Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе была сделана попытка рассмотреть понятие финансовой системы Республики Беларусь и охарактеризовать звенья финансовой системы, а также проанализировать финансовое состояние в РБ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  значительная динамика характерна для  прямого финансирования отраслей реального сектора экономики и расходов на капитальные вложения. Так, по сравнению с 1998 г, они снизились соответственно с 3,3 % до 1.5 % и с 3 % до 1.7 % в 2003 г. (по отношению к ВВП).

              Неоднозначно оцениваются расходы  на сельское хозяйство. Их размер зависит от уровня реформированности сельскохозяйственного производства. При общем снижении прямого финансирования отраслей реального сектора экономики сельского хозяйства это коснулось в меньшей степени по сравнению с другими отраслями.

     Разбалансированность государственных финансов в Беларуси - результат коренных преобразований в экономике республики в последнем десятилетии. Учитывая пагубные последствия дефицита бюджета для всего народного хозяйства, руководство республики проводит определенную работу по управлению дефицитом с учетом мирового опыта. Правительство последовательно проводит линию на сокращение удельного веса дефицита бюджета в ВВП. Так, если в 1999 г. дефицит составлял 2.9 процента к ВВП,  в 2002 г. - 0.4 процента, то в 2003 году дефицит республиканского бюджета составил 1,5% к ВВП, что свидетельствует о его нестабильности. [10, с. 16]

     С учетом рекомендаций международных  финансовых организаций и собственного опыта в Беларуси предприняты  достаточно серьезные шаги в направлении  совершенствования методов управления государственными финансами. Это, прежде всего, постепенный переход на казначейскую систему кассового исполнения бюджета.

     С созданием казначейства принципиально  изменился порядок исполнения бюджета. Постепенно реализуется принцип единства кассы, подразумевающий аккумулирование большинства, а в перспективе всех государственных средств на едином казначейском счете (ЕКС), с которого финансируются бюджетные расходы. Единый казначейский счет позволяет уйти от распыленности бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе (а их несколько тысяч). Это позволяет снизить заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а, следовательно, снижаются бюджетные издержки по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Технология проведения платежей с ЕКС заключается в том, что бюджетные средства минуя счета министерств, затем бюджетных учреждений, зачисляются непосредственно на счета предприятий и организаций, оказавших услуги бюджетной сфере.

               Распорядители бюджетных средств  при заключении договоров на  поставку товаров, выполнение  работ для бюджетных организаций  руководствуются «Положением о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств», утвержденным Постановлением Министерства финансов 29.06.2000 г № 68.

            Таким образом, финансовый кризис, выражающийся в бюджетном дефиците, государственном долге, инфляции, неплатежеспособности, пока не преодолен. Любые попытки приостановить эти негативные явления оказываются безуспешными. Потеряны или, вернее не найдены адекватные механизмы управления государственными финансами в новых условиях. Мы думаем, что здесь можно выделить две группы причин.

            Первую группу составляют: деформированная и монополизированная структура производства, основанная на отсталой материально-технической базе; деградация отношений собственности, всеобщее огосударствление, утрата всвязи с этим нормальной хозяйственной мотивации, как на уровне трудового коллектива, так и отдельного работника. В совокупности эти факторы обусловили низкий уровень эффективности общественного производства, неспособность экономики к самопроизводству.

               Вторая группа причин кроется  в разрыве хозяйственных связей, регионализации экономики, непродуманности и поспешности шагов по созданию рыночных механизмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

             В данной работе была сделана  попытка рассмотреть понятие  финансовой системы Республики  Беларусь и охарактеризовать  звенья финансовой системы, а также   проанализировать финансовое состояние в РБ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

              Под финансовой системой Республики Беларусь понимается совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.

     Финансовые  институты - это экономические категории, составляющие систему определенных экономических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс государства, различные внебюджетные фонды, государственные доходы (кредит, государственное страхование). Центральное место принадлежит бюджетной системе. В Республике Беларусь в соответствии с Законом "О бюджетной системе и внебюджетных государственных фондах" она формируется из двух звеньев: республиканского бюджета и местных бюджетов. Неотъемлемой частью бюджетной системы является бюджетный процесс, в ходе которого составляются, рассматриваются, утверждаются и исполняются бюджеты.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение. К ним относятся пенсионный фонд, фонд поддержки предпринимателей и др. С 1998 г. все внебюджетные фонды входят составной частью в соответствующий бюджет.

       Ведущее место в системе государственных доходов занимают обязательные платежи, которые, прежде всего, поступают в бюджет и другие внебюджетные фонды государства. Это налоги, сборы, различного рода пошлины.

     Во  временное пользование денежные средства поступают государству посредством государственного кредита. Государственный кредит основан на добровольности платежей. Государство получает кредит, то есть деньги взаймы от юридических и физических лиц, а также от других государств. Государственный кредит осуществляется, прежде всего, через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей, проводимых по решению Правительства через Министерство финансов Республики Беларусь.

     Сами по себе финансовые институты не могут осуществлять финансовую деятельность. Это пассивный элемент финансовой системы. С его помощью создаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансовой деятельности. Активным элементом финансовой системы Республики Беларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность. Необходимо иметь в виду, что в осуществлении финансовой деятельности принимают участие все без исключения органы и учреждения государства и иные субъекты, однако в финансовую систему должны включаться те из них, для которых финансовая деятельность является основной.

     Финансовую  систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

     При проектировании финансовой системы  необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний, а управление осуществлять в реальном масштабе времени. Что касается нашего мнения, так мы считаем, что финансовая политика Республики Беларусь должна учитывать всю совокупность присущих нашей республике политических, социальных, экономических и  географических факторов. Вместе с тем выработка финансовой политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу, в настоящее время нецелесообразна.

Информация о работе Финансовая система РБ