Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие финансов
2. Понятие финансовой деятельности государства,
ее цели, задачи и методы
3. Финансово-кредитная система рб

Файлы: 1 файл

Фин право.doc

— 352.50 Кб (Скачать)


ТЕМА:  ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ

 

1. Понятие финансов      

2. Понятие финансовой  деятельности государства, 

    ее цели, задачи  и методы     

3. Финансово-кредитная  система рб   

 

Рыночная экономика – это  система организации хозяйства  в масштабах государства, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан (как собственников своей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Основу рыночных отношений между производителями, продавцами и покупателями составляет свобода каждого в выборе делового партнера, свободное движение товаров и услуг, финансового капитала и рабочей силы в пределах общего экономического пространства. Т.О. в рыночной экономике взаимодействует 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и  услуг

2) рынок труда

3) рынок финансовых  ресурсов.

Рыночная система –  это экономическая система, при  которой независимые свободные  товаропроизводители обмениваются результатами труда. Этот обмен осуществляется с помощью денег. Это движение денежных средств предприятий приобретает форму финансовых операций, основой которых выступает финансовый платеж.

Финансы в переводе с латинского «денежный платеж».

Платеж – форма проявления финансов, а не их сущность. Сущность финансов заключается в следующем:

Финансы – это общественные экономические отношения, которые возникают по поводу движения стоимостей от одного собственника к другому собственнику.

Финансы – это экономическая категория.

Финансы – это экономические отношения по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансы – это ресурсы, по поводу которых возникают отношения, именуемые финансовыми.

Финансы – это финансовый план.

 

2в Общественный продукт проходит следующие стадии своего развития и движения:

1) производство;

2) распределение;

3) обмен;

4) потребление.

 

В производственных отношениях финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая распределительные  отношения. Функционируют финансы в системе этих отношений посредством денег, следовательно, в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного совокупного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако деньги не раскрывают сущности финансов и их функций, поскольку деньгам как экономической категории присущи свои специфические функции.

Э-ет следовательно 2 основные концепции происхождения денег:

1) эволюционная

2) рационалистическая.

 

1) утверждает, что деньги появились сами по себе в результате развития товарно-денежных отношений, и некоторые товары выделились из общей массы и заняли главенствующее положение.

2) сторонники этой  концепции рассматривают происхождение  денег как итог соглашения  между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимости в менообороте необходим специальный инструмент. Таковым инструментом и явились деньги.

Деньги – это особый вид товара (денежный товар), выступающий всеобщим эквивалентом при обмене товаров и услуг, т.е. деньги служат для выражения стоимости всех других товаров.

Деньги отличаются от финансов по функциям и содержанию.

Содержание денег  заключается в том, что деньги участвуют только в товарно-денежных отношениях. Финансы участвуют в распределении и перераспределении национального дохода страны и чистого дохода.

 

Функции денег:

1. Деньги как мера  стоимости

2. Деньги как средство  обращения

3. Деньги как средство  платежа

4. Деньги как средство  накопления

5. Мировые деньги.

 

Функции финансов:

Для них характерно следующие:

1. Распределительная

2. Контрольная.

 

1). Распределительная функция объединяет 2 процесса, Образование фондов денежных средств и их распределение. Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов, т.е. финансы служат для обеспечения отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, НД и ЧД, формирование доходов и накоплений и создание фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом, которому присущи все особенности и черты, носящие характер распределения и перераспределения.

Чистый доход – это основной и, как правило, единственный источник формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические отношения, основанные в рамках госбюджета.

Децентрализованные финансы – это экономические отношения, на основе которых образуются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов (2В: фонд прибыли и др.).

Распределительная функция  финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого  дохода.

Назначение распределительной  функции финансов состоит в следующем:

(1) – в распределении  и перераспределении части стоимости совокупного общественного продукта, т.е. чистого дохода в денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства;

(2) – в формировании возможностей  для создания финансовой основы  функционирования государства и  всей экономической системы, т.е.  в формировании централизованного фонда денежных средств, т.е. госбюджета.

 

2). Контрольная функция финансов порождена 1) функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, НД и ЧД по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция  действует совместно с 1) функцией как внутри централизованных финансов, так и внутри децентрализованных финансов.

