Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
-охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
-дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов………...5
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...11
2. Статистический анализ финансовой системы Республики Беларуси за 2010-2011 годы…………………………………………………………………………21
2.1 Состояние государственных финансов Республики Беларусь за 2010-2011 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Пути совершенствования финансовой системы Беларуси………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [24, с. 32].

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2 [24, с. 34 рисунок 2.1]

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансовая система Республики Беларусь

Финансы домашних хозяйств

Финансы субъектов хозяйствования

(децентрализованные финансы)

Государственный бюджет

(республиканский и местный)

Органы управления финансами  страны: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, и другие

Государственный кредит

Государственные целевые  фонды

(бюджетные и внебюджетные)

Общегосударственные

(централизованные финансы)

Рисунок 1.2 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается  в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий.

Подводя итоги главы можно  сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011 ГОДЫ.

 

    1. Состояние государственных финансов Республики Беларусь за 2010-   2011 годы.

 

Основными задачами финансового  прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем  периоде, источников их формирования и  путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность  ответить на вопрос: что ожидает  предприятие в обозримом будущем  – укрепление или утрата платежеспособности.

В своей курсовой работе я предлагаю рассмотреть состояние  государственных финансов Республики Беларусь за 2010-2011 года.

В I квартале 2011 г. объем доходов  консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении – на 12,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010 г. – 33,6%).

Увеличение доходов консолидированного бюджета в первую очередь связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном  выражении по сравнению с январем- мартом 2010 г., что связано с ростом налогооблагаемой базы.

Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета  оставались налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности. После сокращения в середине 2010 г. в январе-марте 2011 г. они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.

 В целом уровень налоговой нагрузки на экономику в январе-марте 2011 г. сократился на 1 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2010 г., составив 30%.

 Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн. руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,9 п.п., составив 31,8% ВВП.

Динамика расходов консолидированного бюджета в январе- марте 2011 г. определялась исполнением принятых социальных обязательств государства, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора профинансированы в сумме 4,7 трлн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза в реальном выражении, составив 37% от общего объема бюджетных расходов и 40,8% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 1,5 трлн. руб. бюджетных средств, или 11,8% всех расходов. По сравнению с I кварталом 2010 г. капитальные расходы сократились на 28,4%.

При значительном сокращении расходов на поддержку национальной экономики бюджетные расходы  социальной направленности увеличились  относительно января-марта 2010 г. Финансирование расходов на образование возросло на 36,2% в реальном выражении, здравоохранение  – 30,9%, социальную политику – на 14.7%.

В текущем году реализуется  жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных  расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих  доходов без привлечения заемных  средств и ранее накопленных  остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение  функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга; выделение ресурсов для успешного проведения весенних полевых работ.

Ограничения затронули не первоочередные расходы бюджетного сектора, средства на приобретение оборудования, особенно импортного, капитальные ремонты  и инвестиционные программы.

Консолидированный бюджет в I квартале 2011 г. исполнен с профицитом в размере 311,7 млрд. руб., или 0,8% ВВП (в I квартале 2010 г. – дефицит – 2,6% ВВП).

В I квартале 2011 г. в республиканский бюджет поступило 7,1 трлн. руб., или 94,5% (в реальном выражении) к уровню января-марта 2010 года. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 53,8%.

Основными источниками формирования доходов республиканского бюджета  были налоговые поступления (более 91%), в составе которых преобладали  налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности, акцизы, налог на прибыль.

Расходы республиканского бюджета  профинансированы в сумме 7, 1 трлн. руб., что на 10,9% меньше (в реальном выражении), чем в I квартале 2010 г.       

В сложившейся структуре  расходов республиканского бюджета 38,2% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам. Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») составили 24,1% в структуре расходов республиканского бюджета. Расходы превысили доходы на 41,7 млрд. руб. (0,1% ВВП).

Исполнение местных бюджетов. Доходы местных бюджетов в I квартале 2011 г. составили 8,8 трлн. руб. (на 42,3% больше в реальном выражении, чем в I квартале 2010 г.).

Значительный рост доходов  местных бюджетов по сравнению с  прошлым годом обусловлен изменениями  в бюджетном законодательстве (в  текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные  бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному  налогу.

Основными источниками доходов  были поступления по подоходному  налогу (19,1% от всех доходов), налогу на прибыль (18,2%), трансферты из республиканского бюджета и безвозмездные поступления (31,1%).

Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 8,1 трлн. руб. (на 31,8% больше в реальном выражении, чем в январе-марте 2010 г.). Местные  бюджеты исполнены с профицитом в размере 651,1 млрд. руб., или 1,6% ВВП. В I квартале 2010 г. расходы превышали  доходы на 0,9 млрд. руб.

Почти 60% расходов местных  бюджетов были направлены на финансирование здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, культуры и средств  массовой информации, социальной политики.

Доходы бюджета сектора  государственного управления (консолидированный  бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в I квартале 2011 г. составили 18,7 трлн. руб., расходы – 17,9 трлн. руб., профицит – 0,9 трлн. руб.

Таким образом, главное назначение государственных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

 

2.2 Пути совершенствования финансовой системы Республики Беларусь.

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень  рентабельности отраслей народного  хозяйства, необходимость поддержки  определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях  экономики свидетельствуют о  необходимости поиска путей совершенствования  финансовой политики.

Решение экономических проблем  Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что  в Беларуси политика реформ «поспешай  медленно» провалилась.

Переход к рыночному механизму  хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей  место в нашей республике, нельзя отказаться от системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.

При реформировании финансовой сферы правительству следует  укрепить основы финансовой системы  – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые  структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству  государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Для повышения эффективности  налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей  налоговой системы состоит в  том, что налогооблагаемая база для  расчета одних налогов включает  суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».

На сегодняшний день назрела  необходимость снижения налогового давления на заработную плату для  снижения общего уровня нагрузки и  повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние  годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции  является снижение общего уровня жизни  и дохода населения. Но большое влияние  также оказывает сокрытие объекта налогообложения.

Основным недостатком  современной бюджетно-налоговой  политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в  ущерб реализации стратегических планов.

Значительным достижением  в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.

Информация о работе Финансовая система РБ