Финансовая система РБ и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

1. Принципы построения и структура финансовой системы:

    1.1 Теоретические аспекты и практическая реализация в РБ.

     Термин  «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений сфера применения понятия расширилась, понятие финансов стало включать в себя отношения, связанные с формированием денежных фондов предприятий и домохозяйств. 

     Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы, однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (Средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в). 

     Финансы отражают совокупность отношений по поводу формирования, распределения  и использования общегосударственных  и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства (на уровне предприятий и экономики в целом) 

     К основным признакам финансов относятся следующие: 

     
  • финансы не являются эквивалентом денег; они представляют собой денежные отношения;
  • к финансовым относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости,
  • не опосредованное движением товаров;
  • финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;
  • в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.
 

     Что является источником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального  производства, с более общих позиций, источник финансовых ресурсов - прибавочный продукт. 

     В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов. Финансы  выполняют функции образования  и использования денежных фондов; другие указывают на распределительно-стимулирующую  и контрольную функции, также на воспроизводственную, распределительную, контрольную, стимулирующую, но следует отметить наиболее важные: 

     
  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.
 

     Главной характеристикой финансовых отношений  является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов — распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную.  

     Распределительная функция финансов позволяет: 

     
  • создавать целевые фонды денежных средств  на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
  • осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
  • создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.

     Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют  регулирующую функцию. 

     Основу  их контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.  

     Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  финансы. В каждом государстве имеется  несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации  финансовых ресурсов и их использовании. Каждая сфера финансовых отношений  является в определенной мере самостоятельным  звеном финансовой системы, но имеющим  определенные отличия. Однако эти отличия  находятся внутри единого целого, где все звенья тесно взаимосвязаны  и составляют единое целое. 

     В научной и учебно-методической литературе нет единой точки зрения на определение  понятия «финансовая система» и  ее структуру. Однако известно, что  финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком  направлении, которое государство  сочтет необходимым. Осуществляют это  специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. 

     Следовательно, можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений  и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 

     Сбалансированная  финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и  перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта  цель должна достигаться с минимальными потерями, что зависит от ее составляющих. 
 
 

     

     

Рис 1.1 Схема финансовой системы

     Сложность финансовых отношений обусловливает  необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние  — по звеньям. Финансовые отношения  можно разделить на две крупные  сферы (Рис. 1.1): 

     1)финансы  субъектов хозяйствования различных  форм собственности (децентрализованные  финансы); 

     2)государственные  или общегосударственные (централизованные) финансы;

     Определяющим  признаком для вычленения отдельных  сфер и звеньев является наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений; Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве  два: субъекты хозяйствования и государство. 

     Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. 

     Они включают денежные отношений которые возникают между: предприятиями (это главным образцом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др. 

     Внутри  сферы «финансы субъектов хозяйствования»  выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств. 

     Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. 

     Некоммерческими организациями  признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. 

     Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых  они созданы, и соответствуют  этим целям.  

     Они могут быть созданы в форме  потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, пердусмотренных законодательством. 

     К субъектам хозяйствования относятся  также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств. 

     Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наёмных работников. 

     Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов  хозяйствования» выделяют три звена  финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

   Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы  и имеет своим функциональным назначением распределение и  перераспределение общественного  продукта и национального дохода в масштабах всего народного  хозяйства. 

   Материальным  воплощением общегосударственных  финансов являются централизованные фонды  денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных  потребностей. 

   Выделяют  четыре основные составляющие централизованных финансов: 

  • государственный бюджет,
  • внебюджетные фонды,
  • государственный кредит,
  • фонды государственного страхования.
 

   Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. 

   В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной  части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны. 

   По  размерам доходной и расходной части  государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. 

   Важным  звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.  

Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования