Финансовая система РБ и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

   Особенностью  финансовой системы США является незначительная доля государственного сектора и финансов государственных  предприятий. 

  • Финансовая  система Великобритании
 

Финансовая  система Великобритании включает в  себя 4 звена: 

  • Госбюджет.
  • Местные бюджеты.
  • Специальные внебюджетные фонды.
  • Финансы госпредприятий.
 

   Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет, который  состоит из двух частей: 

  1. консолидированный фонд, который включает текущие поступления  средств и их расходование;
  2. национальный фонд займов, в котором доходы и расходы государства связаны с движением капитала.
 

   Особенностью  Великобритании является наличие статей бюджета, не рассматриваемых парламентом. Прежде всего, это расходы по «цивильному  листу», связанные с содержанием  королевского двора. 

   Доходы  консолидированного фонда на 95 % формируются  налоговыми поступлениями. Помимо этого, в бюджет поступают средства от продажи  государственной собственности, штрафов  и др.

   Бюджетный год в Великобритании начинается 1-го апреля и заканчивается 31-го марта. 

   Финансы местных органов власти. В ходе административных реформ середины 70-х и начала 90-х гг. в Великобритании утвердилась следующая организация местных органов власти: в Англии - двухступенчатая, включающая графства и округа, в Уэльсе и Шотландии - одноступенчатая.  

   Эти реформы укрупнили административные единицы, сократили число бюджетов, усилили их зависимость от центрального правительства. В настоящее время  из местных бюджетов финансируется 36 % всех государственных расходов.  

   Третий  элемент финансовой системы —  специальные фонды (их в Великобритании более 80). Ведущее место занимает Фонд национального страхования, формируемый за счет взносов населения, корпораций и дотаций правительства. Средства фонда идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни. 

   Существуют  также пенсионные фонды госпредприятий, уравнительный валютный фонд, фонды  гарантий экспортных кредитов. Эти  фонды создаются за счет средств  и дотаций предприятий. Расходы  производят в зависимости от функционального  назначения. 

   Основу  государственного сектора экономики  Великобритании составляют государственные  корпорации - отрасли, национализированные  после второй мировой войны (железнодорожный  транспорт, авиалинии, электроэнергетика, газовая, сталелитейная и др.). В  большинстве своем это низко  доходные, но социально значимые предприятия. В 80-е гг. многие из них были приватизированы, а некоторые закрыты. Государственные  предприятия получают от государства долгосрочные кредиты на капиталовложения и платят налоги и процент за кредит. 

Государственные предприятия Великобритании делятся  на три вида: 

  • государственные корпорации;
  • смешанные предприятия;
  • ведомственные предприятия.
 

   Государственные предприятия Великобритании, как  правило, убыточны. Их деятельность основана на стратегических интересах государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственные финансы РБ: источники формирования и направления использования. 

2.1 Анализ функционирования  финансовой системы  в РБ. 

   Современная финансовая система понесла достаточно много изменений. На сегодняшний  день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы: 

  1. Децентрализованные  финансы:
  • Финансы коммерческих организаций;
  • Финансы некоммерческих организаций;
  • Финансы домашних хозяйств.
 

   Именно  в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. 

  1. Централизованные  финансы:
 
  • Государственный бюджет;
  • Государственные целевые (бюджетные и внебюджетные) фонды;
  • Государственный кредит.
 
  1. Органы  управления финансами.
 

   Состав  первой сферы «децентрализованные  финансы» был точно определен  с принятием Гражданского кодекса  РБ в 1998 г. В соответствии с ним  в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. Согласно ст. 44 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении: 

  • Обособленное  имущество;
  • Несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
  • Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
  • Исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;
  • Иметь самостоятельный баланс или смету.
 

   Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь формируется  прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. 

   Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. 

   Финансы некоммерческих организаций имеют  свою специфику, связанную с нормированием  доходов, порядком их использования, владением  имущества и т. д. 

   Финансы домашних хозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых  платежей. 

   Централизованные  финансы являются главным звеном финансовой системы страны, так как  позволяют государству оказывать  регулирующее воздействие на экономику. Они представлены республиканским  бюджетом, внебюджетными фондами, а  также государственным кредитом - к финансовой системе непосредственно  примыкает и тесно взаимодействует  с ней кредитная система, которая  представляет собой совокупность кредитных  отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. 

   В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных  областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный  бюджет страны. 

   Местные бюджета стали еще более социально  направленными, так как значительная их часть средств направлена на осуществление  адресной социально помощи и оказание финансовой поддержки различных  слоев населения. (Например, в связи  с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 22. 11. 2007 N 585 с 3 декабря 2007 г. молодым и многодетным семьям предоставляется финансовая поддержка государства). 

   В целом бюджеты областей, несмотря на стандартную схему их формирования, имеют значительные отличия –  как в механизации создания доходной части, так и в приоритетах  использования, которые объясняется  спецификой экономического их состояния, развитию сферы промышленного производства или аграрной направленностью территории, а также степенью поддержки республиканского бюджета. 

   К государственным внебюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. Например, в России указанных фондов больше 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. В настоящее время в РБ только один фонд имеет статус внебюджетного - это Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формирует местные целевые бюджетные фонды (в частности инновационные). 

     Государственный кредит, в свою  очередь, представляет собой систему  денежных отношений между государством  и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными  финансовыми организациями по  поводу получения займов, предоставления  кредита или гарантии. Как правило,  он используется для покрытия  дефицита бюджета. 

   Финансовый  аппарат – третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой. 

   Согласно  Конституции Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и  представительным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание, состоящее их двух палат  — Палаты представителей и Совета Республики. 

     Представительные  органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский  бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь. 

     Наряду  с Парламентом регламентация  деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы. 

     Исполнительную  власть в стране осуществляет Правительство  Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции  Республики Беларусь, оно разрабатывает  и представляет Президенту страны для  внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов. 

     Кроме указанных высших органов государственной  и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные  органы. К ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при  Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и  др. 

     Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Например, Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы. 

     Некоторые экономисты выделяют кроме названных  выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы — сферу  страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное  страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских  рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства. 

     Но тем не менее выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования. 

     Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые  в этом сегменте, материализуются  в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских  внебюджетных фондов. 

     Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством, в унитарных (единых) государствах бюджетная  система имеет два основных бюджетных  звена: общегосударственный и местные бюджеты.  

Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования