Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие финансов
2. Понятие финансовой деятельности государства,
ее цели, задачи и методы
3. Финансово-кредитная система рб

Файлы: 1 файл

Фин право.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

        б) заемные.

Закрепленные доходы – это доходы, которые постоянно и в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – это доходы, которые ежегодно закрепляются за определенным видом  бюджета в конкретных размерах при  утверждении бюджета на очередной  финансовый год в виде % отчислений. К ним относится: НДС, акцизы и налог на доходы и прибыль.

К собственным доходам бюджета относятся:

1) закрепленные источники  доходов;

2) отчисления по регулирующим  источникам доходов;

3) дополнительные источники  доходов, устанавливаемые самостоятельно местными органами власти.

К заемным источника доходов бюджета относятся:

1) дотации, субвенции  и субсидии;

2) заемные средства.

 

4. По юридической форме:

- налоговые

- неналоговые.

 

5. Доходы бюджета по  субъектам

- доходы от юридических лиц

- доходы от физических  лиц.

 

6. По методам

- обязательные

- добровольные

- доходы, носящие штрафной  характер.

Особенности системы формирования доходов гос. бюджета

 

1. Субъектами, участвующими  в формировании доходов гос.бюджета  являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

2. Налоги платят не  только белорусские юридические  и физические лица, но и иностранные  юридические и физические лица.

3. Э-я система формирования  доходов гос.бюджета не стабильна, т.к. не стабильны сами экономические отношения в государстве.

 

Доходы республиканского бюджета зачисляются:

1) регулирующие общереспубликанские  налоги за вычетом отчислений  бюджетам областей;

2) чрезвычайный налог;

3) таможенные пошлины  и сборы;

4)доходы от внешнеэкономической деятельности;

5) доходы государственных  целевых фондов и др.

Доходы местных бюджетов:

Финансовые ресурсы  формируются за счет собственных  источников доходов. Доходы местных  бюджетов составляют:

1) плата за природные  ресурсы (экономический налог)

2) платежи за землю

3) поступления от приватизации  коммунальной собственности

4) местные налоги и  сборы

5) гос.пошлина

6) поступления от сдачи  в аренду имущества, находящегося  в коммунальной собственности

7) подоходный налог  с физических лиц

8) отчисления от республиканских налогов

9) дотации, субсидии  и субвенции из вышестоящих  бюджетов и др. доходы.

Государство не может  осуществлять свою финансовую деятельность без достаточного материального  обеспечения. Расходы бюджета находятся  в тесной взаимосвязи с его доходами. Расходы гос. бюджета являются экономической категорий.

Расходы гос. бюджета – это планомерное использование денежных средств из бюджета для обеспечения функций государства. Расходы гос. бюджета – это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств.

Гос.бюджет является основным источником покрытия расходов государства.

Направления расходов бюджета  определяются теми задачами, которые  ставятся перед государством на конкретный период.

Классификация расходов бюджета может быть по следующим основаниям:

1) по экономическому содержанию:

1 расходы, направленные  на финансирование материального  производства (фонды накопления)

2 расходы, направляемые  на финансирование непроизводственной  сферы (сфера потребления)

2) по целевому назначению:

1 расходы, направленные  на расширенное воспроизводство  (т.е. выпуск новой продукции,  капит. вложения, финансирование  инвестиционной деятельности, внешнеэкономической  деятельности и т.д.)

1 расходы, направленные на финансирование социальной сферы и общегосударственные расходы

3) по предметному признаку:

1 расходы, направленные  на финансирование отдельных  отраслей экономики

2 расходы, направленные  на финансирование соц.культурных  мероприятий, включает расходы на образование, здравоохранение, соц.обеспечение и тому подобное;

3 расходы на общегосударственные  нужды, включая расходы на оборону,  правоохранительные органы, содержание  гос.аппарата и т.д.

4) по административно-территориальному  признаку:

1 в рамках административно-территориальной единицы, т.е. местные расходы

2 в масштабах республики, т.е. общереспубликанские расходы

5) по субъектам финансирования:

1 юридические лица

2 физические лица

Система расходов государственного бюджета

 

Совокупность всех видов расходов бюджета по отраслям и целевому назначению, которой свойственно единство и дифференциация на отдельные виды расходов. Особенности финансовых отношений в области расходов гос.бюджета.

1. Финансовые отношения  между государством и субъектами финансирования всегда носят денежный характер.

2. Обязательным участником  данных отношений всегда выступает  государство, являясь собственником  бюджетных средств, государство  имеет право распоряжаться ими,  направлять их на развитие  материальной и социальной сферы, покрытие общегосударственных и др. потребностей, т.е. имеет право осуществлять расходы.

3. Финансовые отношения  в области расходов бюджетов  характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов и объекты финансирования. Субъект, нарушивший предписание государства несет соответствующую ответственность.

4. Финансовые отношение  носят безвозмездный характер.

5. На структуру расходов  гос. бюджета влияет экономическая и социальная обстеновка.

Особенность расходов:

в структуре расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных средств.

Состав расходов республиканского бюджета:

1. Расходы на расширение  воспроизводства.

2. Финансирование внешнеэкономической деятельности.

3. Расходы на социальные  нужды: включая финансирование  соц.-культурных учреждений и  мероприятий по соц.защите, расходы  на образование, науку, культуру, здравоохранение, соц.обеспечение.

4. Финансирование нац.  обороны.

5. Содержание органов внутренних дел, органов безопасности, финансирование судов и провоохранительных органов, таможенных органов, финансирование органов гос. власти и управления.

6. Расходы по ликвидации  последствий катастрофы на ЧАЭС.

7. Финансирование капиталовложений гос.

8. Выдача дотаций, субсидий  и субвенций местным бюджетам  и др. мероприятия, финансируемые  из республ. бюджета.

Расходы местных  бюджетов:

местные советы самостоятельно определяют направления использования  средств бюджетов за исключением переданных им из бюджетов вышестоящего уровня финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

Местные советы самостоятельно расходуют бюджетные средства на финансирование мероприятий по соц. и эконом. развитию соответствующей  территории. Устанавливают нормы расходов на содержание учреждений науки, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства, на соц. обеспечение, на содержание органов внутренних дел, на благоустройство населенных пунктов, а также расходы на содержание соц.культурной сферы местного значения и соц. защиты населения. Определяют расходы на содержание местных органов власти и управления, правоохранительных органов, образуют целевые фонды местного значения.

 

ТЕМА: БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

1. Принципы распределения доходов  и расходов между звеньями бюджетной системы.

2. Понятие и методы  бюджетного регулирования.

 

Э-т четкая система  распределения доходных источников и направлений бюджетных средств, т.е. их использования. основу этой системы  составляют поступления от народнохозяйственного комплекса в виде налогов и др. обязательных отчислений.

Если взять в целом  доходы и расходы бюджета, то они  раграничиваются по 2 основным направлениям:

1) целевое направление

2) в соответствии с  потребностями соответственной  административно-территориальной единицы.

При этом учитывается  численность предприятий, расположенных  на данной администр.-территориальной  единицы, гос. форма собственности  и численность населения.

При распределении доходов  и расходов перед государством ставятся следующие задачи:

1) обеспечение сбалансированности  бюджета:

сбалансированность бюджета – это соответствие доходов расходам. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

2) заинтересованность местных органов  власти и управления в надлежащем  выполнении планов экономического и соц. развития территории.

3) обеспечение равномерного  поступления доходов в бюджет  и предотвращения временных кассовых  разрывов, т.е. несовпадения по  времени запланированного поступления  денежных средств в бюджет  с их плановым исполнением для своевременного финансирования всех запланированных мероприятий.

4) Приоритет республиканского  бюджета в финансировании республиканских  программ и мероприятий.

Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами разного уровня:

а) централизованного регулирования выражается в том, что права и обязанности в области бюджета возникают у центральных органов власти. При этом централизованное руководство сочетается с самостоятельностью полномочий органов местного управления в области бюджета.

б) сбалансирования бюджетов, направлен на устранение дефицита бюджета.

в) обеспеченности финансовыми  ресурсами всех запланированных  мероприятий, финансируемых из гос. бюджета.

г) обеспечения заинтересованности адм.-территориальных единиц в экономном  расходовании денежных средств, поступающих из госбюджета.

д) значимости финансируемых  мероприятий предполагоет финансирование мероприятий и объектов, имеющих  общереспубликанское и местное  значение, а также зачисление доходов  в республиканский или местные  бюджеты.

е) самостоятельности  республиканского и местных органов  власти и управления в распределении  отдельных видов доходов.

Все доходные источники  бюджета делятся на 2 вида:

1 – закрепленные

2 – регулирующие.

Распределение доходов  между звеньями бюджетной системы осуществляется в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разл. уровня, при этом закрепленные доходы образуют постоянную основу бюджета любого уровня и повышают самостоятельность местных бюджетов. Однако, закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной части бюджетов, поэтому предусмотрен 2-й порядок распределения доходов посредством бюджетного регулирования.

Основой бюджетного регулирования  является закрепленное законодательством  распределение источников доходов  между бюджетами разного уровня.

Бюджетное регулирование представляет собой процесс планомерного перераспределения доходов от регулирующих источников между бюджетами разл. уровня с целью бездефицитного сбалансирования каждого бюджета.

Цель бюджетного регулирования – сбалансированность бюджета.

Выделяют следующие  группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение  регулирующих источников доходов  бюджета. Это основной метод.

2) Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам  за счет средств вышестоящих бюджетов. К этой группе методов относятся: дотация, субвенция и субсидия.

Дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящего бюджета. Выделение дотации осуществляется на безвозмездной и безвозмездной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели.

Субсидия – это пособия в денежной форме, предоставляемые вышестоящим бюджетов нижестоящему бюджету либо юридическим и физическим лицам.

Отличие дотации от субвенции  и субсидии.

Субвенция и субсидия в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению. В случае нарушения его целевого использования, она должна быть возвращена.

3) Предоставление бюджетных  ссуд (заемные средства).

Бюджетная ссуда – это финансовая помощь, однако она имеет возвратный характер и предоставляется на временной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня.

ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Информация о работе Финансовая система РБ