Разработка мероприятий по обеспечению контроля качества товара и продукции на Российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:21, дипломная работа

Краткое описание

По мере развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, общей урбанизации постоянно увеличивается интенсивность нагрузки на окружающую среду (ОС). Очевидно, что научно-технический прогресс – это не только уникальные по сложности производства, но и потенциально опасные технологии, введение которых влечет за собой различные антропогенные загрязнения ОС

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 5
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ТОВАРА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 5
1.1 Контроль качества продукции товара. 5
А.) Понятие качества продукции и его правовое значение. 6
Б.) Переход от стандартизации к техническому регулированию 9
В.) Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов 12
Г.) Правовое регулирование сертификации продукции и услуг 14
1.2 Цели и задачи контроля качества продукции. 17
1.3 Законодательство о контроле качества на Российском рынке. 20
Глава 2 23
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ТОВАРА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 23
2.1 Деятельность учреждений Роспотребнадзора 23
2.2 Характеристика и структура службы обеспечения контроля качества. 38
2.3 Разработка рекомендаций по усовершенствованию контроля качества товаров на Российском рынке. 52
2.4 Случаи проникновения не качественного товара на российский рынок. 58

Файлы: 1 файл

Диплом - ИЛЦ.docx

— 507.34 Кб (Скачать)

 

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как  установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор  должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

 

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно  ограничивает свободу договора в  интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном  договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий  ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная  торговля, перевозка транспортом  общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения публичного договора, кроме  случаев, предусмотренных законом  и иными правовыми актами.

 

Цена товаров, работ и  услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми  для всех потребителей, за исключением  случаев, когда законом и иными  правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий  потребителей.

 

Отказ коммерческой организации  от заключения публичного договора при  наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие  работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации  от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд  с требованием о понуждении заключить  договор.

 

Кроме того, в случаях, предусмотренных  законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при  заключении и исполнении публичных  договоров (типовые договоры, положения  и т.п.).

 

Наиболее полно и последовательно  идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые  существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия  признания товара (работы, услуги) некачественным:

 

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в  установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых  товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых  продавец (исполнитель) был поставлен  в известность потребителем при  заключении договора, или образцу  и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

 

Следует отметить, что, по определению  законодателя, первым способом установления недостатков товара является соотнесение  такового с некоторыми требованиями, соблюдение которых и определяет, является ли товар качественным, или  нет. Существует серьезное различие в характеристике данных требований до и после 2005 г.

 

Закон «О защите прав потребителей»  в редакции от 9 января 1996 г. указывал, что данные требования определяются «стандартом», т.е. государственным  стандартом, санитарными нормами  и правилами, строительными нормами  и правилами и другими документами, которые в соответствии с Законом  устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Однако Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ, ссылка на «стандарты», а  также другие документы, которые  в соответствии с законом определяют качество товара, из преамбулы Закона «О защите прав потребителей» была исключена. Означает ли это, что одновременно отпало всякое нормативное регулирование  качества продукции и услуг? Конечно нет. Достаточно обратиться к тексту ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», чтобы увидеть: как и прежде, Закон говорит о возможности обязательных требований к товарам, работам, услугам, и о необходимости их соблюдения, однако уже не связывает таковые требования со «стандартами» [5, с.629].

 

Б.) Переход от стандартизации к техническому регулированию

 

Длительное время, до расширения договорного способа определения  требований к качеству, задача государственного регулирования качества решалась, в  основном, с использованием систем стандартизации и сертификации продукции, товаров, работ и услуг. Ведущая  роль в правовом регулировании качества принадлежала Закону от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», который определял  меры государственной защиты интересов  потребителей и государства посредством  разработки и применения нормативных  документов по стандартизации. Понятие  стандартизации определяется этим Законом  как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях  обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг  в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

Согласно данному Закону, к нормативным документам по стандартизации принадлежали:

 

государственные стандарты  РФ; применяемые в установленном  порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

 

стандарты отраслей; стандарты  предприятий; стандарты научно —  технических, инженерных обществ и  других общественных объединений (под  отраслью в данном случае понимается совокупность субъектов хозяйственной  деятельности независимо от их ведомственной  принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и  оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение).

 

Параллельно со стандартизацией, качество продукции регулировалось системой сертификации. Термин «сертификация» происходит от латинского слова «certum» — определенный, верный, правильный, и означает проверку правильности изготовления товара, выполнения работ, оказания услуг. Существовали два основных способа подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Первый из них представлял собой заявление изготовителя (поставщика) о том, что его продукция соответствует предъявляемым требованиям. Такое заявление могло быть включено в каталог товаров, отгрузочные документы, руководство по эксплуатации, этикетку товара и т.п. Однако такое прямое подтверждение соответствия допускалось только в том случае, если продукция не подлежала сертификации как особой процедуре подтверждения соответствия товара установленным требованиям со стороны третьего лица, компетентного в избранной сфере деятельности.

 

В соответствии с Законом  от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции  и услуг», сертификация продукции  — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая  от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация  удостоверяет в письменной форме, что  продукция соответствует установленным  требованиям.

 

Несмотря на то, что область  прямого административного регулирования  качества продукции в последнее  время значительно сокращена  в пользу договора, тем не менее, возможности для дебюрократизации в этой сфере еще не исчерпаны. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлен на дальнейшее расширение прав изготовителей и потребителей продукции в части определения ее качества и максимальное ограничение императивных способов регулирования качества. С момента введения в действие этого Закона (с 1 июля 2003 г.) утратили силу Законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», а также некоторые иные связанные с ними акты федерального законодательства.

 

Основная идея этого Закона состоит в создании единой сферы  регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о  стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования  в области качества продукции, которые  отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое  сообщество при вступлении ее в ВТО.

 

По определению данного  Закона, техническое регулирование  — правовое регулирование отношений  в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области  установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг  и правовое регулирование отношений  в области оценки соответствия.

 

При таком подходе существенно  изменяется понимание стандарта. Последний полностью лишается признака обязательности. Теперь стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандартизация же определяется в соответствии с новым Законом как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В ст. 12 Закона в качестве первого принципа стандартизации указан принцип добровольности применения стандартов.

 

Тем не менее, система технического регулирования не отказывается и  от установления обязательных правил, формой выражения которых теперь становятся технические регламенты.

 

Технический регламент —  это документ, который принят международным  договором РФ, ратифицированным в  порядке, установленном законодательством  РФ, или федеральным законом, или  указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает  обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том  числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

 

Законодатель четко определяет цели, на достижение которых направлено принятие технических регламентов, а также содержание последних. Технические  регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических  лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни  или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в  заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

 

Технические регламенты с  учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую  безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую  безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеперечисленных целей.

 

 

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых  устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта  технического регулирования для  целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях  его принятия могут содержаться  правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения  соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки  оценки соответствия в отношении  каждого объекта технического регулирования  и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

 

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки  и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

 

Содержащиеся в технических  регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический  регламент.

 

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки  и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

 

В.) Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

 

Законом предусмотрено принятие общих и специальных технических  регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых  видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются  технологические и иные особенности  отдельных видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Согласно ст. 8 Закона, специальные регламенты устанавливают требования только к  отдельным видам объектов технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению контроля качества товара и продукции на Российском рынке