Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа
Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Согласно новой схеме взносы работников и работодателей (18,5 процента от фонда оплаты труда) делятся на две части. Первая (16,5 процента) расходуется на выплату пенсий в этом же году по распределительной схеме. Но при этом вводится персонифицированный учет взносов, когда каждому застрахованному открывается индивидуальный счет, где отражаются суммы его взносов в пенсионную систему.
Другая часть взносов (2 процента) поступает на специальный личный накопительный счет. По своему выбору застрахованный определяет эти средства либо в один из частных фондов, действующих на конкурентной основе, либо в государственный фонд. При выходе на пенсию лицо получает свои капитализированные сбережения.
Существующая базовая пенсия заменяется новой, финансируемой из государственного бюджета. Она назначается тем, кто заработал пенсию по возрасту в очень низком размере или не заработал ее вовсе.
Переход на новую систему обязателен для лиц, родившихся в 1954 году и позже, граждане 1935–1953 гг. рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам. Лицам, родившимся до 1934 года, пенсия будет выплачиваться по старым условиям.
Таким образом, в Швеции
традиционная распределительная система
заменяется смешанной, распределительно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также часть средств государственного бюджета нашей республики.
Выплата социальных пенсий осуществляется из государственного бюджета. Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.
Такая система имеет свои преимущества. Среди них – возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий.
Перерасчет пенсий осуществляется:
1) в связи с ростом средней заработной платы;
2) в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В последние годы пенсионная система Республики Беларусь функционирует стабильно и слаженно. Предусмотренный законодательством механизм корректировки размеров пенсий позволяет достаточно регулярно производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в стране.
Несмотря на стабильное функционирование, в пенсионной системе Беларуси имеется немало проблем, требующих решения. При высоком тарифе страховых взносов уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне.
Негативной тенденцией является возрастающая экономическая нагрузка на трудоспособное население, которая связана с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности. Ситуация, при которой на одного пенсионера приходится менее двух работающих, оценивается экспертами как неблагоприятная. Согласно демографическим прогнозам, сделанным Всемирным банком, ожидается, что к 2025 году 28% населения Беларуси будет старше нынешнего пенсионного возраста, а доля пенсионеров превысит 32% населения.
Солидарной системе свойственен еще один существенный недостаток – излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.
Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию. Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для решения указанных проблем необходима разработка законопроекта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда.
В таких условиях одна из стратегических целей пенсионной системы на перспективу — обеспечение ее финансовой стабильности. Безусловно, чтобы обеспечить стабильную работу пенсионной системы и избежать ситуации, когда не будет хватать денег на выплату пенсий, один из вариантов – увеличить пенсионный возраст. Как известно, им воспользовались многие государства. Еще один возможный способ решения данной проблемы – изменение порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам. В этом — дополнительный источник финансирования на выплату пенсии тем, кто не занят на рынке труда в силу своей нетрудоспособности. Вместе с тем общество болезненно реагирует даже на обсуждение этих вопросов.
Второй путь реформирования пенсионной системы – внедрение накопительных элементов. Здесь нужна особая законотворческая тщательность и осторожность. Поспешный переход к новой, не адаптированной к нашей экономике накопительной модели может привести к негативным социальным издержкам.
Проанализировав состояние пенсионной системы в Республике Беларусь я пришла к выводу, что для повышения ее эффективности и улучшения качества жизни населения и необходимо:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