Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
-охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
-дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов………...5
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...11
2. Статистический анализ финансовой системы Республики Беларуси за 2010-2011 годы…………………………………………………………………………21
2.1 Состояние государственных финансов Республики Беларусь за 2010-2011 годы……………………………………………………………………………….21
2.2 Пути совершенствования финансовой системы Беларуси………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов  и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые  источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как  дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности  отечественной продукции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним  из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать  использование выгодного географического  положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного  сервиса. Одним из новейших направлений  развития туризма может стать  сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе.

Для улучшения структуры  государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение  бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти  к оказанию адресной социальной поддержки  по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые  структуры и финансирование органов  государственной власти и управления.

Финансовому оздоровлению будет  способствовать признание свободы  предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний  бизнес может привести к значительному  увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной  жизни республики. Кроме того, малое  предпринимательство создает новые  рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает  новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в  лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.

Финансовая политика проводится в рамках общей экономической  политики. Сегодня денежно-кредитная  сфера РБ  (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию.

С одной стороны, он стремится  ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную  политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной  перестройки. Таким образом, для  предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание  денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики – поддержание рентабельного  уровня хозяйствования большинства  промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние  на денежную сферу республики. Чтобы  гибко реагировать на изменения  денежной массы, в республике надо развивать  рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение  доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

Одним из инструментов привлечения  средств частного сектора могут  стать муниципальные займы. Основная проблема привлечения инвестиций частных  лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят  спекулятивный характер, а экономике  необходимы долгосрочные инвестиции в  реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая.

Таким образом, совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей,  снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, решающая часть расходов должна носить производственный характер.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Главное назначение государственных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей,  снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, решающая часть расходов должна носить производственный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2007. – 160 c.
  2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс республики Беларусь, 6 июня 2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск. 2001. №62
  3. Конституция Республики Беларусь. – Минск: Беларусь, 1997.
  4. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года. – Минск: Мисанта, 2002.
  5. Бабич, А.М. Государственные муниципальные финансы / А.М. Бабич. – Москва: Финансы, 2000. –206 c.
  6. Булатов, А.С. Экономика / А.С Булатов. – Москва, 1997. – 502 с.
  7. Василевская, Т.Н. Финансы предприятий: учеб. пособие / Т.Н. Василевская; под общ. ред. Т.Н. Василевской. – 3-е изд. – Минск: выш. шк., 2006. – 528 с.
  8. Василик, О.Д. Теория финансов: учебное пособие / О.Д. Василик. − Киев: HIOC, 2000. – 200 с
  9. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 526 с.
  10. Дробозина, Л.А. Финансы: учебник / Л.А. Дробозина; под общ. ред. Л.А. Дробозиной. – Минск, 1999. – 477 с.
  11. Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. М.И. Ткачюк. – Минск: выш. шк., 1995. – 240 с.
  12. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск: выш. шк. 2007. – 416 с.
  13. Мысляева, И.М. Государственные муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева; изд. перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2007. – 360 с.
  14. Нешитова, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитова. – 5-е изд, перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 510 с.
  15. Опарин, В.М. Финансы (общая теория): обучающее пособие / В.М. Опарин. – Киев: КНЕЦ, 1999. – 200 с.
  16. Романовский, М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В. Романовский; под общ. ред. М.В. Романовского. – Минск: Перспектива; Юрайт, 2000. – 528 с.
  17. Сабанти, Б.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти. – Минск: Менеджер, 1998. – 167 с.
  18. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 178 с.
  19. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.
  20. Харковец, А. Основные подходы к формированию бюжета / А. Харковец // Финансы учёт и аудит. – 2008. − №6. С. 7 – 9
  21. Хотько, А.В. Бюджет 2009: основные расходы на социальную среду / А.В. Хотько // Финансы учёт и аудит. – 2008. − №6. С. 26
  22. Хотько, А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2008 год: задачи и вопросы их реализации / А.В. Хотько // Планово – экономический отдел. – 2008. – №2. С. 28
  23. Хотько, А.В. Главные доходы и расходы / А. Хотько // Финансы учет и аудит. – 2008. – №8. С.15

24  Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Дашков и К, 2006 – 456 с.

 

 


Информация о работе Финансовая система РБ