Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие финансов
2. Понятие финансовой деятельности государства,
ее цели, задачи и методы
3. Финансово-кредитная система рб

Файлы: 1 файл

Фин право.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

 

1. Понятие и принципы  бюджетного процесса

2. Стадии бюджетного  процесса

 

Особенность бюджета  заключается в последовательном прохождении постоянно-возобновляющихся стадий его формирования и исполнения. Это обусловлено тем, что закон, издаваемый о бюджете действует в течении определенного периода времени (календарный год), по окончании которого должен быть принят новый законодательный акт о бюджете на очередной бюджетный год.

Бюджетный процесс включает следующие стадии:

1) составление бюджета

2) рассмотрение бюджета

3) утверждение бюджета

4) исполнение бюджета.

Составной частью является составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательными актами деятельность компетентных государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению и принятию отчета об его исполнении.

Бюджетному процессу характерны следующие принципы:

1) единства

2) реальности

3) полноты

4) гласности

5) самостоятельности.

Характерны  и для  бюджетного устройство Э-ю специфические  принципы, характерные только для  бюджетного процесса:

1 специализации бюджетных  показателей – выражающихся в  конкретизации доходов бюджета по источникам, а расходов по их целевому назначению.

Данный принцип реализуется  через бюджетную классификацию.

Бюджетная классификация – это специальная, обязательная, единая систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, основанная на их экономической характеристике.

Бюджетная классификация  – это специальный документ, устанавливающий  группировку доходов и расходов бюджета и лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов государства и выражающий организацию бюджета.

Значение бюджетной классификации

1) в бюджетной классификации  выражена организация бюджета,  т.к. она является документом  и используется при составлении  и исполнении бюджета;

2) с помощью бюджетной  классификации осуществляется поступление доходов в бюджет т осуществляется планомерное их расходование;

3) упрощает осуществление  контроля за своевременностью  и полнотой поступления бюджетных  средств и их использованием  по целевому назначению;

2) ежегодности, данный  принцип выражается в ежегодном повторении стадий бюджетного процесса.

Исполнение бюджета  является основной стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем запланированным  показателям его доходной и расходной  частей. Исполнение бюджета заключается в получении всех запланированных доходов и расходовании их в соответствии с бюджетной классификацией. Исполнение бюджета – это полное по объему и своевременное по срокам выполнение плана поступления доходов и бесперебойное финансирование всех запланированных мероприятий.

Главным документом, на основании  которого осуществляется исполнение бюджета  является бюджетная роспись.

Исполнение бюджета осуществляется по его доходной и расходной частям. Чтобы исполнить бюджет требуется  его кассовое исполнение, т.е. кассовое исполнение доходной и расходной частей, которое осуществляется  по отдельности.

Кассовое исполнение бюджета осуществляется через территориальные  органы гос. казначейства.

Доходная часть бюджета  исполняется за счет налоговых и  неналоговых отчислений от юридических и физических лиц.

Исполнение расходной  части бюджета связано с использованием бюджетных средств. Бюджетные средства поступают в распоряжение соответствующих  должностных лиц, называемых распорядителями  бюджетных средств.

Распорядителем бюджетных  средств открываются лицевые счета в системе гос. казначейства. Существуют 2 группы распорядителей бюджетных средств:

1) Главные распорядители

2) нижестоящие распорядители.

 

Главные распорядители  – это те должностные лица, которые распределяют бюджетные средства между нижестоящими распорядителями. К ним относятся: руководители министерств, ведомств, госкомитетов, руководители управлений при  местной администрации. Главные распорядители имеют право:

а) использовать бюджетные  средства на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства и т.п.

б) право распределять бюджетные средства между подведомственными  учреждениями.

Нижестоящие распределители получают бюджетные средства отвышестоящих  распорядителей и расходуют на содержание и нужды своего предприятия, учреждения или организации. Нижестоящие распределители не имеют права распределять бюджетные средства. К ним относятся: ректор ВУЗа, гл.врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных  средств всех уровней обязаны:

а) использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению;

б) распорядители бюджетных  средств несут полную ответственность  за нарушение целевого использования  бюджетных средств.

 

ТЕМА: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

 

1. Структура банковской системы. Понятие и виды банков.

2. Цели и задачи  деятельности банка.

3. Значение банков  и банковской деятельности.

 

Национальная банковская система – это внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная едиными целями и задачами совокупность банковских учреждений.

Банками являются государственные, акционерные и др. учреждения, привлекающие денежные средства и размещающие их в форме кредита, а также осуществляющие иные операции на основании лицензии Нац.банка.

Банковская система  РБ является двухуровневой. Она включает НБ – I уровень (центробанк).

П уровень составляют коммерческие банки. Всю банковскую систему возглавляет НБ РБ.

Статус НБ отличается от статуса коммерческих банков тем, что Нацбанк является одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом.

Как орган управления он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики. А с др. стороны НБ – юридическое лицо, вступающее в определенные с коммерческими банками и др. кредитными учреждениями.

Главным звеном в банковской системе  является коммерческие банки, составляющие 2-й уровень банковской системы. Банки  могут создаваться на основе государственной, частной или смешанной форм собственности.

Банки могут создаваться в виде  АО закрытого или открытого типа и гос. банков.

Виды. Коммерческие банки различаются по принадлежности уставного капитала и способу его формирования на:

1) государственные; 2) акционерные; 3) банки  с участием иностранного капитала; 4) иностранные банки.

По видам совершения операций банки делятся на :

1) универсальные

2) специализированные.

По территориальным признакам:

1) республиканские

2) региональные.

Банки независимы в своей деятельности и органы гос. власти не имеют права  в нее вмешиваться. Деятельность коммерческих банков осуществляется на основании лицензии НБ.

По своему статусу коммерческие банки не осуществляют административно-контрольные  полномочия относительно своей клиентуры. Однако, в 2-х случаях они осуществляют эти полномочия, но при этом отсутствуют интересы банков, связанные с извлечением прибыли:

1) когда на коммерческие банки  возложена обязанность проверять  соблюдение предприятиями правил  ведения кассовых операций;

2) коммерческие банки, получив  лицензию на совершение валютных  операций и став уполномоченными банками, обязаны осуществлять контрольные функции по валютным операциям своих клиентов.

Отношения банков с клиентами строятся на договорной основе. Клиенты имеют  право самостоятельно выбирать банк для кредитно-расчетного обслуживания. Банки в праве отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если оно предусмотрено уставом банка. Банки несут ответственность за своевременность выполнения поручений клиентов. Банки гарантируют тайну по операциям и вкладам клиентов. Банки отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и денежными средствами. В банке создана централизованная единая система БУ.

Целью деятельности банков является получение прибыли для удовлетворения экономических интересов его акционеров.

Предмет деятельности банка заключается в следующем:

1) в кредитовании и  расчетно-кассовом обслуживании  юридических и физических лиц;

2) в аккумулировании и эффективном  использовании денежных средств  для развития экономики республики.

Банки выполняют следующие  операции:

1) принимают и размещают  средства во вклады и депозиты;

2) предоставляют кредиты;

3) расчетно-кассовое обслуживание  клиентуры;

4) валютные операции;

5) управление денежными  средствами по договору с собственником  этих средств;

6) операции с драгоценными  металлами;

7) операции с ценными  бумагами;

8) факторинг

9) сдача в аренду  специальных помещений для хранения  документов и ценностей;

10) оказывают консультационные  услуги, связанные с банковской  деятельностью.

Задачи деятельности банков:

1. Получение прибыли

2. Наличие постоянных  клиентов.

3. Расширение сотрудничества  с иностранными банками и компаниями.

4. Увеличение капитала  банка.

 

Значение банков и банковской деятельности:

1. Положение банков  как расчетных центров республики позволят им способствовать ускорению обращения товарных масс и денежных средств.

2. Контролируют соблюдение  хозяйствующими субъектами платежной  дисциплины и применяют к нарушителям  соответствующие санкции.

3. Банки постоянно  поддерживают готовность своевременно выполнять принятые на себя обязательства путем регулирования структуры своего баланса в соответствии с установленными нормативами.

4. Гарантируют тайну  по операциям и вкладам своих  клиентов. Предоставление банком  сведений возможно только в случаях, предусмотренных законодательством.

5. На денежные средства  клиентов, находящихся в банке,  включая вклады граждан , может  быть наложен арест и обращены  взыскания не иначе как случаях  и в порядке, предусмотренном  законодательством.

 

ТЕМА: ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Содержание финансов  предприятий

2. Денежные доходы  предприятий и их роль в  формировании фин. ресурсов.

3. Прибыль предприятий,  ее распределение и использование.

4. Финансовые отношения  предприятий с гос. бюджетом.

5. Финансовые отношения предприятий с кредитными учреждениями.

 

Финансы предприятий являются составной частью финансовой системы РБ. Они подразделяются на:

а) финансы сферы материального  производства

б)финансы непроизводственной сферы.

Особенностью финансов сферы материального производства является их непосредственная связь с формированием первичных доходов. Эти финансы непосредственно обслуживают процесс создания стоимости.

Объектом распределения  на предприятии является выручка  от реализации продукции.

На основе ее распределения формируется фонд возмещения текущих затрат предприятия. Производятся отчисления в бюджет в форме НДС и акцизов, а также отчисления в целевые бюджетные и внебюджетные фонды и образуется чистый доход.

Чистый доход служит источником доходов общегосударственного фонда  в форме налога на прибыль, налога на недвижимость и налога на доходы.

Финансы предприятий представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий, соц. нужды и материальное стимулирование работников.

Финансы сферы материального  производства включают следующие финансовые отношения, которые возникают:

1) между предприятиями.  Они складываются в процессе получения выручки от реализации, поступления внереализационных доходов, оплаты материальных затрат, уплаты и получения штрафов при нарушении договорных обязательств, реализации ценных бумаг, инвестирования средств  в акции других предприятий, уплаты и получения дивидендов и % по ним.

Информация о работе Финансовая система РБ