Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
-охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
-дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов………...5
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...11
2. Статистический анализ финансовой системы Республики Беларуси за 2010-2011 годы…………………………………………………………………………21
2.1 Состояние государственных финансов Республики Беларусь за 2010-2011 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Пути совершенствования финансовой системы Беларуси………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [24, с. 32].
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2 [24, с. 34 рисунок 2.1]
Финансы некоммерческих организаций
Финансовая система Республики Беларусь
Финансы домашних хозяйств
Финансы субъектов хозяйствования
(децентрализованные финансы)
Государственный бюджет
(республиканский и местный)
Органы управления финансами страны: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, и другие
Государственный кредит
Государственные целевые фонды
(бюджетные и внебюджетные)
Общегосударственные
(централизованные финансы)
Рисунок 1.2 - Схема финансовой системы Республики Беларусь
Каждое звено финансовой
системы представляет собой определенную
сферу финансовых отношений, а финансовая
система в целом — совокупность
различных сфер финансовых отношений,
в процессе которых образуются и
используются фонды денежных средств.
Взаимосвязь каждой сферы и звена
финансовой системы заключается
в том, что они все в совокупности
оказывают серьезное
Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.
Основными задачами финансового
прогнозирования являются установление
объема финансовых ресурсов в предстоящем
периоде, источников их формирования и
путей наиболее эффективного использования.
Разработка прогноза дает возможность
ответить на вопрос: что ожидает
предприятие в обозримом
В своей курсовой работе
я предлагаю рассмотреть
В I квартале 2011 г. объем доходов консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении – на 12,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010 г. – 33,6%).
Увеличение доходов консолидированного бюджета в первую очередь связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном выражении по сравнению с январем- мартом 2010 г., что связано с ростом налогооблагаемой базы.
Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета оставались налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. После сокращения в середине 2010 г. в январе-марте 2011 г. они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.
В целом уровень налоговой нагрузки на экономику в январе-марте 2011 г. сократился на 1 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2010 г., составив 30%.
Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн. руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,9 п.п., составив 31,8% ВВП.
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе- марте 2011 г. определялась исполнением принятых социальных обязательств государства, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора профинансированы в сумме 4,7 трлн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза в реальном выражении, составив 37% от общего объема бюджетных расходов и 40,8% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 1,5 трлн. руб. бюджетных средств, или 11,8% всех расходов. По сравнению с I кварталом 2010 г. капитальные расходы сократились на 28,4%.
При значительном сокращении расходов на поддержку национальной экономики бюджетные расходы социальной направленности увеличились относительно января-марта 2010 г. Финансирование расходов на образование возросло на 36,2% в реальном выражении, здравоохранение – 30,9%, социальную политику – на 14.7%.
В текущем году реализуется
жесткая бюджетная политика, направленная
на оптимизацию государственных
расходов и снижение дефицита консолидированного
бюджета. Введены ограничения на
бюджетные расходы – их финансирование
осуществляется в пределах поступающих
доходов без привлечения
Ограничения затронули не первоочередные расходы бюджетного сектора, средства на приобретение оборудования, особенно импортного, капитальные ремонты и инвестиционные программы.
Консолидированный бюджет в I квартале 2011 г. исполнен с профицитом в размере 311,7 млрд. руб., или 0,8% ВВП (в I квартале 2010 г. – дефицит – 2,6% ВВП).
В I квартале 2011 г. в республиканский бюджет поступило 7,1 трлн. руб., или 94,5% (в реальном выражении) к уровню января-марта 2010 года. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 53,8%.
Основными источниками формирования доходов республиканского бюджета были налоговые поступления (более 91%), в составе которых преобладали налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, акцизы, налог на прибыль.
Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 7, 1 трлн. руб., что на 10,9% меньше (в реальном выражении), чем в I квартале 2010 г.
В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 38,2% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам. Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») составили 24,1% в структуре расходов республиканского бюджета. Расходы превысили доходы на 41,7 млрд. руб. (0,1% ВВП).
Исполнение местных бюджетов. Доходы местных бюджетов в I квартале 2011 г. составили 8,8 трлн. руб. (на 42,3% больше в реальном выражении, чем в I квартале 2010 г.).
Значительный рост доходов
местных бюджетов по сравнению с
прошлым годом обусловлен изменениями
в бюджетном законодательстве (в
текущем году весь налог на прибыль,
уплачиваемый коммунальными и
Основными источниками доходов
были поступления по подоходному
налогу (19,1% от всех доходов), налогу на
прибыль (18,2%), трансферты из республиканского
бюджета и безвозмездные
Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 8,1 трлн. руб. (на 31,8% больше в реальном выражении, чем в январе-марте 2010 г.). Местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 651,1 млрд. руб., или 1,6% ВВП. В I квартале 2010 г. расходы превышали доходы на 0,9 млрд. руб.
Почти 60% расходов местных бюджетов были направлены на финансирование здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной политики.
Доходы бюджета сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в I квартале 2011 г. составили 18,7 трлн. руб., расходы – 17,9 трлн. руб., профицит – 0,9 трлн. руб.
Таким образом, главное назначение государственных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.
2.2 Пути совершенствования финансовой системы Республики Беларусь.
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась.
Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться от системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.
При реформировании финансовой
сферы правительству следует
укрепить основы финансовой системы
– отчетность, законодательную базу,
обеспечение соблюдения соглашений,
порядок раскрытия информации, новые
структуры регулирования и
Для повышения эффективности
налоговой системы необходимо отказаться
от оборотных платежей. Проблема нашей
налоговой системы состоит в
том, что налогооблагаемая база для
расчета одних налогов
На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения.
Основным недостатком
современной бюджетно-
Значительным достижением в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.