Банковское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Термин «система» в буквальном переводе с греческого означает «целое, составленное из частей». В современной науке устоялось определение системы как совокупности элементов ( институциональная составляющая), находящихся в отношениях и связях друг с другом (функциональная составляющая), которая образует определенную целостность, единство. Как видно, система – довольно широкое понятие, которое может быть применено к различным уровням одного явления. Так, если говорить об экономической системе государства, то ее элементом и одновременно относительно самостоятельной системой будет система кредитно-финансовая; в свою очередь, ее элементом и в то же время самостоятельной системой будет система банковская, которая также состоит из определенных элементов, и т.д.

Файлы: 1 файл

Шпоры по банковскому праву.doc

— 550.00 Кб (Скачать)

 Совет директоров ЦБ - это коллегиальный исполнительный орган.

 В Совет  директоров входят Председатель Банка  России и 12 членов Совета директоров.

 Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

 Члены Совета директоров назначаются Государственной  Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

 Члены Совета директоров освобождаются от должности:

 по  истечении указанного в настоящей  статье срока полномочий - Председателем  Банка России;

 до  истечения указанного в настоящей  статье срока полномочий - Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России.

 Председательствует  на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его  отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

 Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего.

 Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

 Совет директоров выполняет следующие функции:

 1)разрабатывает  проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики и основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики

 2) утверждает  годовую финансовую отчетность  Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России

 3) утверждает  отчет о деятельности Банка  России, готовит анализ состояния  экономики Российской Федерации

 6) утверждает  смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным  банковским советом общих объемов  расходов Банка России

 9) принимает  решения:

 о создании, реорганизации и ликвидации организаций  Банка России;

 об  установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

 о величине резервных требований;

 об  изменении процентных ставок Банка  России;

 о применении прямых количественных ограничений;

 о выпуске  банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

 10) вносит  в Государственную Думу предложения  об изменении величины уставного  капитала Банка России;

 18) выполняет  иные функции, отнесенные настоящим  Федеральным законом к ведению  Совета директоров.

 Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами  Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации, депутатами органов  местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации.

 Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности  в общественно-политических и религиозных  организациях.

 С момента  назначения на должность, член Совета в теч. 1 мес. должен сложить с себя полномочия и только потом он м.  приступать к исполнению обязанностей члена Совета директоров.

 Все служащие ЦБ не имеют права работать по совместительству и на основании  дог-ра подряда. Искл.: преподовательская, научно-исследовательская, творческая деятельность.

 Запрещено занимать какие-либо должности в  кредитных и иных организациях. В  случае приобретения акций и пр. ценных бумаг, служащие ЦБ обязаны в 10-дневный срок уведомить об этом Совет директоров. 

 4.Источники  БП. Регулир-е банк.деят-ти осущ-ся в завис-ти от юр.силы н-п-а.:Констит-я?ФЗ?Акты S РФ. Особенности БП: *высокая степень динамики прав.регулир.;*противоречивость актов,регул-х банк.деят.(напр,ГК РФ ФЗ «о банках и банковской деят-ти» *нормы,регул-е банк.деят. испытывают большое влияние со стороны публ.прав.норм.,оно приводит к отказу от применения частно-прав-х норм(напр.,ФЗ №115-фз « О противод-вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансир-нию терроризма» говорит о том, что банки обязаны контролир-ть использ-е ден.средств клиентов, но в ГК есть норма:банк не вправе контролир-ть ден.ср-ва клиентов.) *многоуровневый хар-р прав-го регул-я (около 80% приходятся на долю ЦБ РФ.)

 Акты,регулир-е  БП.

 1.Конст-я  РФ (выдел-ся:*нормы,к-е непосредственно регул-т банк.деят-ть,их закреп-е не требует воспроизведения в др. н-п-а.Ст.75,109 ГК;* нормы-принципы(непосред-но не регулир-т,но устан-т общие полож-я,к-м д. соответ-ть все н-п-а).

 2.ФЗ  РФ,регул. Банк.деят.:*специальные  законы(особенность:один из участников правоотнош-й явл.кредит.организ-я) и *общие законы (напр.,ГК ч.1,ФЗ «О валют.регул. и валют.контроле,ФЗ «об АО» и др.).

