Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе была сделана попытка рассмотреть понятие финансовой системы Республики Беларусь и охарактеризовать звенья финансовой системы, а также проанализировать финансовое состояние в РБ. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 123.00 Кб (Скачать)
ustify">     Бюджет  Республики Беларусь, включающий республиканский и местные бюджеты, является основным денежным фондом государства и служит для финансирования органов государственной власти, социально-экономических потребностей общества в целом и административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

     Бюджет  состоит из доходной и расходной  частей.

     Основным  источником формирования доходной части  бюджета Республики Беларусь служат налоги, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Основная часть доходов бюджета не носит целевого характера. Одновременно в состав доходной части бюджета Республики Беларусь включены государственные целевые бюджетные фонды: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; дорожный фонд; фонд охраны природы; часть средств государственного фонда содействия занятости; которые до 1998 г. имели статус государственных внебюджетных фондов. С 2004 г. в республиканский бюджет включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

     В расходной части бюджета определяются основные направления финансирования и их объемы. Денежные средства из бюджета расходуются на финансирование многочисленных задач, взятых на себя государством: здравоохранение, образование, науку, спорт, культуру, социальную сферу и т.д.

     В составе республиканского и местных  бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведению других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при .утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Государственные внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы Республики Беларусь. Они относятся к государственным финансовым средствам и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента и законами Республики Беларусь.

     Важнейшим в системе государственных внебюджетных фондов является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, который образован для финансирования расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, а также для иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном, страховании. Полномочия данного внебюджетного фонда определены в Указе Президента от 5 июня 2000г. «О фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»1 и в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2000 г. № 1424, утвердившем Положение об этом фонде". Как уже отмечалось, Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь включены в республиканский бюджет (ст. 3).

     Для удовлетворения потребностей государства  в финансовых ресурсах, наряду с традиционными источниками (налогами, сборами и другими обязательными платежами), используются и другие способы получения государственных доходов (например, государственный кредит).

     Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства.

     Важнейшим признаком кредитных отношений  является возвратность денежных средств. Собранные государством на кредитной основе финансовые ресурсы юридических и физических лиц через определенное время должны быть возвращены собственнику. Эти финансовые ресурсы являются временными доходами и составляют государственный долг, который состоит из внутреннего и внешнего государственного долга.

     Еще одним звеном финансовой системы  Республики Беларусь являются фонды страхования. Они служат для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и причин, для возмещения возможного ущерба хозяйствующим субъектам или потерь физических лиц в связи с последствиями страховых случаев (стихийные бедствия, эпидемии и т.п.).

     В соответствии со ст. 3 Закона «О страховании» страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премии), уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.

     Создание  фондов страхования и их виды предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь»'. <8Ш

     Для обеспечения выполнения принятых на себя обязательств страховая организация образует из полученных страховых взносов страховые резервы по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (математические резервы), по видам страхования иным, чем страхование жизни (технические резервы). Порядок и условия образования страховых резервов устанавливаются Министерством финансов.

     По  обязательным видам страхования  и по добровольному страхованию жизни страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай: невыполнения своих обязательств; признания их экономически несостоятельными (банкротами). Средства в данные фонды отчисляются от поступивших страховых взносов по обязательным видам страхования и добровольному страхованию жизни и включаются в себестоимость страховых услуг. Порядок создания гарантийных фондов и использования их средств устанавливается Правительством .

     Для выполнения предупредительной функции  страховой организацией создается фонд предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов. Данный фонд имеет целевое назначение и используется для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от пожаров, стихийных бедствий, эксплуатации источников повышенной опасности, загрязнения окружающей среды, потребления товаров ненадлежащего качества отечественного и иностранного производства, транспортных происшествий, гибели или повреждения застрахованного имущества, а также на предотвращение иных страховых случаев".

     Объектами страхования, в частности, могут  быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные:

     с причинением вреда жизни или  здоровью страхователя либо другого  названного в договоре физического лица, а также с достижением ими определенного возраста или с наступлением в их жизни иного предусмотренного договором страхового случая (личное страхование);

     с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (имущественное страхование);

     с ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем  или иным лицом, на которое такая ответственность может быть возложена, вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, либо с ответственностью по договору (страхование ответственности).

     По  форме страхование подразделяется на добровольное и обязательное.

     Страхование является обязательным, если оно предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

     В Республике Беларусь к обязательным видам страхования относятся:

     обязательное  государственное личное страхование  отдельных государственных служащих (судей, судебных исполнителей, прокурорских работников, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих и военнообязанных, работников налоговых органов, специалистов государственной ветеринарной службы и др.);

     обязательное  страхование строений, принадлежащих  гражданам;

     обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств";

     обязательное  страхование гражданской ответственности  перевозчика перед пассажирами ;

     обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний ;

     обязательное  медицинское страхование иностранных  граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республику Беларусь5.

     Вторым  элементом финансовой системы являются финансовые органы. К финансовым органам относится совокупность государственных органов, которые специально созданы для осуществления финансовой деятельности государства (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, банковская система, страховые организации), а также органы, в деятельности которых финансовая работа занимает достаточно большой удельный вес (таможенные органы). На характеристике правового статуса Министерства финансов Республики Беларусь, специально созданного для осуществления финансовой деятельности государства, остановимся подробнее.

     Министерство  финансов Республики Беларусь (Минфин) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 15851 (в дальнейшем -Положение).

     Минфин  является республиканским органом  государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Данное министерство образовано специально для осуществления финансовой деятельности государства и для организации управления в данной сфере.

     К основным задачам Минфина относятся (п. 3 Положения):

     1) проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

     2) обеспечение активного использования  финансов в целях повышения  эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

     3) разработка предложений по совершенствованию  форм финансовых взаимоотношений  организаций и граждан с государством  и по обеспечению роста финансовых  ресурсов;

     4) эффективное проведение бюджетно-финансовой  и налоговой политики;

     5) участие в организации инвестиционного  сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;

     6) контроль за соблюдением финансовых  интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

     7) государственное регулирование  и контроль в сфере деятельности  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями, создание  в республике запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней;

     8) формирование и реализация единой  государственной политики в области  разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;

     9) проведение государственной политики  в области страховой деятельности, государственный надзор 'за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

     10) осуществление лицензирования и  контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

     11) государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

Информация о работе Финансовая система РБ