Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:54, контрольная работа
1. Доказать возможность/ невозможность существования банковского права как отрасли права.
2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных государствах (на примере США, Японии, Австрии).
3. Юридическим лицом, какого вида является Центральный банк Российской Федерации?
4. Система обязательных нормативов расчетных небанковских кредитных организаций (на основе анализа ст.ст. 62-72 Закона "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Инструкций Банка России от 16.01.2004 №110-И и от 26.04.2006 №129-И).
5. Понятие кредитной истории. Содержание кредитной истории юридического лица. Порядок направления запросов и получение информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории –юридическим лицом посредством обращения в кредитную организацию
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Западно-Уральский институт экономики и права
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
Предмет: Банковское право.
Выполнила: студентка 4 курса
(4 года обучения)
Проверила: ст. преподаватель
Ильянова Юлия Александровна
Пермь 2012
Содержание.
Вопрос № 1.
Доказать возможность/
невозможность существования
Считаю, что Банковское право является отраслью права, и оно выделяется как отрасль в системе российского права.
Отвечая на этот вопрос, я рассмотрела несколько мнений различных авторов, которые имеют различные мнения по поводу того, является Банковское право самостоятельной отраслью права или нет.
Автор книги «Банковское право»1 Братко А.Г. считает, что Банковское право – это отрасль российского права, которая состоит из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обращение, правовой статус и банковские операции кредитных организаций. Он считает, что Банковское право – это самостоятельная отрасль права.
В юридической литературе высказываются различные мнения о Банковском праве, как отрасли права. Обосновывая суждения о том, что Банковское право – самостоятельная отрасль законодательства – Тосунян Г.А.2
Банковское право имеет свой предмет и свой метод правового регулирования – критерии, по которым одна отрасль права отличается от другой. Предмет – это отношения внутри банковской системы по поводу денежного обращения, организации и функционирования кредитных организаций, совершения банковских операций и сделок. Одним из субъектов этих отношений всегда является Банк России.
В Банковском праве применяется императивный метод правового регулирования. Это метод власти и подчинения. Все нормы Банковского права являются императивными. В отличие от Гражданского права, которое построено на принципах равенства сторон и диспозитивности, в Банковском праве стороны неравны.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о том, является ли Банковское право самостоятельной отраслью права. Как полагают некоторые авторы, Банковское право – комплексная отрасль права, т.е. отрасль права, которая включает нормы различных отраслей права. Понятие «комплексная отрасль права» в применении к Банковскому праву на практике приводит к тому, что между банковским и гражданским правом теряется четкое различие. Тем самым снижается значение Гражданского права, как частного права.
Правоотношения внутри банковской системы имеют вертикальный характер, хотя их основа – горизонтальные гражданско-правовые правоотношения.
В теории права многими авторами
было поддержано мнение о том,
что признаком отрасли является
неприменимость к ней тех норм, которые
находятся за ее пределами. Если же
эти нормы присоединены к чужой отрасли,
то нарушается порядок права регулирования
тех отношений, которые составляют
ее предмет. Отрасль права имеет свои собственные
режим и механизм регулирования общественных
отношений. Специфику данного режима
в конкретной отрасли и образуют предмет
и метод правового регулирования.
Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций.
Под "банковским правом" понимается:
Банковское право регулирует, во-первых, банковскую систему, возглавляемую Банком России, и, во-вторых, банковскую деятельность. Соответственно, предметом правового регулирования для банковского права являются банковская система, банковская деятельность и банковские отношения.
БАНКОВСКОЕ ПРАВО - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.
Банковское право является самостоятельной отраслью права и имеет свой предмет, которым являются банковские правоотношения - это урегулированное нормами банковского и иного законодательства общественное отношение, которое представляет собой комплексную (сложную и смешанную) форму социального взаимодействия, участники которого, обладая взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления банковской деятельности, общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государств.
Вопрос № 2.
Юридическим лицом, какого вида является Центральный банк Российской Федерации?
Центральный банк России - не только организация, выпускающая рубли и регулирующая банковскую систему. Одновременно она и составная часть государства, которая в той или иной степени должна быть ему подконтрольна. Вопрос лишь в степени такой подконтрольности. С одной стороны, относительная независимость Центрального банка от государства позволяет банку не отвечать по долгам государства перед внутренними и иностранными кредиторами.
Общие принципы участия
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О центральном
банке РФ»3 Банк России является юридическим
лицом.
Для того чтобы обеспечить эффективное управление государственным имуществом, такая модель представляется оптимальной и с точки зрения построения управленческой вертикали, и с точки зрения поддержания сохранности имущества. В рамках этой логики находится и возложение на государство ответственности по долгам государственных учреждений, как зависимых от указаний государства юридических лиц. Поскольку последние обязаны следовать воле государства, оно несет за них ответственность. Данное обстоятельство также весьма полезно для защиты интересов частных лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с государством.
В этом смысле положение Центрального банка РФ выглядит весьма странно. С одной стороны, Центральный банк, вне всякого сомнения, является органом государственной власти (а все такие органы, признанные юридическими лицами, являются бюджетными учреждениями), его имущество является государственной собственностью. С другой стороны, Центральный банк не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам Центробанка. Получается, что даже за прочность своей валюты государство не отвечает. Формально за все "обвалы" рубля отвечает сам Центробанк.
Центральные банки во всех странах с рыночной экономикой играют роль эмиссионных центров, независимость которых от правительств - залог стабильности национальной валюты. Именно в этом состоит смысл особого статуса Центрального банка, который, с точки зрения западной доктрины, исключает и его ответственность по обязательствам Правительства (в нашем случае - государства). Это отчетливо понимают многие западные юристы и суды.
Что касается допустимости существования особого вида юридического лица - Центрального банка России, то оно не противоречит Гражданскому кодексу. Ведь если Центральный банк РФ - некоммерческая организация, то по Гражданскому кодексу РФ перечень видов таких организаций оставлен открытым. На основании федерального закона могут быть введены новые виды некоммерческих организаций, чем наш законодатель пользовался неоднократно (например: недавно появившиеся государственные корпорации). И таким законом может быть Закон о Центральном банке РФ (Банке России). Усиление же контроля за эффективностью использования Центробанком государственного имущества может быть достигнуто и в рамках признания его некоммерческой организацией особого вида.
Таким образом, в нынешних условиях у законодателя есть свобода маневра: можно признать Центральный банк РФ государственным учреждением и встроить его в систему органов государственной власти, а можно и назвать его некоммерческой организацией особого рода. Главную роль здесь будут играть практические соображения, которые, прежде всего и нужно оценивать.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Вопрос 3.
Правовое положение национальных (центральных) банков в различных государствах (на примере США, Японии, Австрии).
Банк Японии
Центральный эмиссионный банк Японии учрежден в 1882. Он обладает монопольным правом выпуска банкнот, является банкиром правительства, осуществляет кассовое исполнение бюджета и управление государственным долгом. С декабря 1931 года прекращен размен банкнот Банка Японии на золото. Согласно закону 1942 года устанавливается лимит их выпуска, излишек облагается налогом. Банк Японии регулирует процентные ставки за кредитные коммерческие банки, они обязаны (с 1957 года) держать на его счетах определённую часть своих вкладов. Банк Японии выполняет функции "банка банков", кредитуя последние путём переучёта векселей и выдачи ссуд. Банк вкладывает крупные суммы в облигации акционерных обществ, осуществляя таким образом долгосрочное кредитование. Совместно с государственным Валютным фондом, Банк Японии владел в начале 1969 года валютными запасами в 1.046 млрд. иен (2,9 млрд. долл.), которые состояли на 12% из золота, а остальное - долларовые авуары. В 1968 году Банк Японии имел 31 отделение в Японии и представительство в Нью-Йорке. Акционерный капитал на начало 1969 года составлял 100 млн. иен, из них 55 млн. иен принадлежали правительству. Остаток вкладов правительства в Банке Японии составлял 74 млрд. иен, а вложения Банка Японии в облигации государственных займов – 1.434 млрд. иен. В общей сумме баланса к началу 1969 года в 4.669 млрд. иен эмиссия банкнот составила 4.042 млрд. иен, переучёт векселей - 340 млрд. иен, ссуды коммерческим банкам – 1.223 млрд. иен. Вклады в облигации акционерных обществ - 938 млрд. иен. В активе банка числилось золото на 31 млрд. иен и иностранная валюта - 611 млрд. иен.