Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа
Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Причины инвалидности, а
также время ее наступления устанавливаются
медико-реабилитационными
Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы [12, с. 156].
Если причиной инвалидности
является общее заболевание, то пенсии
назначаются при наличии
Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет, пенсии назначаются независимо от стажа работы [12, с. 156].
Право на пенсию по случаю потери кормильца (СПК) имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении [12, с. 156].
Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту [12, с. 156]. Право на данную пенсию имеют:
- отдельные категории медицинских и педагогических работников;
- работники авиации
и летно-испытательного
- отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;
- работники следственного аппарата прокуратуры;
- спортсмены [12, с. 157].
Пенсии за выслугу лет близки к пенсиям по возрасту: для их назначения и выплаты необходим определенный трудовой стаж.
Пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:
- лицам, удостоенным
почетных званий Республики
- лауреатам Государственных премий Республики Беларусь;
- лицам, имеющим
- участникам Великой
Отечественной войны,
- членам Правительства и другим категориям граждан [12, с. 157].
Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа [12, с. 158].
Размер социальных пенсий, в отличие от трудовых, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается в твердой сумме [12, с. 158]. Поэтому социальные пенсии индексируются с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Социальные пенсии по возрасту назначаются лицам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим трудового стажа, а также тем, у кого к моменту назначения пенсии оказалось менее 5 лет трудового стажа (с условием уплаты страховых взносов) [12, с. 159].
Социальные пенсии по инвалидности назначаются в основном неработающим инвалидам с детства и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим необходимого трудового стажа для данной возрастной группы (кроме работающих лиц моложе 20 лет) [12, с. 159].
К пенсиям устанавливаются повышения и надбавки.
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Базовым документом, гарантирующим гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, является Конституция Республики Беларусь [11].
Особое место среди нормативных актов пенсионного обеспечения занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [5]. Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:
а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;
б) право на социальные пенсий, которые предназначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного возраста; инвалидам, в том числе — с детства; детям в случае потери кормильца и др.). По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и так далее.
Значительную часть лиц пенсионного возраста составляют ветераны войны. Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594- XII «О ветеранах» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [6]. Согласно Закону Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации является заключение МРЭК [4]. Важным является оказание специальной помощи инвалидам. Им гарантируется специальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пений, пособий), обеспечения техническими и иными средствами социальной реабилитации.
Правовое регулирование государственного социального страхования осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [7]. Он закрепляет основные принципы государственного социального страхования, круг лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев.
Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) определяет плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов. [8].
С 1 января 2003 года на всей территории РБ вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года “Об индивидуальном учете в системе государственного социального страхования” (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [9], что явилось очень важным этапом в сложном деле реформирования пенсионной системы Беларуси.
Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам. За все годы его работы ведется учет сведений о периодах его трудовой деятельности, ежемесячном заработке и других выплатах, из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий или неточностей. Другими словами, благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится созидателем своего пенсионного будущего.
Персонифицированный учет решает важнейшую задачу – жесткую увязку размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались страховые взносы. Кроме этого, обеспечивается достоверность сведений о стаже и заработке. Одновременно, использование данных персонифицированного учета намного упрощает процедуру начисления пенсий и пособий.
Еще 17 апреля 1997 г. в Беларуси была принята Концепция реформы пенсионного обеспечения [15], однако она осталась практически нереализованной за исключением принятия ряда организационно-правовых решений. В частности, был введен персонифицированный учет плательщиков взносов на социальное страхование;
- установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и иные виды социального страхования;
- расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию (например, в него были включены индивидуальные предприниматели);
- право на страховую пенсию было увязано с уплатой страховых взносов (в течение 5 лет минимум);
- постепенно увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия (с 2000 года ежегодно на один год);
- усовершенствована организационная структура пенсионной системы путем объединения в ФСЗН функции учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий, что ведет к оптимизации движения финансовых средств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсий.
Размеры социальных пенсий регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [3].
С 1 января 2009 г. в РБ вступили в силу
следующие нормативные
Постановление № 1488 направлено на урегулирование процедурных вопросов, связанных с исчислением профессионального стажа, длительность которого является одним из основных условий для возникновения права на досрочную профессиональную пенсию.
Постановление № 1490 преследует следующую цель - определение круга работников, подлежащих с 1 января 2009 г. обязательному профессиональному пенсионному страхованию. Одновременно урегулированы отдельные вопросы, связанные с осуществлением нового вида социального страхования и назначением профессиональных пенсий.
5 января 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» [10]. Его суть заключается в следующем: серьезную нагрузку для пенсионной системы до последнего времени представлял собой институт досрочного выхода на заслуженный отдых. В последние годы почти каждая третья пенсия в республике назначалась со снижением общеустановленного возраста, а выплаты по ним производились из общего пенсионного фонда. Эту ситуацию и призван изменить Закон «О профессиональном пенсионном страховании», который выводит льготные пенсии из общей системы пенсионного страхования и тем самым освобождает её от обязательств по такого рода выплатам в перспективе.
Итак, в Беларуси существует весьма обширная нормативно-правовая база в области пенсионного обеспечения. Пенсионное законодательство постоянно совершенствуется, в него вносятся изменения и дополнения. Однако в целях реализации Концепции реформы пенсионного обеспечения в нашей республике необходима разработка соответствующей законодательной базы.
2.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Демографическая ситуация в Республике Беларусь продолжает улучшаться. Общая убыль населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась в 8,8 раза. Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2013 года по предварительным данным составила 9 463,3 тыс. человек, что на 1,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2012 года о чем свидетельствует рисунок 2.1
(тысяч человек)
Рисунок 2.1- Численность населения по областям и г. Минску
Источник- [13]
Существует ряд оценок
перспективной численности
Официальный прогноз
численности населения
Большая нагрузка пенсионной системы Беларуси также связана с ранним выходом на пенсию в нашей стране – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин (таблица 2.1).
Таблица 2.1- Возраст выхода на пенсию в некоторых странах СНГ
Страна |
Трудовой (страховой) стаж для назначения пенсии по старости (по возрасту) на общих основаниях |
Возраст выхода на пенсию по старости (по возрасту) на общих основаниях | ||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины | |
Азербайджан |
не менее 5 |
не менее 5 |
62 года |
57 лет |
Беларусь |
25 |
20 |
60 лет |
55 лет |
Грузия |
не менее 5 |
не менее 5 |
65 пет |
60 лет |
Казахстан |
25 |
20 |
63 года |
58 лет |
Латвия |
10 |
10 |
62 года |
62 года |
Литва |
30 |
30 |
62,5 года |
60 лет |
Молдова |
30 |
30 |
62 года |
57 лет |
Россия |
не менее 5 |
не менее 5 |
60 лет |
55 лет |
Таджикистан |
25 |
20 |
63 года |
58 лет |
Туркменистан |
25 |
20 |
62 года |
57 лет |
Узбекистан |
25 |
20 |
60 лет |
55 лет |
Украина |
не менее 5 |
не менее 5 |
60 лет |
55 лет |