Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88
Пенсионный
фонд РФ (ПФР) является самостоятельным
финансово-кредитным
ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в 2002 году была завершена работа по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий региональным отделениям ПФР. На начало 2002 года в 82 субъектах Российской Федерации полномочия по назначению и выплате пенсий были переданы территориальным органам ПФР. В течение 2002 года завершено формирование единых пенсионных служб в большинстве региональных отделениях ПФР. Таким образом, к 1 января 2003 года ПФР и его территориальные органы в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании составляли единую централизованную систему по управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Схема Пенсионного фонда РФ представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема
Пенсионного фонда Российской Федерации
Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет около 1/3 Федерального бюджета РФ.
В
ПФР входят региональные отделения,
создаваемые по решению правления
фонда для осуществления
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП Росси составляет порядка 6 %.
ПФР выплачивает пенсии свыше 38,6 млн. пенсионеров и пособия для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц более 128 млн. граждан России.
Средства ПФР формируются за счет:
Рис.2. Схема классификации источников формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Всего доходы бюджета Пенсионного фонда составили;
а) за 2007 год – 815 476,14 млн. руб.;
б) за 2008 год – 822 841,4 млн. руб. (увеличились на 1%);
в) за 2009 год – 1 150 000 млн. руб. (увеличились на 40%).
г) за 2010 год – 1 165 000 млн. руб. (увеличились на 42 %).
Таблица 2.
Динамика поступления страховых взносов на пенсионное обеспечение
Показатель | Сумма, в млн. руб. | Изменение суммы | Относительное изменение, в процентах | Удельный вес, в процентах | |
2009 год | 2010 год | ||||
Поступления в ПФР, РФ | 754 800 | 919 030 | 164 230 | 22 | 100 |
Архангельская область | 14570 | 19012 | 4 442 | 30,5 | 100 |
Социальные налоги, поступившие в Федеральный бюджет для перечисления ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии, РФ | 365640 | 441 300 | 75 660 | 20,7 | 48 |
Архангельская область | 6598 | 8621 | 2023 | 30,7 | 45 |
Страховые взносы, зачисляемые в ПФР, РФ | 376710 | 477 730 | 101 020 | 26,8 | 52 |
Архангельская область | 7972 | 10290 | 2318 | 29,1 | 55 |
Средства ПФР направляются на:
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010 г составили 967,5 млрд. руб. Бюджет ПФР за 2010 г исполнен по доходам на 101,5 % к бюджетным назначениям, по расходам - на 93 %. Остаток средств бюджета ПФР на 1 января 2010 г. составлял 100,4 млрд. руб. За отчетный период этот показатель снизился на 33,9 млрд. руб.
В структуре Пенсионного фонда:
В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
Размер базовой части трудовой пенсии при расчете размера пенсии определяется категорией пенсионера и наличием нетрудоспособных иждивенцев (таблица 3).
Таблица 3
Размеры базовых частей пенсий, установленных с 01.03.2010 года
Категория пенсионера | Размер базовой пенсии | ||||
В отсутствии иждивенцев | При наличии одного иждивенца | При наличии двух иждивенцев | При наличии трех и более иждивенцев | ||
Пенсия по старости | |||||
Пенсионер на общих основаниях | 900 | 1200 | 1500 | 1800 | |
Пенсионер, являющийся инвалидом III степени, либо достиг 80 лет | 1800 | 2100 | 2400 | 2700 | |
Пенсия по инвалидности | |||||
Инвалид III степени | 1800 | 2100 | 2400 | 2700 | |
Инвалид II степени | 900 | 1200 | 1500 | 1800 | |
Инвалид I степени | 450 | 750 | 1050 | 1350 | |
Пенсия по случаю потери кормильца | |||||
Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) | 900 на каждого ребенка | ||||
Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ | 450 на каждого члена семьи |