Пенсионная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Пенсионная система РБ ноВОЕ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Согласно новой схеме  взносы работников и работодателей (18,5 процента от фонда оплаты труда) делятся на две части. Первая (16,5 процента) расходуется на выплату  пенсий в этом же году  по распределительной  схеме. Но при этом вводится персонифицированный учет взносов, когда каждому застрахованному открывается индивидуальный счет, где отражаются суммы его взносов в пенсионную систему.

Другая часть взносов (2 процента) поступает на специальный  личный накопительный счет. По своему выбору застрахованный определяет эти средства либо в один из частных фондов, действующих на конкурентной основе, либо в государственный фонд. При выходе на пенсию лицо получает свои капитализированные сбережения.

Существующая базовая  пенсия заменяется новой, финансируемой  из государственного бюджета. Она назначается тем, кто заработал пенсию по возрасту в очень низком размере или не заработал ее вовсе.

Переход на новую систему  обязателен для лиц, родившихся в 1954 году и позже, граждане 1935–1953 гг.  рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам. Лицам, родившимся до 1934 года, пенсия будет выплачиваться по старым условиям.

Таким образом, в Швеции традиционная распределительная система  заменяется смешанной, распределительно-накопительной  с условно-накопительными счетами в ее распределительной части. Увязывая размеры пенсий с величиной взносов, накопленных в пенсионном фонде, система условно-накопительных счетов, значительно ослабляет солидарный принцип распределительной системы. Однако, эта проблема решается путем создания в пенсионной схеме специального уровня, предназначенного для предотвращения бедности среди пожилого населения. [14]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также часть средств государственного бюджета нашей республики.

Выплата социальных пенсий осуществляется из государственного бюджета. Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Такая система имеет  свои преимущества. Среди них –  возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется  времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой.

            Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий.

Перерасчет  пенсий осуществляется:

1) в связи с ростом  средней заработной платы; 

2) в связи с изменением  бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения.

В последние годы пенсионная система Республики Беларусь функционирует  стабильно и слаженно. Предусмотренный законодательством механизм корректировки размеров пенсий позволяет достаточно регулярно производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в стране.

Несмотря на стабильное функционирование, в пенсионной системе  Беларуси имеется немало проблем, требующих  решения. При высоком тарифе страховых взносов уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне.

Негативной тенденцией является возрастающая экономическая  нагрузка на трудоспособное население, которая связана с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности. Ситуация, при которой на одного пенсионера приходится менее двух работающих, оценивается экспертами как неблагоприятная. Согласно демографическим прогнозам, сделанным Всемирным банком, ожидается, что к 2025 году 28% населения Беларуси будет старше нынешнего пенсионного возраста, а доля пенсионеров превысит 32% населения.

Солидарной системе  свойственен еще один существенный недостаток – излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.

Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований  для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию.  Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для решения указанных  проблем необходима разработка законопроекта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда.

В таких условиях одна из стратегических целей пенсионной системы на перспективу — обеспечение  ее финансовой стабильности. Безусловно, чтобы обеспечить стабильную работу пенсионной системы и избежать ситуации, когда не будет хватать денег на выплату пенсий, один из вариантов – увеличить пенсионный возраст. Как известно, им воспользовались многие государства. Еще один возможный способ решения данной проблемы – изменение порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам. В этом — дополнительный источник финансирования на выплату пенсии тем, кто не занят на рынке труда в силу своей нетрудоспособности. Вместе с тем общество болезненно реагирует даже на обсуждение этих вопросов.

Второй путь реформирования пенсионной системы – внедрение  накопительных элементов. Здесь  нужна особая законотворческая тщательность и осторожность. Поспешный переход  к новой, не адаптированной к нашей экономике накопительной модели может привести к негативным социальным издержкам.

Проанализировав состояние  пенсионной системы в Республике Беларусь я пришла к выводу, что  для повышения ее эффективности  и улучшения качества жизни населения  и необходимо:

  1. изменить порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам;
  2. пересмотреть оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию;
  3. на равнее с распределительной, постепенно внедрить накопительную пенсионную систему. Это позволит людям самостоятельно задуматься о своем будущем;
  4. пересмотреть в сторону увеличения возраст выхода на пенсию, в сложившейся ситуации старения населения Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  3. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  4. Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII “О пенсионном обеспечении” (в редакции от 11 июля 2007 г. № 251-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  5. Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1594-XII  «О ветеранах» (в редакции от 11 июля  2007  г.  №  253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  6. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  7. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь » (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  8. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  9. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года  «О профессиональном пенсионном страховании» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  10. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-ХII (в редакции от 17 ноября 2004 года) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 об утверждении Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №1049 "Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы" [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.
  16. Алешкевич И.Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития // Финансы, учет, аудит. 2006. № 8. С. 21-23.
  17. Ананич О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика // Директор. 2004. № 5. С. 34-37.
  18. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учеб. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. 775 с.
  19. Веселов Ю.А. Профессиональная пенсионная система: возможная модель для Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2006. № 1. С. 84-90.
  20. Корженевская Г.М. Развитие дополнительного пенсионного обеспечения в Республике Беларусь // Новая экономика. 2008. № 5. С.50-56.
  21. Королева В.В. Пенсионное обеспечение // Отдел кадров. 2007. № 4. С. 56-59.
  22. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа: Учеб. Мн.: МФЦП, 2007. 448 с.
  23. Куцивол В.А. Японский опыт управления персоналом // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 46-51.
  24. Национальная экономика Беларуси: Учеб. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с.
  25. Республика Беларусь: Энциклопедия. В 6 т. / Г.П. Пашков, Л.В. Календо, В.Н. Логвин и др.; Под общ. ред. Г.П. Пашкова. Мн.: БелЭн, 2005. Т.1. 1040 с.
  26. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под общ. ред. П.П. Украинец. Мн.: ТетраСистемс, 2005. 288 с.
  27. Средний размер назначенной пенсии в Беларуси в декабре 2008 года составил Br389,4 тыс. рублей [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. 15.01.2009 - Режим доступа: www.belta.by.
  28. Юркштович Е. Пенсионные перспективы // Беларуская думка. 2008. № 8. С. 96-101.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пенсионная система РБ