Пенсионная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Пенсионная система РБ ноВОЕ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Причины инвалидности, а  также время ее наступления устанавливаются  медико-реабилитационными экспертными  комиссиями (МРЭК).

Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда  наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы [12, с. 156].

Если причиной инвалидности является общее заболевание, то пенсии назначаются при наличии определенного  стажа работы ко времени наступления  инвалидности при обязательной уплате страховых взносов.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет, пенсии назначаются независимо от стажа работы [12, с. 156].

Право на пенсию по случаю потери кормильца (СПК) имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении [12, с. 156].

Пенсии за выслугу  лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту [12, с. 156]. Право на данную пенсию имеют:

- отдельные категории  медицинских и педагогических  работников;

- работники авиации  и летно-испытательного состава  гражданской авиации;

- отдельные категории  артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;

- работники следственного  аппарата прокуратуры;

- спортсмены [12, с. 157].

Пенсии за выслугу  лет близки к пенсиям по возрасту: для их назначения и выплаты необходим  определенный трудовой стаж.

Пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:

- лицам, удостоенным  почетных званий Республики Беларусь (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственных  премий Республики Беларусь;

- лицам, имеющим государственные  награды Республики;

- участникам Великой  Отечественной войны, награжденным  пятью и более (женщины - тремя  и более) орденами за боевые  и трудовые заслуги, а также  командирам и комиссарам партизанских  отрядов, начальникам штабов партизанских  бригад и отрядов;

- членам Правительства и другим категориям граждан [12, с. 157].

Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа [12, с. 158].

Размер социальных пенсий, в отличие от трудовых, не исчисляется  из прошлого заработка, а устанавливается в твердой сумме [12, с. 158]. Поэтому социальные пенсии индексируются с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Социальные пенсии по возрасту назначаются лицам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим трудового стажа, а также тем, у кого к моменту назначения пенсии оказалось менее 5 лет трудового стажа (с условием уплаты страховых взносов) [12, с. 159].

Социальные пенсии по инвалидности назначаются в основном неработающим инвалидам с детства и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим необходимого трудового стажа для данной возрастной группы (кроме работающих лиц моложе 20 лет) [12, с. 159].

К пенсиям устанавливаются повышения и надбавки.

 

2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

Базовым документом, гарантирующим  гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, является Конституция Республики Беларусь [11].

Особое место среди  нормативных актов пенсионного  обеспечения занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [5]. Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:

а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;

б) право на социальные пенсий, которые предназначаются  гражданам, не получающим трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного возраста; инвалидам, в том числе — с детства; детям в случае потери кормильца и др.). По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и так далее.

Значительную часть лиц пенсионного возраста составляют ветераны войны. Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594- XII «О ветеранах» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [6]. Согласно Закону Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации является заключение МРЭК [4]. Важным является оказание специальной помощи инвалидам. Им гарантируется специальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пений, пособий), обеспечения техническими и иными средствами социальной реабилитации.

Правовое регулирование государственного социального страхования осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [7]. Он закрепляет основные принципы государственного социального страхования, круг лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев.

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) определяет плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов. [8].

С 1 января 2003 года на всей территории РБ вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года “Об индивидуальном учете в системе государственного социального страхования” (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [9], что явилось очень важным этапом в сложном деле реформирования пенсионной системы Беларуси.

Суть персонифицированного учета  заключается в том, что отдельно для каждого гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам. За все годы его работы ведется учет сведений о периодах его трудовой деятельности, ежемесячном заработке и других выплатах, из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий или неточностей. Другими словами, благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится созидателем своего пенсионного будущего.

Персонифицированный учет решает важнейшую  задачу – жесткую увязку размера  пенсии с заработком, из которого в  течение всей трудовой деятельности уплачивались страховые взносы. Кроме  этого, обеспечивается достоверность  сведений о стаже и заработке. Одновременно, использование данных персонифицированного учета намного упрощает процедуру начисления пенсий и пособий.

Еще 17 апреля 1997 г. в Беларуси была принята Концепция реформы пенсионного обеспечения [15], однако она осталась практически нереализованной за исключением принятия ряда организационно-правовых решений. В частности, был введен персонифицированный учет плательщиков взносов на социальное страхование;

- установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и иные виды социального страхования;

- расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию (например, в него были включены индивидуальные предприниматели);

- право на страховую пенсию было увязано с уплатой страховых взносов (в течение 5 лет минимум);

- постепенно увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия (с 2000 года ежегодно на один год);

- усовершенствована организационная структура пенсионной системы путем объединения в ФСЗН функции учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий, что ведет к оптимизации движения финансовых средств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсий.

Размеры социальных пенсий регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [3].

С 1 января 2009 г. в РБ вступили в силу следующие нормативные документы:

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию» [17].
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования» [18].
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» [19].

Постановление № 1488 направлено на урегулирование процедурных вопросов, связанных с исчислением профессионального стажа, длительность которого является одним из основных условий для возникновения права на досрочную профессиональную пенсию.

Постановление № 1490 преследует следующую цель - определение круга работников, подлежащих с 1 января 2009 г. обязательному профессиональному пенсионному страхованию. Одновременно урегулированы отдельные вопросы, связанные с осуществлением нового вида социального страхования и назначением профессиональных пенсий.

5 января 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» [10]. Его суть заключается в следующем: серьезную нагрузку для пенсионной системы до последнего времени представлял собой институт досрочного выхода на заслуженный отдых. В последние годы почти каждая третья пенсия в республике назначалась со снижением общеустановленного возраста, а выплаты по ним производились из общего пенсионного фонда. Эту ситуацию и призван изменить Закон «О профессиональном пенсионном страховании», который выводит льготные пенсии из общей системы пенсионного страхования и тем самым освобождает её от обязательств по такого рода выплатам в перспективе.

Итак, в Беларуси существует весьма обширная нормативно-правовая база в области пенсионного обеспечения. Пенсионное законодательство постоянно совершенствуется, в него вносятся изменения и дополнения. Однако в целях реализации Концепции реформы пенсионного обеспечения в нашей республике необходима разработка соответствующей законодательной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

Демографическая  ситуация в Республике Беларусь продолжает улучшаться. Общая убыль населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась в 8,8 раза. Численность населения  Республики Беларусь на 1 января 2013 года по предварительным данным составила 9 463,3 тыс. человек, что  на 1,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2012 года о чем свидетельствует рисунок 2.1

(тысяч человек)

Рисунок 2.1- Численность населения по областям и г. Минску

Источник- [13] 

Существует ряд оценок перспективной численности населения  страны, так Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН предполагает снижение численности населения Белоруссии до 9 355 тысячи человек в 2015 году, 8 851 тысяч в 2025 году и до 7 275 тысяч в 2050 году. Согласно прогнозным оценкам Федерального бюро переписей США, население Белоруссии в 2015 году составит 9 439 тысяч человек, в 2025 году — 9 033 тысяч, а в 2050 году — 7739 тысяч. Наиболее пессимистичными являются прогнозные оценки перспектив изменения населения страны, полученные исследовательской группой Сергея Щербова, согласно которым к 2050 году численность населения может сократиться до 7 миллионов человек.

Официальный прогноз  численности населения Белоруссии, опубликованный в Демографическом ежегоднике Республики Беларусь (2012), даёт следующие перспективные оценки (на 1 января соответствующего года):

  • 2015 г. - 9 425 тыс.
  • 2020 г. - 9 367 тыс.
  • 2025 г. - 9 310 тыс.
  • 2030 г. - 9 253 тыс.
  • 2032 г. - 9 235 тыс.

Большая нагрузка пенсионной системы Беларуси также связана с ранним выходом на пенсию в нашей стране – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин (таблица 2.1).

Таблица 2.1- Возраст выхода на пенсию в некоторых странах СНГ

Страна

Трудовой (страховой) стаж для назначения пенсии по старости (по возрасту) на общих основаниях

Возраст выхода на пенсию по старости (по возрасту) на общих основаниях

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Азербайджан

не менее 5

не менее 5

62 года

57 лет

Беларусь

25

20

60 лет

55 лет

Грузия

не менее 5

не менее 5

65 пет

60 лет

Казахстан

25

20

63 года

58 лет

Латвия

10

10

62 года

62 года

Литва

30

30

62,5 года

60 лет

Молдова

30

30

62 года

57 лет

Россия

не менее 5

не менее 5

60 лет

55 лет

Таджикистан

25

20

63 года

58 лет

Туркменистан

25

20

62 года

57 лет

Узбекистан

25

20

60 лет

55 лет

Украина

не менее 5

не менее 5

60 лет

55 лет

Информация о работе Пенсионная система РБ