Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 02:49, курсовая работа
В данной работе была сделана попытка рассмотреть понятие финансовой системы Республики Беларусь и охарактеризовать звенья финансовой системы, а также проанализировать финансовое состояние в РБ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.
12) государственное регулирование аудиторской деятельности.
Для реализации основных задач и осуществления возложенных на Минфин функций в его составе создан департамент с правами юридического лица - Департамент государственных знаков Минфина.
Департамент государственных знаков (Гознак) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Министерства финансов от 30 января 2002 i
№ 141.
Гознак
выполняет специальные
В функции Минфина также входит: разработка проекта республиканского бюджета, проекта Закона о бюджете республики на очередной год, обеспечение исполнения республиканского бюджета, составление отчета об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представление его в Совет Министров Республики Беларусь; осуществление страхового надзора, пробирного надзора; анализ состояния денежного обращения в республике, функционирования рынка государственных ценных бумаг; выдача организациям и гражданам специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности (например, аудита, лотерейной деятельности) и др. Для реализации этих функций в Минфине созданы главные управления, управления, отделы и другие структурные подразделения, входящие в состав центрального аппарата Минфина.
Важнейшей функцией Минфина является осуществление систематического контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решением по согласованию с Национальным банком вопросов относительно исполнения бюджета. Для реализации указанной функции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 8461 было предусмотрено создание системы органов государственного казначейства, в которую вошли Главное государственное, казначейство Минфина и его территориальные органы на местах. К территориальным органам относятся управления государственного казначейства в областях и п.. Минске,., а также их представительства на территории каждой области и отделения в г. Минске.
Основными задачами казначейства, в частности, являются: организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь, управление государственными финансовыми средствами, находящимися на счетах казначейства; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; ведение учета государственной казны Республики Беларусь и составление отчетности об исполнении республиканского бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства; осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными бюджетными и внебюджетными фондами; управление и обслуживание совместно с Национальным банком государственного внутреннего долга Республики Беларусь и др.
Контрольная функция присуща всем структурным подразделениям Минфина и осуществляется ими в пределах их основных полномочий. В структуре Минфина действует также специально созданное Главное контрольно-ревизионное управление, для которого контроль является его основным видом деятельности. Подробно полномочия Главного контрольно-ревизионного управления Минфина будут рассмотрены в главе «Финансовый контроль».
Возглавляет Минфин министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей (одного -первого заместителя и трех заместителей), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров по согласованию с Президентом.
Министр, в частности, руководит деятельностью министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин задач и функций; действует без доверенности от имени Минфина, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и распределяет обязанности между своими заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Минфина; утверждает структуру, штатное расписание Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда и положения о структурных подразделениях Минфина, осуществляет другие права в соответствии с законодательством.
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия. В ее состав входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители департаментов Минфина и другие работники. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров. Решения коллегии оформляются приказами министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между министром и коллегией, возникших при принятии решений, министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров, а члены коллегии могут сообщить свое мнение Правительству.
В
систему Минфина входят республиканское
унитарное предприятие «
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов.
К органам Общей компетенции, осуществляющим управление финансами на местном уровне, относятся исполнительные комитеты. Их полномочия в этой сфере главным образом определены в законах «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»1 и «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»'.
Согласно названным нормативным правовым актам важнейшей функцией исполнительных комитетов в области финансовой деятельности является составление и исполнение местных бюджетов.
К компетенции исполнительных комитетов в сфере финансов относится также принятие решений о выпуске местных ценных бумаг, об образовании внебюджетных фондов.
В
городах с районным делением к
органам местного управления относится
местная администрация с
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. I Ведомости Национального собрания Республики bcjiaojggjj^^9K.
смотрение городского исполни гельмогё!' коми iera сметы расходов местной администрации; обеспечение ее исполнения. Исполнительные комитеты городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского
бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории района а городе, местным администрациям районов в соответствии со смета»
ми расходов, утвержденными в установленном порядке.
Органами специальной компетенции, осуществляющими непосредственное управление местными финансами, являются финансовые управления и финансовые отделы
соответствующих
исполнительных комитетов.
3. Финансовое состояние в РБ.
Накануне дезинтеграции бывшего СССР Белоруссия оказалась в сложном финансовом положении. Практически произошло разрушение правовых, экономических и конституционных основ финансовой системы. Финансовая политика была направлена на предотвращение негативных последствий экономического и политического кризиса. Принимаемые меры по управлению государственными финансами можно квалифицировать как авральные. Очевидно, из-за непредсказуемости развития политической обстановки по иному не могло быть. Тем не менее органы государственной власти и государственного управления сделали все возможное, чтобы сохранить управляемость финансами накануне исторического события - обретения Республикой Беларусь подлинного суверенитета и независимости.
Год 1992-й, безусловно, является отправной точкой отсчета для оценки принимаемых правительством решений в области государственных финансов. До этого такие решения принимались с учетом союзного правительства, Минфина СССР, других союзных управленческих органов. Развал СССР означал, что теперь только правительство республики ответственно за разработку и осуществление финансовой политики. В этой связи встает вопрос, было ли готово белорусское правительство к такому повороту и насколько грамотно оно действовало и продолжает действовать. То, что финансы становятся не на словах, а на деле ключевым рычагом воздействия на происходящие в экономике и социальной сфере процессы, кажется, было понятно сразу. Ведь нарастающие кризисные тенденции и отсутствие у руководителей всех уровней опыта борьбы с ними неминуемо приводили к тому, что последние стали искать помощи и защиты у правительства. Естественно, что речь шла, в первую очередь, о финансовой поддержке. Объективно правительство должно было сконцентрировать внимание на вопросах финансов и финансовой политики, как определяющих экономическую стратегию и социальную сферу.
Опыт частичных и непоследовательных реформ в обстановке все менее строгой финансовой политики, трудности с привлечением иностранных инвестиций и займов, ухудшающаяся внешнеэкономическая ситуация выдвигают на передний план необходимость как стабилизации, так и перестройки экономики и ее важнейшего элемента - финансовой системы. Происходящие в Беларуси процессы достаточно уникальны, что серьезным образом ограничивает применимость известных и рекомендуемых моделей. События в Беларуси демонстрируют неприемлемость прежде всего моделей неолиберального направления, в основе которых лежит деэтизация. приватизация, борьба с инфляцией сугубо монетарными методами.
В отличие от других
Воздействие финансов на процессы, происходящие в экономике и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством налогового и бюджетного методов. Значительные обязательства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси, делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных платежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые поступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов: в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов. Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существующий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикуется как учеными, так и представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями. Заслуживает быть отмеченным такой факт, что 13 процентов доходов республиканского бюджета в 2002 году составляли штрафы и пени, а это больше, чем все налоги от внешней торговли и почти в три раза больше, чем налоги на фонд заработной платы
Расходы государства, прежде всего, характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 1998 г. к 2002 г.) увеличились на 63 процента.
Известно, что с советских времен бюджет республики является основным источником дотирования жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Но постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.
При общем росте расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.