Финансовая система РБ и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

   Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.  

   Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством. 

   В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме. 

   Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. 

   Основные  формы государственного кредита: 

  • продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств;
  • денежная или кредитная эмиссия.
 

   Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

   Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. 

   Еще одним звеном финансовой системы  являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с созданием резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков. 

   Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компенсацией. 

     Особенность финансового аппарата состоит в  том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в  состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали  эффективное воздействие на все  стороны деятельности народного  хозяйства. 

     Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. 

     Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами —  при уплате налогов и неналоговых  платежей в бюджеты и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных  средств некоторыми организациями  для финансирования их деятельности и т.п. 

     Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня. 
 

    1.2 Зарубежный опыт  построения финансовой  системы.

     Как отмечалось ранее, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сбалансированная финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта цель должна достигаться с минимальными потерями. 

     Финансовые  системы многих стран имеют различия, что обусловлено: 

  • различными  формами государственного и политического  устройства;
  • спецификой развития экономики;
  • сложившейся отраслевой структурой;
  • масштабами экономики;
  • прочими факторами.
 
  • Финансовая  система Российской Федерации.
 

     В отличии от Республики Беларусь Россия – федеративное государство и имеет трехуровневую бюджетную систему.

     Финансовая  система Российской федерации имеет  следующую структуру: 

  • Бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты  субъектов федераций, бюджеты местного самоуправления);
  • Внебюджетные централизованные целевые фонды;
  • Внебюджетные децентрализованные целевые фонды (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях);
  • Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;
  • Имущественное и личное страхование;
  • Кредит (финансовый, банковский).
 

   Все денежные фонды, представляющие собой  элементы финансовой системы в материальном смысле дифференцируют на три группы (звенья) следующим образом: 

  • Государственные и муниципальные централизованные фонды.
  • Государственные и муниципальные децентрализованные фонды.
  • Частные децентрализованные фонды.
 

   К государственным и муниципальным  централизованным фондам относятся  такие элементы, как: 

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов РФ;
  • Бюджеты муниципальных образований;
  • Бюджеты внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования);
  • Средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате проведения обязательного страхования;
  • Средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате привлечения государственного муниципального кредита;
  • Золотовалютные фонды Центрального банка РФ.
 

   Государственным и муниципальным децентрализованным фондам следует относить такие средства в денежном исчислении, как: 

  • Активы  государственных и муниципальных  предприятий, наделенные ими на праве  хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • Доли государства и муниципальных образований в уставных капиталах коммерческих организаций;
  • Децентрализованные межотраслевые, отраслевые фонды, образуемые государственными и муниципальными предприятиями.
 

   К частным децентрализованным фондам можно относить: 

  • Денежные  средства, остающиеся в собственности  населения (физических лиц), после реализации налоговых обязательств;
  • Средства коммерческих организаций любой организационно-правовой формы, осуществляющих любые виды деятельности (включая банковское кредитование);
  • Средства некоммерческих организаций (фондов),образуемых коммерческими организациями и частными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ.
 

   Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства  возможно только на основе самостоятельности  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации 

  • Финансовая  система США
 

   Современная система государственных финансов США состоит из трех звеньев: 

  • Бюджетная система (федерального бюджета),
  • финансов штатов и местных органов власти,
  • специальных правительственных фондов.
 

   Финансовая  система США отличается высокой  степенью автономии своих элементов. Формально каждое подразделение  государственного управления самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую  политику; управляет государственным  долгом.  Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные  бюджеты - в бюджет штатов. Существуют многочисленные фонды, бюджеты предприятий, сметы законодательных и судебных органов, которые не включаются в  федеральные и местные бюджеты (либо результат их деятельности указывается  по сальдо). 

   Бюджетное устройство США состоит из 3-х  уровней: 

  • федеральный бюджет:
  • бюджеты 50 штатов-членов федерации;
  • бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений.
 

   Главное звено составляет федеральный бюджет - регулярно утверждаемая подробная  смета всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступления и основным направлениям и программам расходования средств. На структуру федерального бюджета  сильное влияние оказывают политические события, поэтому финансовую стратегию  государства определяет администрация  президента. 

   Бюджет  США выполняет 3 основные функции: 

  • Содержание  государственной машины (аппарат  управления, суды и пр.).
  • Перераспределение доходов между социальными слоям населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения напряженности.
  • Использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий для развития предпринимательства.
 

   В федеральном бюджете сосредоточены  важнейшие доходы и основные расходы  — ассигнования общенационального  значения. Через федеральный бюджет перераспределяются примерно 60 % всех средств бюджетной системы.

   Второй  элемент финансовой системы США - бюджеты штатов и местных органов  власти. Их составляют, утверждают и  исполняют органы управления административными  единицами. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти. Смету расходов разрабатывают бюджетное и финансовое бюро, смету доходов — налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы. 

   Третий  элемент финансовой системы - специальные  фонды, функционирующие как самостоятельные  финансовые учреждения. Они имеют  целевое назначение. Доходы фондов формируются за счет налоговых и  неналоговых поступлений, также  средств федерального бюджета. К специальным фондам относятся: фонды социального страхования по старости, случаю потери кормильца, по состоянию здоровья; экономические фонды созданы для регулирования хозяйственной жизни (инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития.  

Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования