Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие финансов
2. Понятие финансовой деятельности государства,
ее цели, задачи и методы
3. Финансово-кредитная система рб

Файлы: 1 файл

Фин право.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

 

Значение бюджета:

1. Бюджет направлен  на приоритетное развитие социальной  сферы, т.е. он играет ведущую  роль в финансировании социальной  сферы общества. В нем предусмотрены  ассигнования на социальную защиту  малообеспеченных слоев населения  и др. мероприятия по социальной защите, кроме этого через бюджет обеспечивается финансирование потребностей, связанных с системой образования, культурой и др. социальными нуждами.

2. Бюджет обеспечивает  функционирование экономики государства.

3. Оказывает финансовую  поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.

4. С помощью бюджета  идет перераспределение денежных  средств из единой материальной  сферы в другую, а также в  сферу потребления.

5. Бюджет является  инструментом, с помощью которого  государство регулирует доходы. Следует отметить, что усиливается роль налоговых платежей в формировании доходной части бюджета.

6. Бюджет составляет  основу финансовых средств государства.

Главная роль бюджета заключается в его социальной направленности, т.е. в бюджетном финансировании социальной сферы, количество субъектов и объектов финансирования при частной собственности сокращается, а увеличивается количество субъектов финансирования социальной сферы.

Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  общегосударственного фонда денежных средств называется бюджетными отношениями. Бюджетные отношения складываются в процессе:

1) установления бюджетного  устройства и состава бюджетной  системы;

2) в процессе установления  бюджетной структуры доходов  и расходов и распределения их между бюджетами разного уровня;

3) в процессе разграничения  бюджетной компетенции между  республиканскими и местными  органами власти и управления;

4) в процессе организации  бюджетного процесса, т.е. установления  порядка составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджета, а также утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Бюджетные отношения  возникают в процессе бюджетной  деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию  общегосударственного фонда денежных средств.

Особенности бюджетных отношений

1. Бюджетные отношения  складываются между государственными  органами и юридическими лицами, которые участвуют в формировании  и исполнении государственного  бюджета.

2. В случае возникновения  каких-либо споров бюджетные отношения разрешаются в административном порядке.

3. Нормы права, регулирующие  бюджетную деятельность отличаются  высокой детализированностью, т.к.  финансовая деятельность связана  с деньгами, поэтому требуется  их четка регламентация.

4. Бюджетные отношения пронизывают по сути своим воздействием все стороны экономической и социальной деятельности государства.

Характерной особенностью бюджетных отношений является то, что они имеют строго ограниченный круг субъектов.

Субъектами всегда являются

а) органы государственной  власти и управления

б) организации, предприятия, учреждения, если они участвуют в формировании и исполнении бюджета.

Признаки субъектов бюджетных  отношений

1) Субъекты участвуют  в распределении доходов и  расходов бюджета;

2) субъект является стороной, участвующей в бюджетном процессе;

3) субъект может получать денежные средства из бюджета в порядке финансирования;

4) Для бюджетных отношений характерен  один собственник – государство,  т.е. здесь нет перехода права  собственности, а имеет место только перераспределение собственности;

5) Для бюджетных отношений  характерен свой срок действия: бюджетные отношения не могут  длиться больше года, т.к. бюджет  принимается только на один  финансовый год. Но они носят  непрерывный характер, т.к. возобновляются вновь с 1 января будущего года, следовательно бюджетные отношения носят срочный характер.

 

Бюджетные полномочия возложены  на следующие органы:

- Национальное собрание (парламент)

- Совет Министров

- Министерство финансов

- Органы государственного казначейства

- Комитет государственного  контроля

- Местные органы власти  и управления.

 

Бюджетные полномочия республиканских органов власти и управления :

 

1. Право установления  общих начал, организации деятельности  республиканских и местных органов власти и управления в области бюджета.

2. Обеспечение единого  законодательного регулирования  в области бюджета на территории  республики.

3. Разработка и утверждение  на один год в конкретной  сумме республиканского бюджета  с выделением по республиканскому и областным бюджетам.

4. Утверждает отчет  об использовании бюджета.

5. Устанавливает виды  налогов и источники доходов,  а также порядок их распределения  между звеньями бюджетной системы.

6. Право установления  основных направлений в области расходов бюджета.

7. Право образовывать  резервные и внебюджетные фонды.

8. Право установления  основных бюджетных прав административно-территориальных  единиц.

9. Установление режима  полученных доходов и закрепление  режима расходов.

10. Право установления принципов и порядка реализации стадий бюджетного процесса.

11. Право определять  правовые основы составляемых  проектов государственного бюджета,  порядок их утверждения и исполнения.

12. Имеет право осуществлять  методическое руководство в области  бюджетного планирования и бюджетной деятельности.

13. Имеет право осуществлять  финансовый контроль за соблюдением  министерствами, местными органами  власти, предприятиями, организациями  бюджетного законодательства и  бюджетной дисциплины.

 

Бюджетные полномочия административно-территориальных единиц:

 

1. Право иметь свой  бюджет.

2. Право получать доходы  от источников, расположенных на  их территории.

3. Самостоятельно определять  источники доходов местного бюджета.

 

 

ТЕМА: БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РБ

 

1. Понятие и принципы бюджетного устройства

2. Бюджетная система  и ее состав.

 

Бюджетное устройство – представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система – это совокупность республиканского и местных бюджетов.

Бюджетное устройство включает 2 элемента:

1) Бюджетная система,  которая занимает главное место  в бюджетном устройстве.

2) Принципы построения  бюджетной системы.

 

БУ определяется административно-территориальным  делением РБ.

Бюджетное устройство – это организация государственного бюджета, включая состав и структуру его внутри, взаимоотношения между отдельными бюджетами, а также порядок распределения доходов и расходов между ними. Кроме этого соподчиненность и взаимодействие правовой и процедурной стороны.

Цель БУ состоит:

1. в объединении финансовых ресурсов воедино в масштабах всего государства.

2. В обеспечении потребностей  государства в денежных средствах  на данном этапе его развития.

БУ базируется на следующих принципах:

1. Принцип единства.

2. Принцип полноты

3. Принцип реальности

4. Принцип гласности

5. Принцип самостоятельности  бюджета.

 

1. Принцип единства  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной  документации, использованием единой  бюджетной классификации, едиными  согласованными принципами бюджетного процесса, единым ден.системы на территории республики и взаимодействием бюджетов всех уровней.

2. Принцип полноты  предполагает полноту охвата  всех сфер жизни и сторон  деятельности государства, которые  финансируются за счет средств госбюджета. Принцип полноты обеспечивается включением в источники доходов бюджета всех налогов, неналоговых платежей и определением размера и порядка расходования денежных средств бюджета.

3.Принцип реальности  обеспечивается реальными поступлениями  денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью определяются конкретные источники доходов, включаемые в бюджет разного уровня, причем эти источники должны знать реально. Принцип способствует достижению сбалансированности доходной и расходной частей бюджета. Принцип обеспечивается законодательным закреплением бюджетной системы, благодаря чему она реально Э-т и не может быть изменена какими-либо субъектом в одностороннем порядке.

4. Принцип гласности  бюджетной деятельности обеспечивается  открытым всесторонним обсуждением бюджета и итогов исполнения бюджетов, т.е. все стадии бюджетного процесса проходят гласно. Доведение до широкого круга граждан содержания бюджета осуществляется путем опубликования основных показателей бюджета и отчетов об его исполнении.

5. Принцип самостоятельности.  Республиканский и местные бюджеты  всех уровней являются самостоятельными  и отражают доходы и расходы  бюджетов. Самостоятельность бюджетов  обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом  определять направления их использования. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает собственный бюджет, утверждает и исполняет его.

 

Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов различных уровней, объединенных в гос. бюджете, т.е. бюджетная система есть совокупность всех звеньев бюджета в определенной взаимосвязи.

В БС РБ как самостоятельные  звенья включаются республиканский  и местные бюджеты всех уровней.

Государственный бюджет – это совокупность различных  бюджетов, функционирующих на территории республики.

Государственный бюджет включает:

1) республиканский бюджет

2) местные бюджеты,  которые включают:

1 бюджеты областей  и г. Минска;

2 районные бюджеты;

3 городские бюджеты;

4 поселковые бюджеты;

5 бюджеты сельсоветов.

По своему характеру бюджеты могут быть следующих видов:

1. Консолидированный – это совокупность  бюджетов РБ.

2. Обособленные бюджеты,  т.е. каждый бюджет в отдельности.

 

ТЕМА: СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

1. Понятие доходов  гос. бюджета и их классификация

2. доходы республиканского  и местных бюджетов

3. Понятие расходов  гос. бюджета и их классификация

4. Структура расходов  республиканского и местных бюджетов.

 

Бюджет составляется по доходам и расходам, т.е. он состоит  их 2-х частей: доходной и расходной.

Доходы гос. бюджета представляют собой часть гос. доходов и имеют централизованный характер, т.к. поступают в непосредственное распоряжение государства, использующее их в своей деятельности.

Доходы гос.бюджета  являются самостоятельной системой, которая представляет собой совокупность включаемых в гос.бюджет доходов, которой свойственно единство и дифференциация на отдельные виды доходов.

Существует четка система  формирования доходных источников. Доходы гос. бюджета РБ формируются за счет 2-х основных источников:

1) поступления в виде  налогов и других обязательных  платежей предприятий всех форм  собственности.

2) платежи населения.

Особенности доходов гос. бюджета

Для доходов бюджета  характерно то, что все платежи, поступающие  в бюджет носят обязательный характер.

Классификация доходов бюджета

 

1. В соответствии с  бюджетной классификацией:

- текущие

- капитальные

- безвозмездные.

2. По социально-экономическому  признаку (вытекают из форм собственности)

- доходы от государственных предприятий

- доходы негосударственного  сектора экономики

- доходы от граждан.

3. По порядку и условиям  зачисления:

I – закрепленные

П – регулирующие

Ш – дотации, субвенции  и субсидии

IV – а) собственные

Информация о работе Финансовая система РБ