 3.Акты  ЦБ РФ носят общеобязат-й хар-р,подлежат  обязат.опублик.в вестнике банка  россии и вступ.в силу с мом.  Офиц.опублик.,если иной порядок не устан-н советом директоров.,устан,что б.д. осущ.на фед.уровне.,А акты,затраг-е права и свободы граждан имеют межведомств-й хар-р и подлежат регистрации в Минюсте. Нормативные акты ЦБ РФ делятся на следующие 1руппы по разным критериям:а) но форме: инструкции ( их около 60), письма (каждый год порядка 50—60), телеграммы (каждый год от 300 до 600);б) по срокам: постоянные, временные ( на год);в) по содержанию: нормативные, интерпретационные и акты применения;

 4. актов  Госбанка СССР.

 5.междунар.прав.акты междунар.обычай.-Основными межд.актами в сфере банк. права в наст.вр.явл.три группы актов:1ГР.:правила совершения отд-х видов банк-х операций (Унифицированные правила по инкассо, Унифицир-е правила и обычаи для документарных аккредитивов, типовые законы и руководства о межд-х кредитовых переводах, и т.д.). Особенностью этих актов является то, что их действие распространяется на всех участников тех или иных операций автоматически, без спец-х ссылок; если стороны хотят,чтобы этого не происходило, они могут в дог-ре оговорить, что, например, к данному аккредитиву не применяются Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.2гр. норм образуют дву-или многосторонние конвенции, к-е дей-т на терр-ии подписавших их стран. Среди таких конвенций следует назвать прежде всего Женевскую конвенцию о переводном и простом векселях. Конвенцию о чеках; и конвенции об оказании правовой помощи, к-е могут использ-ся для получения банк-й инф-и, обращения взыскания на ден-е ср-ва, нах-ся на банк- счетах, и т.п.Отдельно отстоят межд.е банковские стандарты, разрабат-е Межд-й орган-й по стандартизации (150), в к-ю на правах комитет-членов входят аналогичные национ-е организации. Эти стандарты готовят технические комитеты, и они представляют собой совок-ть технич-х треб-й по оформл-ю банк-х док-в, соблюд-е к-х имеет правовое значение, поскольку они использ-ся в межд-й банк-й практике. В наст. Вр.такие стандарты дейст-т по поводу подписей офици-ых лиц, уполном-х подписывать банк-е док-ты, платежных поручений, перевода денег по банк-м чекам, организации ко¬дирования, идентификационных карточек разных типов и видов .*межд.прав.обычаи-если о межд.пр.обычае упомин-ся в нац.законад-ве,но сам обычай не стал нормой акта,он м.прим-ся и в нац-м праве (напр,банк д. дей-ть добросовестно и проявлять разумную заботу о клиенте).Банк самост-но опред-т «трассу платежа». ВАС РФ устан-л:банк счит-ся исполнившим свою обяз-ть по перечисл-ю денег только в мом. Зачисл-я денег на корресп-й счет банка получателя,а не мом.списания денег со счета клиента или с корр.счета банка. 6.Локальные акты кредит.орг-ций: *устав(подлежит рег-ии в ЦБ),*акты,осущ-е регулир-е отнош-й м/д банком и его клиентами(правила кредитования),*акты,регул.отнош-я м/д банком и его подразделениями,орг-ми,упраквл. И работниками (положение о филиале и др.),* Лицензия на совершение банк.операций-акт носит индивид-й хар-р и создается ЦБ(Они опред-т общую компетенцию банка. Вновь созданной кред. Орг.м.б.выданы след. виды лицй:1) лиц.на осуще бан.опер.срми в рублях (без права привлечя во вклады средств ф. лиц);2) лиц.на осущ-е бан-операций со ср-ми в рублях и иностр-й валюте (без права привлече-я во вклады средств ф.л.);3) лиц.на привлеч-е во вклады и размещение драг. мет. Возможность выдачи такой лицензии рассм-я БРоссии одновр-о с док-ми на предост-е валютной лиц.. Разрешение на право соверше¬ния сделок с драг.мет. выдается ЦБ  по согласованию с Минифином РФ.Кред.орг.может расширить круг выполн-х опе¬раций путем получения след-х видов бан-х лиц-й (банк д.прораб-ть не менее 2х лет,не д.иметь задолжен-ть перед бюджетом всех уровней,д. соблюд. Треб-я эконом.нормативов и резервн.треб-я,д.войти в систему страх.вкладов:4) лиц-и на привлеч-е во вклады средств ф.л. в рублях, к-я м.б. выдана но истечении 2лет с даты гос-й рег-и кред-й орг-и;5) лицензии на привлечение во вклады ср-в ф-х лиц в рублях и ин-й валюте6) генеральной лицензии, к-ая м.б.выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банк-х операций со ср-ми в руб.- и ин.валюте. Банк, имеющий генер. Лиц., имеет право кроме того в устан-м порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать доли в уставном капитале кред-х орг-й-нерезидентов. 

