Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе была сделана попытка рассмотреть понятие финансовой системы Республики Беларусь и охарактеризовать звенья финансовой системы, а также проанализировать финансовое состояние в РБ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Введение.

      

          Данная тема была выбрана с  целью изучить структуру финансовой  системы Республики Беларусь, взаимосвязь  ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе после получения республикой независимости.

           Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

     -недостаточные  темпы развития экономики;

     -диспропорции  развития экономической системы;

     -отставание  в адаптации к изменениям на  внешних товарных и финансовых рынках;

     -излишнюю  социальную напряженность, отрицательно  влияющую на  воспроизводственный процесс; 

     - низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др. 

           Республика Беларусь  переживает сегодня большие трудности  не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

           Однако для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий и глубокий подход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления белоруской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

            Несомненно, только  научный подход, знание и изучение  всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее  относительная самостоятельность  не перерастет в независимость  от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принципы  построения финансовой системы.

           По определению, наиболее часто  встречающемуся в литературе, под  финансовой системой государства  принято понимать совокупность  звеньев, взаимодействующих между  собой и объединенных одной  целью, определенной финансовой  политикой государства. 

          К звеньям финансовой системы  относятся государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные  фонды, финансы предприятий, государственный  кредит, имущественное и личное  страхование. С их помощью государство  стремится охватить своим воздействием  возможно более широкий диапазон экономических и социальных процессов, повысить маневренность в использовании финансовых ресурсов. Государство также активно приспосабливает все звенья финансовой системы к новым экономическим и политическим реальностям. Под влиянием развития производительных сил и хозяйственной конъюнктуры структура звеньев финансовой системы претерпевает определенные изменения. Звенья финансовой системы эволюционируют, наполняются новым содержанием, взаимосвязи, существующие между ними, также не находятся в статическом состоянии, поскольку внутрисистемные отношения играют важную роль в связи с воздействием на экономические и социальные процессы.  

             Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Государственный  бюджет используется государством для вмешательства в экономическую жизнь. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.

     В силу своего главенствующего положения  государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром  и оказывает им при необходимости  разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего, в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

               Вторым по своему значению  звеном финансовой системы выступают  местные финансы. Под влиянием  развития производственных сил  происходит повышение роли и  влияния местных органов власти  на экономику и социальную сферу. Увеличиваются размеры местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей, что усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

              Местные финансы имеют свою  внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Структура местных финансов определяется государственным устройством, административно-территориальным делением. Естественно, что в федеративных государствах она отличается от структуры, присущей унитарным государствам.

              Основной финансовой базой местного  самоуправления являются местные  бюджеты. Это звено финансовой  системы все больше и шире  используется в экономических  целях для регулирования хозяйственных процессов, повышения конкурентоспособности национального хозяйства в условиях усиливающейся конкуренции на мировых рынках. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

             Местные бюджеты служат проводником  социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы. Как правило, основная доля в финансировании расходов на образование и здравоохранение.

     Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода. Государственные предприятия функционируют на условиях самофинансирования, однако их финансовые взаимоотношения с государством более развернутые, чем у предприятий негосударственного сектора экономики. Если негосударственные предприятия для начала своей деятельности приобретают основные и оборотные средства за счет акционеров, пайщиков, то применительно к государственным предприятиям эти расходы осуществляются за счет бюджета. В части налогообложения практически нет различий между государственными предприятиями и предприятиями, основанными на частной и акционерной собственности.

     У государственных предприятий в  случаях финансовых затруднений  есть возможность обратиться за помощью  к соответствующим правительственным органам и получить бюджетные дотации или субсидии. Предприятия негосударственного сектора экономики могут рассчитывать на такую помощь лишь в исключительных случаях. Такие проблемы обычно разрешаются посредством банковского кредита. В то же время руководство негосударственных предприятий независимо в принятии решений связанных с управлением финансами.

         Особое звено в финансовой  системе составляют внебюджетные  фонды, которые обладают определенной  самостоятельностью, отделены от  государственного бюджета и имеют  свои органы управления. Их отличие  от бюджета состоит в том,  что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.

              В западных странах их достаточно  большое количество, они функционируют  на общегосударственном и региональном  уровнях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании финансовых ресурсов.

              Формирование доходов государства,  аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах, осуществляется  посредством системы доходов.  Образование государственных доходов происходит в процессе перераспределения национального дохода, которое осуществляется присущими государству финансовыми методами. В промышленно развитых странах через финансовую систему перераспределяется от 40 до 50 % национального дохода.

             Все источники доходов делятся  на внутренние и внешние. К  внутренним относятся национальный доход и национальное богатство; к внешним -  национальный доход другой страны, главным образом в виде внешних займов, а также национальное богатство, если оно выступает источником доходов для другой страны.

             Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. В современных государствах такими методами являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение этих методов неодинаково. Оно зависит от финансовой политики, определяемой хозяйственной конъюнктурой, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий.

             Содержание и характер государственных  расходов органически связаны  с функциями государства. Поскольку  на отдельных исторических этапах роль государства, его функции, сфера деятельности изменяются, соответствующую эволюцию претерпевают структура и объем производимых расходов.

             Государство превратилось в крупнейшего  собственника средств производства, инвестора, непосредственного участника производства, распределения и потребления. Оно активно способствует внешнеэкономической экспансии и самого государства, и национальных производителей.

             Круг расходов, закрепленных за  государственным бюджетом, устанавливается  в законодательном порядке. Он отражает стремление центральных правительств к возможно большей концентрации финансовых ресурсов.

             Основная часть расходов местных  финансов приходится на социальные  мероприятия и управление местным  хозяйством. Расходы, относящиеся  к финансам предприятий, охватывают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. Внебюджетные фонды являются источниками финансирования социальных и экономических программ мероприятий. 
 

       Финансовая система  Республики Беларусь     

     Совокупность  и взаимосвязь различных звеньев  финансов образуют финансовую систему. Слово «система» (от греческого system) означает целое, состоящее из частей.

     Как экономическая категория финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

     Финансовая  система нашего государства получила закрепление в Основном Законе. Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

     Финансовая  система Республики Беларусь как правовая категория представляет собой совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность государства и финансовых органов, которые осуществляют финансовую деятельность.

     Таким образом, финансовая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: 1) финансовых институтов и 2) финансовых органов.

     В свою очередь каждая из подсистем  финансовой системы состоит из определенных элементов. Так, к финансовым институтам финансовой системы Республики Беларусь относятся: бюджет Республики Беларусь, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды. Каждый финансовый институт выполняет свою роль и решает соответствующие этому правовому институту задачи на финансовом пространстве Республики Беларусь.

Информация о работе Финансовая система РБ