Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.
Особенностью
финансовой системы США является
незначительная доля государственного
сектора и финансов государственных
предприятий.
Финансовая
система Великобритании включает в
себя 4 звена:
Ведущим
звеном финансовой системы является
государственный бюджет, который
состоит из двух частей:
Особенностью
Великобритании является наличие статей
бюджета, не рассматриваемых парламентом.
Прежде всего, это расходы по «цивильному
листу», связанные с содержанием
королевского двора.
Доходы консолидированного фонда на 95 % формируются налоговыми поступлениями. Помимо этого, в бюджет поступают средства от продажи государственной собственности, штрафов и др.
Бюджетный
год в Великобритании начинается
1-го апреля и заканчивается 31-го марта.
Финансы
местных органов власти.
В ходе административных реформ середины
70-х и начала 90-х гг. в Великобритании утвердилась
следующая организация местных органов
власти: в Англии - двухступенчатая, включающая
графства и округа, в Уэльсе и Шотландии
- одноступенчатая.
Эти
реформы укрупнили
Третий
элемент финансовой системы —
специальные фонды
(их в Великобритании более 80). Ведущее
место занимает Фонд национального страхования,
формируемый за счет взносов населения,
корпораций и дотаций правительства. Средства
фонда идут на выплату пенсий, пособий
по безработице и болезни.
Существуют
также пенсионные фонды госпредприятий,
уравнительный валютный фонд, фонды
гарантий экспортных кредитов. Эти
фонды создаются за счет средств
и дотаций предприятий. Расходы
производят в зависимости от функционального
назначения.
Основу
государственного сектора экономики
Великобритании составляют государственные
корпорации - отрасли, национализированные
после второй мировой войны (железнодорожный
транспорт, авиалинии, электроэнергетика,
газовая, сталелитейная и др.). В
большинстве своем это низко
доходные, но социально значимые предприятия.
В 80-е гг. многие из них были приватизированы,
а некоторые закрыты. Государственные
предприятия получают от государства
долгосрочные кредиты на капиталовложения
и платят налоги и процент за кредит.
Государственные
предприятия Великобритании делятся
на три вида:
Государственные
предприятия Великобритании, как
правило, убыточны. Их деятельность основана
на стратегических интересах государства.
2.
Государственные финансы
РБ: источники формирования
и направления использования.
2.1
Анализ функционирования
финансовой системы
в РБ.
Современная
финансовая система понесла достаточно
много изменений. На сегодняшний
день финансовой системе Республики
Беларусь выделяют три сферы:
Именно
в этой сфере формируется
Состав
первой сферы «децентрализованные
финансы» был точно определен
с принятием Гражданского кодекса
РБ в 1998 г. В соответствии с ним
в Республике Беларусь субъекты хозяйствования
включают юридические и физические
лица. Согласно ст. 44 Гражданского кодекса
Республики Беларусь, юридическим лицом
признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Среди
децентрализованных финансов ключевое
место принадлежит финансам коммерческих
организаций. Здесь формируется
прибыль, являющаяся главным источником
производственного и социального развития
общества.
Коммерческими
организациями, согласно ст. 46 Гражданского
кодекса Республики Беларусь, являются
те юридические лица, которые преследуют
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности.
Финансы
некоммерческих организаций имеют
свою специфику, связанную с нормированием
доходов, порядком их использования, владением
имущества и т. д.
Финансы
домашних хозяйств играют значительную
роль в формировании централизованных
финансов посредством налоговых
платежей.
Централизованные
финансы являются главным звеном
финансовой системы страны, так как
позволяют государству
В
состав государственного бюджет Республики
Беларусь включаются бюджеты отдельных
областей и бюджет города Минска, составляющие
в совокупности консолидированный
бюджет страны.
Местные
бюджета стали еще более
В
целом бюджеты областей, несмотря
на стандартную схему их формирования,
имеют значительные отличия –
как в механизации создания доходной
части, так и в приоритетах
использования, которые объясняется
спецификой экономического их состояния,
развитию сферы промышленного
К
государственным внебюджетным фондам
относятся фонды денежных средств,
образуемые вне государственного бюджета.
Например, в России указанных фондов
больше 30. В Республике Беларусь в связи
с тем, что контроль за расходованием этих
фондов был недостаточным, некоторые (как,
например, фонд социальной защиты молодежи)
были вообще отменены, иные республиканские
внебюджетные фонды с 1998 г. включены в
состав республиканского государственного
бюджета. В настоящее время в РБ только
один фонд имеет статус внебюджетного
- это Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты.
В соответствии с законом о бюджете его
средства включены в состав бюджета. Согласно
законодательству, областные и Минский
городской Совет депутатов также формирует
местные целевые бюджетные фонды (в частности
инновационные).
Государственный кредит, в свою
очередь, представляет собой
Финансовый
аппарат – третья сфера финансовой
системы, называемая иногда институционной
системой.
Согласно
Конституции Республики Беларусь (ст.
90, 97, 98), высшим законодательным и
представительным органом Республики
Беларусь является Парламент – Национальное
собрание, состоящее их двух палат
— Палаты представителей и Совета
Республики.
Представительные
органы в лице Национального собрания
обсуждают и утверждают республиканский
бюджет, принимают законы о бюджете,
налогах и других сборах в пределах,
определенных Конституцией Республики
Беларусь.
Наряду
с Парламентом регламентация
деятельности финансовой системы осуществляется
Президентом страны в форме законов,
указов, декретов (имеющих силу закона),
которые, безусловно, имеют главенствующее
значение в регулировании финансовых
отношений во всех сферах финансовой
системы.
Исполнительную
власть в стране осуществляет Правительство
Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции
Республики Беларусь, оно разрабатывает
и представляет Президенту страны для
внесения в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его
Кроме
указанных высших органов государственной
и исполнительной власти в финансовой
деятельности страны участвуют специальные
органы. К ним относятся Министерство
финансов Республики Беларусь, Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь,
Таможенный комитет Республики Беларусь,
Комитет по ценным бумагам при
Правительстве, финансовые управления
(отделы) отраслевых министерств, финансовые
отделы субъектов хозяйствования и
др.
Рассматриваемые
выше сферы и звенья финансовой системы
тесно взаимосвязаны между
Некоторые
экономисты выделяют кроме названных
выше сфер финансовой системы, еще одну
сферу финансовой системы — сферу
страхования, куда включают: социальное
страхование, личное и имущественное
страхование, страхование ответственности,
страхование
Но
тем не менее выделять эти отношения в
самостоятельную сферу финансовой системы
нет экономических оснований. Страховые
организации (государственные и негосударственные)
функционируют на тех же принципах, что
и другие коммерческие организации, «преследующие
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности». Именно по этой
причине страховые организации в Гражданском
кодексе Республики Беларусь не выделяются
в самостоятельную сферу или звено субъектов
хозяйствования.
Что
же касается социального страхования,
то применительно к Республике Беларусь
финансовые отношения, формируемые
в этом сегменте, материализуются
в бюджете Фонда социальной защиты
населения, который включается, согласно
законодательству, в состав республиканских
внебюджетных фондов.
Состав
финансовой системы страны во многом
зависит от того, является государство
федеральным или унитарным. Республика
Беларусь является унитарным государством,
в унитарных (единых) государствах бюджетная
система имеет два основных бюджетных
звена: общегосударственный и местные
бюджеты.
Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования