Пенсионная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...…11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения...11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………...…...16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Пенсионная система РБ ноВОЕ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

 

Источник - [23, с. 100, табл. 3]

 

К населению  старше трудоспособного возраста относятся:

- мужчины - по  достижении 60 лет  и  при  стаже  работы  не  менее  25 лет;

- женщины - по достижении  55 лет  и при  стаже  работы  не менее 20 лет.

Кроме них  право на получение пенсии имеют неработающие лица, получающие пенсию:

1.по инвалидности I и II группы (включая пенсионеров по инвалидности из числа военнослужащих); [5, с.16]

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 г. на учете состоит 504,4 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 73 тыс. человек; II группы – 269,7 тыс. человек; III группы – 136,1 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,6 тыс. человек.

За 2011 год  численность инвалидов сократилась  на 2352 человека или 0,5 процента. Удельный вес инвалидов в общей численности  населения республики составляет 5,3 процента. [16]

2. за выслугу  лет;

3. в связи с особыми условиями труда;

4. инвалиды  войны, матери военнослужащих, многодетные  матери, родители детей-инвалидов  (инвалидов с детства), лилипуты  и карлики, инвалиды с детства,  участники ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской  АЭС в 1986-1987 годах, получившие профессиональные заболевания, и лица, ставшие инвалидами в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в связи с работой на Крайнем Севере (далее - на льготных основаниях). [5, с.17]

Следует отметить, что сложившаяся в настоящее время тенденция уменьшения доли населения в трудоспособном возрасте при одновременном увеличении доли населения старше трудоспособного возраста негативно влияет на экономическое развитие страны: повышается демографическая нагрузка на трудоспособное население, так как в Республике Беларусь функционирует солидарная пенсионная система с установленными выплатами, при которой работающее население финансирует пенсии путем уплаты страховых взносов.

Вместе с  тем в Беларуси практически каждый пятый (24,6%) пенсионер продолжает работать. По статистическим данным, на 1 января нынешнего года общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2,46 млн. человек. Из них почти 608,5 тыс. продолжают трудовую деятельность. (Рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – соотношение численности работающих пенсионеров к общей численности пенсионеров в Республике Беларусь по данным на 1.01.2011г.

Источник - [13]

 

Среди работающих пенсионеров преобладают женщины почти с двойным перевесом (Рисунок 2.3). Числятся на рабочих местах 396,3 тыс. женщин и 212,2 тыс. мужчин, Это объясняется в первую очередь тем, что общеустановленный пенсионный порог для женщин в Беларуси на пять лет меньше, чем для мужчин, при этом продолжительность жизни у представительниц слабого пола значительно выше.

Рисунок 2.3 – соотношение численности женщин и мужчин  достигших пенсионного возраста и продолжающих трудовую деятельность.

Источник - [13]

 

Структура работающих пенсионеров по возрастным категориям следующая (Рисунок 2.3):

1.в возрасте до 55 лет продолжают трудиться 59,9 тыс. женщин и 33,1 тыс. мужчин,

2.в возрасте 55-59 лет 184,5 тыс. женщин и 33,3 тыс. мужчин.

3.в возрасте 60-64 года число работающих женщин составляет 91,5 тыс., а мужчин - 91,4 тыс.

4.в возрасте 65-69 лет продолжают работать 33,9 тыс. женщин и 27,5 тыс. мужчин.

5.в возрасте 70-79 лет в числе трудящихся пенсионеров - 24,6 тыс. женщин и 24,1 тыс. мужчин,

6.в возрасте 80-89 лет 1,12 тыс. женщин и 1 036 мужчин.

Кроме того, числятся работающими 8 женщин и 9 мужчин, перешагнувших 90-летний рубеж. А вот среди столетних белорусов, официально работающих нет. Всего же в республике 579 пенсионеров уже отметили свой вековой юбилей. [22]

Соотношение работающих и пенсионеров, складывающееся на данный момент в Беларуси, трудно назвать благоприятным. Пенсионеры составляют 22,8 процентов от всей численности населения. Что касается работающей части, пропорция выглядит так:

По состоянию на конец 2011 года отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составило 56,2 процента (то есть на 100 работников в стране  приходилось 56,2 пенсионера) хотя в начале 90-х гг. это соотношение составляло 47 процентов. И эти показатели явно не в пользу пенсионной системы. Для сравнения: в России отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составляет 57,6 процента. В Литве, например, эта пропорция достигла 71,9 процента, в Украине – 65 процентов, Эстонии – 61,8 процента. Гораздо более позитивная картина наблюдается в Азербайджане – 30,7 процента, Казахстане и Кыргызстане – 32,1 процента и 25,9 процента соответственно.

Из года в год в  республике увеличивается число  получателей социальных выплат. По данным статистики, уже к 2030 году доля лиц в возрасте 55 лет и старше превысит 30 процентов общей численности населения. В таких условиях одна из стратегических целей пенсионной системы на перспективу — обеспечение ее финансовой стабильности.

Основная функция любой  пенсионной системы — обеспечить социальными выплатами тех, кто  не имеет на то возможности в силу старости, нетрудоспособности, утраты кормильца. Безусловно, чтобы обеспечить стабильную работу пенсионной системы и избежать ситуации, когда не будет хватать денег на выплату пенсий, один из вариантов – увеличить пенсионный возраст. Как известно, им воспользовались многие государства. Еще один возможный способ решения данной проблемы – изменение порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам. В этом — дополнительный источник финансирования на выплату пенсии тем, кто не занят на рынке труда в силу своей нетрудоспособности. Вместе с тем общество болезненно реагирует даже на обсуждение этих вопросов. Это чрезвычайно серьезные решения. [1, с.18].

 

 

3. ПЕНСИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

МЕЖДУНАРОДЫЙ  ОПЫТ И

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

В последние годы пенсионная система Республики Беларусь функционирует стабильно и слаженно. Регулярно и вовремя выплачиваются пенсии, их размер постоянно перерасчитывается в сторону увеличения. В настоящее время среднемесячная трудовая пенсия составляет 584670 рублей или 159 процентов к бюджету прожиточного минимума и 29 процентов по отношению к средней зарплате в стране. Как известно, наша пенсионная модель является распределительной, в основе ее лежит принцип солидарности поколений, когда страховые взносы собирают с одних, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения. [20, c.12]

Такая система имеет  свои преимущества. Среди них –  возможность начать выплату пенсий незамедлительно.Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой, т. е. внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым. Распределительная пенсионная  система существует в большинстве развитых стран. Правда, она не является там единственной и функционирует наряду с другими, например, накопительными.  

Сложившаяся в период капитализма, сегодня она не в состоянии обеспечить потребности общества. При высоком тарифе страховых взносов действующая пенсионная система  не выполняет свою главную задачу: обеспечить достойный уровень жизни тем, кто в прошлом активно работал и создавал национальное богатство страны. Большим недостатком распределительной системы является ее зависимость от демографических факторов, от соотношения численности работающих и пенсионеров. На протяжении последних 15 лет наблюдается активный процесс старения населения, что увеличивает долю пенсионеров и сокращает долю работающих. Если в 2000 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в нынешнее время  уже 56,2. Такая тенденция сохранится и на ближайшее время.

Солидарной системе  свойственен еще один существенный недостаток – излишнее перераспределение  сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.

Недостатки распределительного механизма позволяет уравновесить  так называемая накопительная модель пенсионной системы. Каждый работник в  течение трудовой деятельности вносит взносы в пенсионные фонды, средства которых продолжительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Накопление финансовых ресурсов в фондах и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам  и нормативам.

В пользу накопительной  системы можно привести следующие  аргументы: такая модель не зависит  от демографических проблем; дает свободу  выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработной платы и эффективности использования накоплений; такая система приумножает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту.

Однако, в самой накопительной модели заключены многочисленные риски. Участникам системы не гарантируется полная эффективность ее действия. Накопительная схема в большей мере применима в более богатых странах, она идеально подходит для хорошо оплачиваемых работников, которые в состоянии накопить на личных пенсионных счетах приличную денежную сумму, и достаточно проблематична для общества с высокой поляризацией доходов. Эта модель не обеспечивает гибкого механизма перераспределения доходов между поколениями и не предотвращает бедность.

Таким образом, и распределительная, и накопительная системы пенсионного  обеспечения обладают как своими преимуществами, так и недостатками. Между ними нет непреодолимого барьера. В большинстве развитых стран  эти системы успешно сосуществуют, дополняя друг друга. При реформировании национальной пенсионной системы, законодательства в этой сфере следует, на мой взгляд, идти по двум направлениям:

1) совершенствование  нынешней модели пенсионного  обеспечения, поиск ее внутренних  резервов;

2) постепенное внедрение  накопительных элементов, используя полезный опыт других стран, прежде всего тех, которые в недалеком прошлом имели подобную нашей пенсионную систему.

Главный недостаток действующей  распределительной системы –  ее расточительность. Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию.  Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. По этой причине по оценкам специалистов в стране фактический возраст выхода на пенсию на протяжении последних лет в среднем на один год ниже общепринятого.

Обременительно действует  на пенсионную систему учет при определении  размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов наравне с периодами их уплаты. Эти так называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и другие) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.

Первым шагом в разрешении данной проблемы должны стать меры, направленные на установление минимального периода уплаты обязательных страховых  взносов как условия для назначения пенсии по возрасту. Такой срок, по мнению Минтруда и соцзащиты, должен быть не менее 5 лет. Соответствующая норма отражена в Законе Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь от 19 июля 2006 года № 155-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения". Данный законопроект содержит и другие предложения, направленные на оздоровление пенсионной системы, изыскание ее внутренних резервов.

Для обеспечения использования  средств государственного социального страхования по целевому назначению предлагается выплачивать пенсии, назначаемые безработным до достижения общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств Государственного фонда содействия занятости. Как известно, сегодня эта нагрузка лежит на Фонде социальной защиты населения.

Второй путь реформирования пенсионной системы – внедрение  накопительных элементов. Здесь  нужна особая законотворческая тщательность и осторожность. Поспешный переход  к новой, не адаптированной к нашей  экономике накопительной модели может привести к негативным социальным издержкам.

Начальной стадией перехода на накопительные принципы финансирования пенсий могло бы стать  постепенное  внедрение так называемой условно-накопительной  системы. Такая модель сегодня успешно  внедряется в Швеции. Близка к ней по своей конструкции пенсионная схема, созданная в ходе российской реформы.

Условно-накопительные  счета означают, что взносы работников и (или) их работодателей учитываются  на именных пенсионных накопительных  счетах. Однако эти средства не капитализируются и не являются собственностью конкретных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь базой для исчисления размера пенсии, непосредственно увязывая объем страховых взносов работника и величину его пенсии.

Остановимся более подробно на шведской модели пенсионного реформирования. Она формируется так, что будет самофинансируемой и нейтральной с точки зрения перераспределения доходов внутри и между поколениями, что является характерным признаком накопительной системы.

Информация о работе Пенсионная система РБ