Контрольная функция  обусловлена нормативным характером денежных отношений.

Распределительный характер денежных отношений характеризуется  их предварительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов  и сроков осуществления, целевым  использованием денежных ресурсов и  закреплением в нормативных актах.

Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство и условия платежей в бюджет (установлении категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, льгот, порядок исчисления платежей и т.д.), финансирование из бюджета, условия кредитования, а также порядок формирования и использования различных денежных фондов, хозяйствующих субъектов.

Контроль за соблюдением нормативных актов, которые выражают суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит взаимосвязь двух функций финансов, при этом первичной является распределительная функция финансов и вне ее не существует контрольная функция, т.к. нет объекта контроля.

Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности через осуществление финансового контроля. Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность финансовых органов и налоговых служб.

В финансах различаю 2 стороны: 1) качественная и 2) количественная.

Качественная показывает сам процесс движения денежных средств. Количественная сторона показывает сумму денежных средств, участвующих  в данном финансовом отношении.

Финансы – это экономические отношения, возникающие по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом, ЧД и формирования на этой основе децентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Финансовая деятельность государства – это осуществление  функций по образованию, распределению  и использованию фондов денежных средств.

Целью финансовой деятельности государства является обеспечение денежными средствами - для реализации его внутренних и внешних функций. Эта деятельность осуществляется компетентными органами государства.

Данная деятельность направлена на осуществление планового  распределения средств госбюджета, а также на повышение материального и культурного уровня жизни населения.

В процессе финансовой деятельности государства решаются задачи финансового  контроля за планомерным и целесообразным использованием денежных средств.

Принципы финансовой деятельности государства

 

1. Принцип планирования  с учетом территориального признака.

2. Участие граждан  в финансовой деятельности государства.

3. Законность.

4. Гласность.

Методы финансовой деятельности государства

 

Делятся на 2 группы:

1) составляют методы аккумуляции и распределения;

2) составляют методы использования.

 

1) группа включает элементы:

1. метод установления общеобязательных  платежей (налогов), взымаемых в РБ: - НДС; - акциз; - налог на прибыль  и доходы предприятий; - налог  на недвижимость; - земельный налог; - налог за пользование природными ресурсами )экологический налог); - чернобыльский налог; - подоходный налог с граждан.

2. метод установления обязательных  страховых взносов и добровольное  страхование.

3. метод установления  пошлин и сборов.

4. метод эмиссии, т.е.  выпуск денежных знаков и ценных  бумаг.

5. метод привлечения  всех свободных денежных средств  предприятий и граждан для  кредитования.

 

2) группа включает  следующие методы:

1. метод финансирования  – это плановый целевой безвозмездный отпуск денежных средств из бюджета государственного;

2. метод кредитования  – это отпуск денежных средств,  основанный на следующих принципах:

а) возмездности

б) возвратности

в) срочности

г) целенаправленности

д) обеспеченности

3. метод производства страховых выплат;

4. метод производства  валютных операций.

 

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовую систему  можно рассматривать как:

1 совокупность финансовых  сфер и финансовых звеньев;

2 совокупность финансовых  органов, которые осуществляют  финансовую деятельность, т.е. как  финансовый аппарат.

Необходимо отличать понятие финансовая система и  финансовый аппарат.

Финансовая система включает в себя финансовые отношения, а финансовый аппарат – это часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой РБ в лице финансовых органов.

Финансовая система РБ включает в себя 2 следующие крупные сферы:

1) общегосударственные финансы  (централизованные);

2) финансы предприятий (децентрализованные  финансы).

 

1) Общегосударственные финансы – это система экономических отношений по формированию централизованных фондов денежных средств.

Общегосударственные финансы включают следующие финансовые звенья:

- госбюджет

- внебюджетные фонды

- страхование

- государственный кредит

- банковский кредит.

 

2) Финансы предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Финансы предприятий состоят из 2 подсфер:

- финансов предприятий материального  производства

- финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

 

Наряду с понятием финансовой системы  существует обобщенное понятие финансово-кредитная  система. В конституции РБ есть специальный  раздел VII, который называется «финансово-кредитная система РБ». В данное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и банковская система.

Информация о работе Финансовая система РБ