге и на мировых биржах[15]. Уязвимость экономики Аргентины доказала несостоятельность применяемой экономической модели. Кризис негативно сказался на рынках капитала, упали котировки ценных бумаг, ссуды и депозиты продолжали расти, резко возросли процентные ставки. Неуверенность на финансовых рынках, не отразилась на реальной экономике: производство и инвестиции росли.
Последствия азиатского кризиса продолжали сказываться на экономике Аргентины в 1998 г. За первое полугодие 1998 г. темпы роста превышали 7%, что отражало способность быстро восстанавливаться после мировых финансовых кризисов. Во второй половине 1998 г. после дефолта в России, неуверенность в экономической стабильности распространилась по всей Аргентине[16]. Недоверие проявилось среди мировых финансовых инвесторов, которые после дефолта стали удаляться от развивающихся стран, не принимая во внимание особенности каждой из них.
Что касается институциональной структуры, то за 90-е годы количество финансовых организаций сократилось на 47%. К концу 1999 г. банковский сектор состоял из 117 организаций. Было закрыто 19 банков, 15 из них по собственному желанию. В 2000 г. их число сократилось еще на 3, составив 113 финансовых организаций. В данном году произошло 5 поглощений, были отозваны лицензии у 5 банков, которые не входили в рейтинг первых 50[17].
В период с 1999 по 2000 гг. сумма депозитов продолжала расти, что отражало высокую степень доверия к финансовой системе. Но темпы экономического роста замедлялись, наблюдались резкие колебания процентной ставки. Общая сумма депозитов в декабре 1999 г. достигла 78,7 млрд. песо, что на 2,8% больше депозитов предыдущего года. А в 2000 г. сумма вкладов выросла еще на 6,7%, при этом вкладчики предпочитали в большей степени осуществлять вклады в долларах, нежели чем в песо. Это объяснялось ожиданиями изменения курса песо по отношению к доллару. Отрицательная динамика депозитов в конце 2000 г. продолжилась, что в 2001 г. привело к спаду банковской системы.
Что касается концентрации, то на первые пять финансовых организаций, которые предоставляли 47% от общей суммы кредитов, приходилось 50% всех депозитов. А на 10 первых предприятий – 71% вкладов при 70% кредитов[18]. Самыми крупными организациями являлись Банк Нации Аргентины и Банк Провинции Буэнос-Айреса.
В данный период существовало около 5000 филиалов, что составляло 42 филиала на одно предприятия. Тогда как в 1977 г. на одну организацию приходилось 6 филиалов. Половина филиалов расположена в Буэнос-Айресе и его пригороде, где население составляет 48%, а депозиты 78% от общей суммы. Что касается присутствия аргентинских организаций за границей, то 24 филиала находятся в 10 странах и 16 представительств в 8 странах.
В 2001 г. девальвация национальной валюты превышала 70%. Система возмещения депозитов банковским вкладчикам могла окончательно подорвать банковскую систему Аргентины. В этом году страной был объявлен дефолт в 141 млрд. долл. Фиксированный курс аргентинского песо по отношению к доллару был отменен, что негативно сказалось на финансовой системе страны. В связи с массовым изъятием депозитов, было принято решение ввести ограничения на снятие денег со счетов, что спасло банки от разорения. Активы банков обесценились, т.к. долларовые кредиты были пересчитаны в песо по курсу 1 долл.=1,4 песо, а государство отказалось платить по долгам, притом, что основную часть инвестиционного портфеля банков Аргентины составляли государственные облигации. ВВП сократился на 15%, а уровень безработицы увеличился до 24%[19].
До начала кризиса средства на депозитных счетах составляли, примерно, 30 млрд. долл., из них около 90% – в долларах. В декабре все валютные активы были пересчитаны в песо по тому же курсу 1:1.4, однако даже в нынешних условиях изъятие их со счетов неминуемо приводит к краху банковской системы. Ограничения на выдачу наличных с банковских счетов, введенные в декабре 2001 года, вызвали волну массовых беспорядков.
Долларовые депозиты, в декабре 2001 года переведенные в песо, предполагалось пересчитать снова в доллары и конвертировать в десятилетние облигации, которые должны были обращаться на вторичном рынке. Для инвалидов, сирот, лиц старше 75 лет и тех, кто держал на счету менее 10 тыс. песо ($7.2 тыс. по курсу 1:1.4), предусматривались трехлетние ценные бумаги, а небольшая доля депозитов, которые изначально деноминировались в аргентинской валюте, подлежала конвертации в пятилетние бумаги с плавающей процентной ставкой на 2% выше индекса инфляции. Депозиты могли конвертироваться не только в облигации, но и в сертификаты, предназначаемые для приобретения акций или долговых ценных бумаг аргентинских компаний. Ставка по облигациям была предложена несколько иной, чем в первоначальном варианте (вместо LIBOR + 1% указывался LIBOR-шестимесячный), проценты выплачивались не раз в три месяца, а раз в полгода.
В апреле-мае 2002 года Министерство экономики Аргентины разработало план обмена банковских депозитов на государственные облигации сроком от трех до десяти лет[20]. За это время правительство рассчитывало постепенно рассчитаться со всеми вкладчиками и, при этом, спасти банки от краха. Однако согласно этому плану обеспечение облигаций в случае дефолта по ним государства перекладывалось на банки, которые отвергли эту инициативу. В итоге решение проблемы депозитов было снова отложено.
Особенность аргентинской банковской системы заключается в том, что большинство крупных банков страны контролируются иностранными финансовыми институтами, для которых данный рынок не имеет приоритетного значения. В то же время, по местным законам, если собственник компании откажется покрывать данные ею обязательства, компания должна быть ликвидирована.
В начале 2002 года большинство иностранных банков, имевших подчиненные структуры в Аргентине, выделили средства, необходимые для поддержания их на плаву на какое-то время, однако одновременно они, фактически, списали все свои аргентинские инвестиции. Желание иностранных банков сохранять свое присутствие в Аргентине стало стремительно падать. Некоторые иностранные компании ушли с аргентинского рынка.
Так, например, канадский Scotiabank, отказался выделить $300 млн., необходимые для обеспечения его дальнейшего функционирования, так что центральному банку Аргентины пришлось приостановить его операции сначала на 30, а затем и на 60 дней, взяв банк под свой контроль. Банку Scotiabank принадлежал занимавший 11-тое место в стране по объему активов Scotiabank Quilmes.
В конце мая французский банк Credit Agricole, которому принадлежат в стране сразу три финансовых института – региональные банки Banco Bisel, Banco Suquia и Banco Entre Rios с совокупными активами около 4 млрд. песо ($1.2 млрд.) объявил о списании всех своих инвестиций в Аргентине на общую сумму в $300 млн., а потом отказался от перечисления порядка $61.5 млн., необходимых для спасения трех своих банков от банкротства[21]. Все три банка оперативно перешли под контроль крупнейшего государственного института Banco Nacion.
По оценкам аналитиков, стоимость восстановления банковской системы Аргентины составляла порядка $70-80 млрд. Первой реакцией МВФ на начало кризиса в Аргентине в декабре 2001 года оказалась заморозка кредитной линии в $22 млрд., которая уже была открыта для страны несколькими месяцами ранее. Еще в начале 2002 года МВФ выдвинул перед Аргентиной два условия разблокирования кредитной линии. Первое – внесение в закон о банкротстве изменений, значительно расширяющих права кредиторов, в том числе иностранных. Выполнение этого требования снимало все барьеры для перехода большинства местных компаний в собственность их кредиторов, а также ставило граждан страны перед невеселой перспективой продажи собственного имущества для покрытия долгов.
Второе условие касалось отмены так называемого закона об экономических преступлениях, принятого еще в 1974 году с целью пресечения финансирования банками оппозиционных партий. Его в последнее время использовали в целях борьбы с незаконным вывозом капитала. Согласно этому правовому акту, за содействие несанкционированному переводу средств за пределы страны банкирам грозили арест и тюремные сроки.
К середине мая парламент Аргентины внес необходимые изменения в законодательство, однако к тому времени у МВФ появилось третье условие, касающееся сокращения расходов в провинциях. В связи с этим, в начале июня большинство провинций заявили о сокращении своих расходов. Но МВФ не принял решения о возобновлении финансирования в связи с тем, что, отменив закон об экономических преступлениях от 1974 года, аргентинские парламентарии одновременно проголосовали за утверждение нормативного акта аналогичного содержания, касающегося контроля финансовых потоков банков.
В июне МВФ выдвинуло новое условие "разморозки" аргентинской кредитной линии: снятие ограничений на выдачу наличных с банковских счетов. По действовавшим в Аргентине лимитам граждане не могли снимать со своих счетов сумму, превышающую эквивалент 500 долларов США в месяц. Однако даже в таких условиях аргентинские банки потеряли с начала года около 10% вкладов населения, так как многим вкладчиком удалось вернуть их через суд.
Отказ от режима валютного управления и девальвация национальной валюты крайне благоприятно подействовали на аргентинскую экономику. Начали расти экспорт и спрос на отечественную продукцию. Весной 2003 г. властям наконец удалось заключить с МВФ промежуточное соглашение о резервном кредите. Началось размораживание счетов граждан в банках, восстановился экономический рост (его прогноз был скорректирован с 1% до 4%), существенно замедлилась инфляция (с 35% до 8% в годовом исчислении).
Аргентина и Россия – похожие в экономическом плане страны. Особенно интересно рассмотреть период реформ 1998-2001 гг., выделить сходства и различия применения реформ в данных странах. В связи со слабостью системы государственных финансов и недостаточным финансированием государственного бюджета, произошло увеличение внешнего долга. В 2001 г. он составил 2,8% ВВП, или 142 млрд. долл., что приблизительно равно государственному долгу России. Но нужно учесть, что население Аргентины - 36 млн чел. и на одного человека приходится 4 тыс. долл. внешнего долга, тогда как в России этот показатель ниже в 4 раза.
Что касается отличий экономики Аргентины от экономики России, то Аргентина в большей степени интегрирована в мировую экономическую и финансовую систему. ВВП на душу населения в данной стране почти в 4 раза выше, чем в России. Отношение внешнего задолженности к ВВП как для Аргентины, так и для России составляло около 50% ВВП. Но на долговые кризисы помимо данного показателя также влияет неспособность государства обслуживать свои долги в краткосрочной перспективе. Это и послужило основной причиной дефолта России в 1998 г. и Аргентины в конце 2001 г[22].
Процессы либерализации финансовой системы Аргентины и привязки песо к доллару имели двоякие последствия. С одной стороны, благодаря более активному присутствию иностранных банков, чем в России, аргентинская банковская система оказалась в меньшей степени
подверженной шокам международной ликвидности. Важную роль сыграли меры в области банковского регулирования. Благодаря реформам кредитно-банковской системы, для частного сектора открылся доступ к кредитам как в
национальной валюте, так и в долларах (80% частных заимствований).
С другой стороны, в процессе девальвации песо увеличение долларовой задолженности могло привести к банкротству большинства
предприятий. Поэтому решение о смене курсового режима было отложено на потом. Как и в России, из-за переоценки национальной валюты создавалась иллюзию быстрого экономического роста в стране.
Вследствие высокой степени включенности в мировую экономику на Аргентине негативно сказались такие мировые финансовые кризисы, как Азиатский, кризис в Бразилии и России. Ситуация в стране усугублялась ограничительными мерами в денежно-кредитной политике по рекомендациям МВФ. В итоге в 2001 г. ВВП сократился на 6%, а безработица достигла 20%.
На экономическую ситуацию Аргентины негативно повлияли как внутренние политические, так и внешние факторы. Среди них – меняющаяся позиция США по отношению к испытывающим финансовые трудности странам. МВФ также не поддержал страну, настаивая на дальнейшем ужесточении денежно-кредитной политики притом, что привязка песо к доллару не имела никакой перспективы. Данная политика не позволяла улучшить экономическое и финансовое состояние в стране и требовала финансовых поступлений извне.
Информация о работе Развитие кредитно-банковской системы Аргентины