 5.Особенности  правового регулирования  отношений по созданию  банка. Банк-это кредитная организация. Основными этапами создания кредитной организации считаются: предварительный этап;подписание учредительного дог-ра; гос-я рег-я;получение лицензии на осуществление банковской деят-ти. Предвар-й этап предназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной орг-и и подписания инициаторами ее создания учредительного дог-ра. При создании банка создается инициативная группа ,к-я согласовывает фирменное наименование будущего банка с ЦБ.Банк России в течение пяти рабочих дней после получения запроса направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменное сообщение, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований кредитной организации.*Отказ возможен, если: *уже такое наименование есть,*название оскорбляет нормы нравственности и морали,*наименование уже закреплено за кредит. орг-ий(т.е.зарезервировано на срок 12 мес),*Фирм.наимен.-на русском языке,оно м.бсокращено, м.б. наимен-е на иностр.языке и на языках народов России.Для учредителей банка предъявляются след-е требования: 1.они не имеют право выходить из состава уч-в в течении 3-х лет с момента создания банка.2.Если учр-ль юр.л.,то оно д.действ-ть не менее 3-х лет(до мом.созд.банка),иметь устойчивое финн. Положение и достаточное кол-во ден.ср-в для оплаты уставного капитала.Это юр.л.не д.иметь задолженность перед бюджетами всех уровней в течении 3 лет. 3*.У физ.л. д.б. достаточно ден.ср-в для оплаты устав.капит. в теч. 3 лет.*Формирование уставного капитала-мин размер-5 млн евро.устав.капит. оплач-ся ден.ср-ми как в рублях,так и в иностр.валюте.Неденежная часть устав.капит. не м.превышать 20 ℅ устав.кап.ЦБ д.опред. какие объекты,вещи м .б.вкладом в уст.кап.На сегод.день такого перечня нет. М.входить здания,помещения, в к-х б.нах-ся банк или его подразделение,кроме объектов незавершенного строительства.Ценные бумаги не могут вносится в уст.кап.,и не допуск-ся оплата уст.кап.заемных ден.ср-в.,также недоп-ся оплата уст.кап.за счет ср-в фед.бюджета и ср-в гос.и внебюдж-х фондов.(приобретение более 20℅ доли(акций)банка требуют предварит-го одобрения со стороны ЦБ.Приобрет-е  более 1 %-требуют уведомления ЦБ в теч.30 дн. С мом.приобрет-я.*Порядок создания банка-помимо гос.рег.,банк проходит регистрацию в ЦБ(сущ-т книга о рег-ии банка и ему присваивается порядковый  №).Рег-я проходит  в неск-ко этапов:-учредители представляют пакет док-в в терр-е учрежд-е ЦБ,к-е выдает положит-е(отриц.закл)При отриц-м закл-док-ты возвращ-ся заявителю.При полож -док-ты направл-ся в Департамент лицензирования деят-ти и финансового оздоровления кредитных орг-й ЦБ РФ и там изучается еще раз.ЦБ принимает реш-е,если оно положит-е,то док-ты напрвл-ся в ИФНС по месту нахожд-я .- после гос.рег.(Сообщение о гос.рег. кред.орга. публикуется в "Вестнике Банка России";) департамент и ЦБ вносит запись об этом в Книгу рег.банка.- ЦБ напрвляет все учред.док-ты в терр.учрежд.ЦБ,а потом уже самому банку.-получив док-ты о рег-ии,учред-ли в теч. 30 дн. Д.оплатить 100% устав.капит.Затем выдается лицензия, банк открывает корресп.счет в РКЦ.После этого банк может работать!*Перечень док-в:-все сведения об учред-х, -наличие бизнес-плана, -док-ты на кандидатов ,претенд-х на должность руковод-й(единолич.исполн.орг.,его замы;глав бух и его  замы; руковод.филиалов, гл.бух. филиалов; коллег-й исполн.орг.)ЦБ предъявляет к ним квалификац-е треб-я:1)наличие высш. эконом. или юр.образ-я,2) не менее 1 года опыта работы в должн.руковод-ля отдела(иного подразделения )банка,непосред-но связ-го с соверш-м банк.операц.(Наличие высш.образ-я могут заменить свыше 2 лет работы).3)отсут-е в теч.последнего года фактов привлеч-я к админ.ответ. за правонаруш-я в сфере торговли и финансов,4)отсут-е в теч.2 лет фактов расторжения труд.дог-ра по инициативе администрации по основ.предусм.п.7 ст.81 ТК(утрата доверия).5)отсут-е фактов в теч. 3 лет предъявления к кандидату о его замене в кач-ве руков-ля кредит.орг-ии требования от ЦБ.6)отсут-е несоответ-я деловой репутации указ.кандидата требованиям ,устан-м ФЗ и актами ЦБ.(дел.реп-оценка професс-х и иных кач-в лица ,позвол-х ему занимать соответ.долж-ть в органах управл-я кредит.орг-ий.) 

