Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
-охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
-дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов………...5
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...11
2. Статистический анализ финансовой системы Республики Беларуси за 2010-2011 годы…………………………………………………………………………21
2.1 Состояние государственных финансов Республики Беларусь за 2010-2011 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Пути совершенствования финансовой системы Беларуси………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов………...5
  2. Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
  3. Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...11

2. Статистический анализ финансовой системы Республики Беларуси за 2010-2011 годы…………………………………………………………………………21

2.1 Состояние государственных  финансов Республики Беларусь  за 2010-2011       годы……………………………………………………………………………….21

2.2 Пути совершенствования финансовой системы Беларуси………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Надежная финансовая  система является стержнем в  развитии и успешном функционировании  рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности  экономики в целом. Эта система  является основой, мобилизующей  и распределяющей сбережения  общества и облегчающей его  повседневные операции. Хотя структурный  переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В этом и заключается актуальность данной темы.

Западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.

Целью курсовой  работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

-раскрыть сущность понятий финансов  и финансовой системы;

-охарактеризовать сферы и звенья  финансовой системы;

-дать полную характеристику  государственному бюджету как  главному звену финансовой системы  Республики Беларусь;

-проанализировать структуру доходов  и расходов государственного  бюджета Республики Беларусь;

-раскрыть роль государственного  бюджета в регулировании экономики.

Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования - финансовая система Республики Беларусь.

Теорико-методологической основой курсовой работы послужили труды следующих авторов: Фисенко М.К., Мысляева И.М., Зубко Н.М., Дробозина Л.А.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава содержит теоретические сведения о социально-экономической  сущности финансов и их необходимости, вторая - о состоянии государственного бюджета Республики Беларусь, а также  разработана методика совершенствования  финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ

 

1.1.Возникновение финансов, их сущность и функции

В рыночном хозяйстве многообразные и сложные взаимосвязи общественного воспроизводства опосредуются деньгами. Не редко деньги отождествляют с финансами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств [11, с. 216].

Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.

Так процесс возникновения и развития финансов связывают со следующими историческими процессами изменений в сфере финансовых отношений:

  1. Изначально, в Центральной Европе произошло значительное ограничение и, самое главное, отделение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
  2. Позже формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
  3. Также налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей [19, с. 11].

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров, а его особенность состоит в том, что он, по сути, представляет собой универсальный эквивалент стоимости других товаров или услуг.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся государственный бюджет, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд социальной защиты населения инновационный фонд и др.

К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др. Все эти фонды включаются в два крупных фонда — потребления и накопления.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые отношения представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, которые возникают между:

  • государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;
  • физическими и юридическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • отдельными государствами [12,с. 219].

Финансы включают лишь те денежные отношения, в результате которых обеспечивается образование, распределение и использование денежных доходов и фондов предприятий и государства. Вместе с тем определенная часть денежных отношений, функционирующих в обществе, не включается в понятие «финансы». В состав финансов не входят система планового ценообразования, использование денег как средства учета и контроля за мерой труда и потребления.

Сущность финансов выражается в их функциях. Функция есть «внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений». Применительно к экономической категории функции означают проявление их сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. На современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую [13, с. 34].

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств [13, с. 15]. Она проявляется при распределении национального дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на две группы: а) заработная плата; б) доходы предприятий.

 Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В этом случае при помощи финансов происходит перераспределение национального дохода [24, с.16].

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного использования доходов; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог и др.).

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и "объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой [24, с. 17].

     Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших результатов при меньших затратах.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов — объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Большую роль в осуществлении финансового контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.

Важную работу в деле осуществления финансового контроля проводят также специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля, Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются [24, с. 20].

Регулирующая функция  финансов проявляется через воздействие  государства на экономическое развитие посредством финансовых рычагов. Основными  инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут,  как сокращать, так и стимулировать  предпринимательскую деятельность  и частное потребление;

Информация о работе Финансовая система РБ