Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа
Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь.
Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое
регулирование системы
- проанализировать сущность развития пенсионной системы;
- определить основные проблемы, пути их решения и направления совершенствования пенсионного обеспечения.
Объектом настоящего исследования является пенсионная система.
Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.
При написании данной курсовой работы были использованы такие методы, как синтез, анализ, сравнение показателей, статистические методы.
Важнейшей составной частью системы социальной защиты населения является система пенсионного обеспечения. В Беларуси она затрагивает жизненно важные интересы не только 2,4 млн. граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.
В Республике Беларусь функционирует солидарная пенсионная система с установленными выплатами, при которой работающее население финансирует пенсии путем уплаты страховых взносов.
Состояние пенсионной системы Республики Беларусь отражает процессы, происходящие в экономике страны. В 2012 году средний размер назначенных пенсий, в том числе по возрасту, увеличился по сравнению с 2011 годом более чем в два раза. Минимальный размер пенсии по возрасту в 2011 году был доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, а выплата социальных пенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душу населения.
Предусмотренный законодательством механизм корректировки размеров пенсий позволяет достаточно регулярно производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в стране. Несмотря на стабильное функционирование, в пенсионной системе Беларуси имеется немало проблем, требующих решения. При высоком тарифе страховых взносов (34% отчислений от фонда оплаты труда и страховом взносе в размере 1% от заработка, установленного для работающих по найму граждан), уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне.
Для значительной доли пенсионеров, заработная плата которых была в период трудовой деятельности выше средней зарплаты по стране, государство обеспечивает реализацию пенсионных прав в неполном размере. Диапазон нереализуемых прав составляет 30 – 80% от тех объемов страховых сумм, которые были накоплены в течение трудового периода.
Пенсии выплачиваются только застрахованным работникам, которые участвовали в резервировании части своей заработной платы.
Негативной тенденцией является возрастающая экономическая нагрузка на трудоспособное население, которая связана с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности. Изменение возрастной структуры населения Беларуси по основным характеристикам совпадает с общемировыми тенденциями.
Ситуация, при которой на одного пенсионера приходится менее двух работающих, оценивается экспертами как неблагоприятная. Согласно демографическим прогнозам, сделанным Всемирным банком, ожидается, что к 2025 году 28% населения Беларуси будет старше нынешнего пенсионного возраста, а доля пенсионеров превысит 32% населения. Действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста и другие обстоятельства ведут пенсионную систему к уравнительному распределению. Это вынуждает многих пенсионеров продолжать работать, особенно тех, кто имел высокие заработки.[21, с. 185]
Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили учебные пособия, статьи по исследуемой проблеме, статистические материалы , а также нормативные документы по Республике Беларусь.
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: Е. Березюк, В. Матвеев, Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов, Л. Писарчик, Е. Юркштович.
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, графический способ, системный подход, а также специальные методы и приемы.
Оббьем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения ,списка использованных источников. Курсовая работа включает : с., рисунков, таблиц, источников
1. СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Пенсионная система представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий.
Сегодня в Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные [12, с. 149]. Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали страховые взносы. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.
Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.
Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). Фонд социальной защиты населения не входит в состав государственного бюджета и формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих граждан, а также части средств государственного бюджета Республики Беларусь. Пенсии не подлежат обложению налогами.
Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.
Уровень состояния финансирования
пенсионного обеспечения в
Фонд социальной защиты обеспечивает:
- сбор и аккумуляцию
страховых взносов;- осуществляет
финансирование выплат пенсий, пособий
по временной
- финансирование оздоровления:
на санаторно-курортное
- осуществляет контроль
соблюдения плательщиками
- анализирует поступление и расходование средств фонда;
- готовит предложения по размерам страховых взносов:
- проводит работу по
созданию технической базы для
перехода к персонификации
Разрабатываемый Фондом социальной защиты населения годовой бюджет согласовывается с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами, рассматривается и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Целевое распределение и направление денежных средств на пенсионное обеспечение осуществляют региональные звенья Фонда на уровне центрального аппарата областных, Минского городского управлений и районных отделений.
Виды трудовых пенсий:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- за особые заслуги перед Республикой Беларусь[12, с. 151] .
Пенсии по возрасту - ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка [12, с. 151].
Пенсии по возрасту делятся следующим образом:
а) пенсии по возрасту на общих основаниях;
б) пенсии по возрасту с особыми условиями труда;
в) пенсии по возрасту на льготных условиях [12, с. 152].
Пенсия по возрасту на общих основаниях назначается:
мужчинам - по достижении возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщинам - по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [12, с. 152].
Право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, независимо от места работы, имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда:
мужчины - по достижении возраста 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины - по достижении возраста 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах;
б) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, согласно Списку текстильных производств и профессий - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
в) водители городского пассажирского
транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи)
и отдельных пригородных
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе и некоторые другие категории граждан [12, с. 153].
Право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют:
а) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (инвалиды войны):
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
б) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
в) многодетные матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
г) родители детей-инвалидов (инвалидов с детства);
д) лилипуты и карлики - лица, больные гипофизарным нанизмом, и диспропорциональные карлики:
мужчины - по достижении 45 лет и стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 40 лет и стаже работы не менее 15 лет;
е) инвалиды с детства:
мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет [12, с. 154].
Назначаются пенсии по возрасту пожизненно независимо от состояния трудоспособности.
При наличии стажа менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин назначается особый вид трудовых пенсий, которые имеют название «пенсии при неполном трудовом стаже» [12, с. 155].
В 1991 г. введен новый вид трудовых пенсий - досрочные пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях) [12, с. 155].
Правом досрочного (на 2 года) выхода на пенсию пользуются работники предпенсионного возраста (например: женщины - 53 года, мужчины - 58 лет) при ликвидации предприятий, учреждений и организаций в случае признания их безработными [12, с. 155].
Предусмотрено назначение досрочно (на 1 год) пенсии по возрасту безработным, общий стаж которых (у мужчин должно быть не менее 38 лет общего стажа, а у женщин - не менее 33 лет) дает право на получение пособия по безработице не менее чем в течение 52 календарных недель [12, с. 155].
При наличии права на досрочный выход на пенсию гражданин имеет возможность либо получать пособие по безработице в течение положенного ему периода, либо обратиться за назначением пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях).
Пенсии по инвалидности - пенсии в связи с постоянной или временной утратой трудоспособности [12, с. 156].
В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы - первая, вторая, третья.