 6. Особенности правового  регулирования при  формировании уставного  капитала банка

 Устав. капит.(у.к.) оплачивается ден. сред. как в руб., так и в ин. валюте. Мин. размер – 5 млн. евро. Неденежная часть у.к. не м. превышать 20 % у.к. ЦБ д. определить какие объекты, вещи м.б. вкладом в у.к. На сегодняшний день такого перечня нет. Сюда м. входить здания, помещения, в кот-х будет находиться банк или его подразделения (инструкция № 109), кроме объектов незавершенного строительства. В целях оценки средств, вносимых в оплату у.к. кредит. организ.(к.о.), ЦБ вправе установить порядок и критерии оценки фин-го положения ее учредит. В случае внесения в качестве вклада в у.к. к.о. им-ва в неденеж. форме д.б. представлены док-ты, подтвержд. право ее учредителей на его внесение в у.к. к.о. Ценные бумаги вноситься в у.к. не могут (запрет с 1992 г.). Не допускается оплата у.к. за счет заемных ден. средств; средств фед-го бюджета и средств фед-х внебюджет. фондов. Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные ден. средства и иные объекты соб-ти, наход. в ведении органов гос-ой власти субъектов РФ и ОМСУ, м.б. использ. для формир-я у.к. к.о. на основании законодат-го акта субъекта РФ или решения ОМСУ, в порядке, предусмот. фед-ми законами.

 Приобретение  или получение в доверит. управление  в результате одной или неск-х  сделок одним ЮЛ или ФЛ либо гр. лиц, связ-х м/у собой соглашением, либо гр. юрид. лиц, явл-ся дочерними или зависимыми по отношению др. к др., свыше 1 % акций (долей) к.о. требует уведомления ЦБ, более 20 %- предварит-го согласия ЦБ. ЦБ не позднее 30 дней с мом. получ. ходат-ва сообщает заявителю в пис-ой форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ д.б. мотивирован. В случае, если ЦБ не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций к.о. считается разрешенным. Порядок получения согласия ЦБ на приобрет-е более 20 % акций к.о. и порядок уведомления ЦБ о приобретении свыше 1 % акций устанав-ся фед-ми зак-ми и принимаемыми в соответствии с ними норматив. актами ЦБ.

 ЦБ  имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 % акций к.о. при установ-и неудовлетворит. фин-го полож. приобретателей акций, нарушении антимонопольных правил, а т/ж в случаях, когда в отнош. лица, приобрет-го акции к.о., имеются вступившие в силу судеб. решения, установ. факты соверш. указ. лицом неправомер. действий при банкротстве, преднамер. или фиктив. банк-ва, и в др. случаях, предусмот. фед-ми зак-ми.

 ЦБ  отказывает в даче согласия на приобретение более 20 % акций к.о., если ранее судом  была установ. вина лица, приобрет-го акции  к.о., в причинении убытков к-л  к.о. при исполнении им обяз-й члена  совета директоров к.о., единолич. исполнит. органа, его заместителя или члена коллег. исполнит. органа.

Информация о работе Банковское право