Качество продукции на рынке г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление знаний потребителей г. Новокузнецка, связанных с информированием о качественной продукции.
Задачи:
Охарактеризовать особенности качественной продукции.
Разработать вопросы для анкетирования и осуществить опрос потребителей.
Провести анализ полученных результатов и составить рекомендации.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 ,tp cjlth;.docx

— 220.53 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительное влияние  на качество образа жизни граждан  оказывает – качество товаров  и услуг. А также качество продукции  напрямую сказывается на здоровье потребителей. Поэтому проблема качества товаров  и услуг была и остается актуальной во все времена. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит  стабильность экономики  города и  государства в целом. Для российской экономики обеспечение стабильного высокого качества продукции, соответствующего требованиям потребителя, имеет большое значение еще и потому, что без выполнения этого условия национальная экономика России не сможет интегрироваться в мировое хозяйство и занять там достойное место.

Актуальность: проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. В последнее время всё большее воздействие на состояние организма человека и его работоспособность оказывают продукты питания, точнее, его не качественный состав, включающий в себя различные вредные вещества.

Проблема: каковы особенности  качественной продукции: сущность, показатели и система качества.

Цель: выявление знаний потребителей г. Новокузнецка, связанных с информированием  о качественной продукции.

Объект: знания потребителей города Новокузнецка.

Предмет: особенности выбора качественной продукции.

Гипотеза: выбор качественного товара или услуги, зависит от знаний потребителей в сфере управления качеством продукции.

Задачи:

  1. Охарактеризовать особенности качественной продукции.
  2. Разработать вопросы для анкетирования и осуществить опрос потребителей.
  3. Провести анализ полученных результатов и составить рекомендации.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ

Г. НОВОКУЗНЕЦКА

 

 

    1. Сущность качества продукции и его показатели

 

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. [5, с.97] Таким образом, качество продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют ее эксплуатационную пригодность и, следовательно, проявляются в процессе эксплуатации. Свойства продукции - это особенности продукции, которые могут и должны проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, без оценивания важности этого свойства для потребителя. [8, с.123]  Многообразие свойств продукции определяют показатели качества, к которым относятся:

  • показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени;
  • показатели надежности - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования;
  • показатели технологичности - характеризуют свойства состава и структуры или конструкции продукции, определяющие ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ;
  • эргономические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием;
  • эстетические показатели - характеризуют эстетические свойства продукции: информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения;
  • показатели транспортабельности- характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления ее(средняя продолжительность и трудоемкость подготовки продукции к транспортировке);
  • патентно-правовые показатели - характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта;
  • экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;
  • показатели стандартизации  и   унификации - это насыщенность   продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями,  а  также уровень унификации, по  сравнению  с  другими  изделиями. Все   детали   изделия   делятся   на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных  и унифицированных деталей, тем лучше как для  изготовителя  продукции,  так  и для потребителя;
  • показатели безопасности - характеризуют особенности продукции, которые обеспечивают безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т.п.

При оценке уровня качества продукции необходимо учитывать  экономические показатели, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции. Примерами экономических показателей служат затраты на изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов. Экономические показатели - особый вид показателей оценки уровня качества продукции, так как они практически взаимосвязаны со всеми классификационными группами показателей (назначения, надежности, технологичности и др.).

 

    1. Система качества, стандартизация и сертификация продукции

 

Управление качеством  продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем  систематического контроля и целенаправленного воздействия на влияющие на него условия и факторы. [11, с.67] В международном стандарте серии ИСО 9000 «Качество. Словарь» применяются два понятия: управление качеством и обеспечение качества. Обеспечение качества – это совокупность планируемых и систематических мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет требованиям к качеству. [13, с.103] Таким образом, «управление качеством» более емкое понятие, обеспечение качества является составной частью управления качеством на уровне предприятия на этапе производства. Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система качества функционирует  одновременно со всеми остальными видами деятельности организации и взаимодействует  с ними. Ее действие распространяется на все этапы от первоначального  определения потребностей рынка  и до конечного удовлетворения требований потребителя (Рис.1).

Система качества


 


  


     





 




 

 

 

Рисунок 1. Структура системы качества продукции

С целью выработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции через системы качества Технический комитет ИСО/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение  качества» отразил в стандартах обобщенный национальный опыт стран  в этой области. Были разработаны  и в 1987 г. опубликованы международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции:

  • МС ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;
  • МС ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже и облуживании»;
  • МС ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
  • МС ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
  • МС ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и  их определений в области обеспечения  качества продукции МС ИСО 8402. Таким  образом, о системе качества продукции, об управлении им стали говорить как  бы на одном языке на межгосударственном уровне.

Управление качеством  в современных условиях базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления вообще и управления качеством в  частности. Воздействие стандартизации на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих  юридическую силу. [9, с.21] В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты РФ (ГОСТР);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятия и объединения (СТП);
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

 Основными видами нормативных  документов являются стандарты  и технические условия.

Стандарты - это нормативно-технический  документ (НТД), устанавливающий основные требования к качеству продукции. [9, с.34]

Технические условия –  это научно-техническая документация, устанавливающая дополнительные к  государственным и отраслевым стандартам, а при их отсутствии самостоятельные  требования к показателям качества продукции, а также приравниваемые к ним другие стандарты предприятия. [7, с.58] Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных и отраслевых стандартах.

Действующий с 1993 г. Закон  РФ «О стандартизации» устанавливает  правовые основы стандартизации в РФ, а также определяет меры государственной  защиты интересов потребителей и  государства на основе нормативных  документов по стандартизации. Законом  установлены требования к нормативным  документам по стандартизации на продукцию  и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации.

Государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны соблюдать  требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения: 1) безопасности продукции, работ и услуг для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества; 2) технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством  РФ.

Соответствие продукции  и услуг требованиям государственных  стандартов может подтверждаться маркированием  продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

Сертификация служит гарантией  определенного уровня качества, в  которой заинтересованы производитель  и покупатель. Производителю сертификация обеспечивает создание условий для  деятельности на отечественном рынке  и участия в международной  торговле. Сертификат высокого качества выпускаемой продукции способствует укреплению позиции предприятия на рынке. Потребителя сертификация защищает от недобросовестного производителя, содействуя одновременно ему в компетентном выборе продукции. Кроме того, сертификация обеспечивает контроль безопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества, что также способствует укреплению доверия производителю.

Порядок сертификации продукции  предусматривает: подачу заявки на сертификацию, принятие органом сертификации решения  по заявке и выбор схемы сертификации; отбор образцов и их испытания, выдачу сертификата или лицензии на применение знака соответствия, осуществление  инспекционного контроля сертифицированной  продукции и корректирующие мероприятия  при нарушениях (Рис.2).





 




 

 

 

Рисунок 2. Структура сертификация продукции

 Основой проведения  сертификации служит проведение  сертификационных испытаний. Конкретную  схему сертификации продукции  определяет орган сертификации в соответствии с нормативной документацией. Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательной является проверка соответствия продукции требованиям обеспечения безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, а также по совместимости и взаимозаменяемости.

Подтверждение (доказательство) соответствия системы качества требованиям  стандартов с учетом принятой модели качества и ее эффективности является обязанностью производителя. Для оценки доказательства соответствия системы  качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиков  декларации о соответствии, представление  документального доказательства, предоставление утверждений или регистраций  потребителями, аудит потребителя (второго  лица), аудит третьего лица (внешнего эксперта), предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Исходным и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия  является документация системы, которая  по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001, 9002, 9003 с учетом выбранной  модели обеспечения качества.

Информация о работе Качество продукции на рынке г. Новокузнецка