Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.
1. Принципы построения и структура финансовой системы:
1.1 Теоретические аспекты и практическая реализация в РБ.
Термин
«финансы» имеет латинское
Можно
выделить несколько этапов развития
финансовых отношений. Первый
этап характеризуется неразвитостью
финансовых отношений, их слабым влиянием
на экономику государства (рабовладельческий
и феодальный строй). На втором
этапе казна государства перестала
быть собственностью его главы, однако
финансовые отношения ограничивались
формированием и
использованием государственного бюджета.
Он был единственным звеном финансовой
системы (Средние века). По мере развития
товарно-денежных отношений и функций
государства начала формироваться многозвенная
финансовая система. Третий
этап характеризуется высокой степенью
воздействия финансов на экономику, возникновением
и функционированием финансового рынка,
многообразием финансовых инструментов
(со второй половины XX в).
Финансы
отражают совокупность отношений по
поводу формирования, распределения
и использования
К
основным признакам финансов
относятся следующие:
Что
является источником финансовых ресурсов?
Первичным финансовым ресурсом является
сумма прибыли в сфере
В
экономической литературе нет единой
трактовки функций финансов. Финансы
выполняют функции образования
и использования денежных фондов;
другие указывают на распределительно-
Главной
характеристикой финансовых отношений
является их распределительный характер,
поэтому основная функция финансов
— распределительная.
Финансы обслуживают разные этапы распределения
совокупного общественного продукта,
участвуя как в первичном его распределении,
так и в перераспределении. Посредством
финансов государство воздействует не
только на перераспределение национального
дохода, но и на производство, накопление
капитала, сферу потребления. Распределение
национального дохода происходит как
между производственной и непроизводственной
сферами, так и внутри этих сфер. Государство
с помощью финансового механизма изымает
часть дохода, полученного в одних сферах
экономики, и направляет в другие, в том
числе в социальную.
Распределительная
функция финансов позволяет:
Распределительная
функция финансов осуществляется не
стихийно, а в соответствии с правовыми
нормами. Они позволяют регулировать
экономическую деятельность в обществе.
Таким образом, финансы выполняют
регулирующую функцию.
Основу
их контрольной
функции составляет движение финансовых
ресурсов. Финансовые показатели позволяют
нам дать характеристику результатов
деятельности, как отдельного субъекта
хозяйствования, так
и экономики в целом.
Понятие
финансовой системы является дальнейшим
развитием и конкретизацией понятия
финансы. В каждом государстве имеется
несколько сфер финансовых отношений,
каждая из них имеет свои особенности,
которые проявляются, прежде всего,
в формах и методах мобилизации
финансовых ресурсов и их использовании.
Каждая сфера финансовых отношений
является в определенной мере самостоятельным
звеном финансовой системы, но имеющим
определенные отличия. Однако эти отличия
находятся внутри единого целого,
где все звенья тесно взаимосвязаны
и составляют единое целое.
В
научной и учебно-методической литературе
нет единой точки зрения на определение
понятия «финансовая система» и
ее структуру. Однако известно, что
финансовые отношения объективны, но
они подвергаются субъективным воздействиям,
могут перестраиваться в таком
направлении, которое государство
сочтет необходимым. Осуществляют это
специальные органы, а именно финансовый
аппарат в лице Министерства финансов,
Министерства по налогам и сборам
и др.
Следовательно,
можно сделать вывод, что финансовая
система представляет собой совокупность
обособленных, но взаимосвязанных сфер
и звеньев финансовых отношений
и соответствующих им финансовых
учреждений, организующих образование,
распределение и использование
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Сбалансированная
финансовая система должна обеспечивать
оптимальное распределение и
перераспределение финансовых ресурсов
между своими субъектами, причем эта
цель должна достигаться с минимальными
потерями, что зависит от ее составляющих.
Рис 1.1 Схема финансовой системы
Сложность
финансовых отношений обусловливает
необходимость классификации их
по сферам функционирования, а последние
— по звеньям. Финансовые отношения
можно разделить на две крупные
сферы (Рис. 1.1):
1)финансы
субъектов хозяйствования
2)государственные
или общегосударственные (
Определяющим
признаком для вычленения отдельных
сфер и звеньев является наличие
в стране конкретных субъектов финансовых
отношений; Таких крупных, глобальных
субъектов в любом государстве
два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы
субъектов хозяйствования представляют
собой систему денежных отношений, связанных
с формированием и использованием денежных
фондов предприятий.
Они
включают денежные отношений которые
возникают между: предприятиями (это главным
образцом плата за продукцию и услуги);
предприятиями и вышестоящими организациями
(образование централизованных фондов
министерств и ведомств); предприятиями
и входящими в них структурными подразделениями;
предприятиями и государственным бюджетом
(платежи в бюджет, финансирование из бюджета);
предприятиями и учреждениями банков
(получение кредитов, их возврат, уплата
процентов за пользование кредитом) и
др.
Внутри
сферы «финансы субъектов хозяйствования»
выделяются три звена финансовых
отношений в соответствии с характером
деятельности субъектов: финансы коммерческих
организаций, финансы некоммерческих
организаций, финансы домашних хозяйств.
Финансы
коммерческих предприятий (коммерческих
организаций) являются основой всей системы
финансовых отношений, поскольку именно
на этих предприятиях в процессе производства
создается решающая доля национального
дохода страны — главного источника формирования
как децентрализованных, так и централизованных
фондов. От результатов деятельности коммерческих
предприятий во многом зависит финансовое
положение страны в целом.
Некоммерческими
организациями
признаются те, которые не ставят своей
целью извлечение прибыли и не распределяют
полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие
организации могут осуществлять
предпринимательскую
Они
могут быть созданы в форме
потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных
фондов, в других формах, пердусмотренных
законодательством.
К
субъектам хозяйствования относятся
также и домашние хозяйства и соответственно
различают финансы домашних хозяйств.
Под
домашним хозяйством
понимается хозяйство, которое ведется
одним или несколькими лицами, проживающими
совместно и имеющими общий бюджет. В отличие
от семьи домохозяйство включает не только
родственников, но и наёмных работников.
Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяют три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.
Сфера
централизованных финансов представляет
собой общегосударственные
Материальным
воплощением
Выделяют
четыре основные составляющие централизованных
финансов:
Государственный
бюджет является одним из основных звеньев
финансовой системы. С его помощью правительство
концентрирует в своих руках значительную
часть финансовых ресурсов государства.
Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных
групп статей: доходных и расходных. В
доходной части бюджета указываются источники
поступления денежных средств и их количественные
параметры. Основным источником формирования
доходной части бюджета являются налоги
с юридических и физических лиц.
В
расходной части
По
размерам доходной и расходной части
государственного бюджета обычно судят
об уровне экономического развития страны
и материальном положении основной
части населения.
Важным
звеном общегосударственных финансов
являются внебюджетные фонды.
Они представляют собой средства правительства
и местных органов власти, связанные с
финансированием расходов, не включенных
в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались
для финансирования отдельных целевых
мероприятий, впоследствии же приобрели
значение резерва, к которому прибегают
правительства в случае финансовых трудностей.
Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования